Гибель богов натурализма 22
В начале – в творческом лоне Божества – из первичного ни-что выделяются два полюса творения: небо и земля. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1. 2), – то есть представляет собой предвечный хаос. В момент обращения первообразных духов к земле – она превращается в материю мироздания. Низринувшись в добытийный хаос, дух человека творческим усилием обращает его в материю творения, материю претворяет в мировую плоть, плоть же преобразует в земные ризы – собственное тело. Диалектика преображения начинается в глубинах меонической бездны (не-сущем, ни-что) и слагается в путь воплощения-одухотворения: хаоса – в материю, материи – в космическую плоть, плоти – в тело индивидуальных субстанций, тела – в преображенное духовно-материальное тело личности.
«Хаос» по-гречески означает зев, зияние, разверстое пространство, пустое протяжение. Хаос представляет собой ограждённую Творцом сферу того, что ещё не есть нечто и в этом смысле вообще ещё не есть, но что, тем не менее, должно будет стать чем-то определённым. Этим хаос отличен от первичного ни-что, меона (не-сущего), из которого он выделен и которое не предназначено к творению. За пределами лона творения, которое объемлется небом и землею, господствует ни-что как таковое. В хаосе – то ничто, которое должно будет претвориться в нечто.
На небе – духовные субстанции, совершающие это творческое преображение. В хаосе господствует разложение ничто, но так как хаос сам по себе есть уже нечто выделенное из первичного ни-что, то стихии его бессмысленно и хаотически способны на случайное и временное воспроизведение некоторого элементарного нечто. Хаос – это уже не ни-что само по себе, в ни-что и нет ничего. Хаос же – это собранные в некую сферу неупорядоченные стихии, и само выделение их и ограждение от изначального ни-что.
Факт единения стихий в общем лоне набрасывает на них лёгкий и непостоянный покров связей и упорядоченности. В момент выделения хаоса из ни-что в нём начинается первичная дифференциация стихий, которая, тем не менее, не может получить ни завершения, ни продолжения, так как всё подвержено непрерывному распадению. Таким образом, хаос не является однородной массой и состояние его болезненно и безблагодатно антиномично, противоречиво. Если Бог есть всяческая во всем, то хаос – борьба всяческого со всем.
Хаос олицетворяет собой, прежде всего, принцип непрерывного, неразличимого, бескачественного, то есть бессмысленного движения, но всё же движения, а не пустоты ни-что. Собственное бытие хаоса – это отсутствие всякого качественного бытия, всякой определённости, это непрерывная дифференциация или распадение. В хаосе господствуют стихии слепой случайности, но не законосообразности, поскольку всякий закон выражает определённую степень упорядоченности.
В первоначальном состоянии хаоса присутствуют противоположные тяготения. Это, во-первых, инерция разложения, так как в нём отсутствует что-либо сдерживающее и оформляющее. Хаос сам по себе – это борьба всего против всего:
«…Воздух был света лишён, и форм ничто не хранило.
Всё ещё было в борьбе, затем что в массе единой
Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,
Битву с весомым вело невесомое, твёрдое с мягким…»
(Овидий «Метаморфозы»)
Но, так как хаос есть как таковой, как однородное состояние, выделенное от всего другого, он тем самым отдалённым и отражённым образом приобщён к тождественному, к единству. В хаосе самом по себе нет смысла и света, и потому всё в хаосе, что проистекает из хаоса, способно только усугублять его меоничность, уменьшать степень существования.
Непрерывное раздрание отзывается в его слабом единстве сопротивлением. Внутренние стихии хаоса стремятся вновь излиться в первичное ни-что, но вместе с тем хаос как таковой сдерживает свои границы. Что-то в хаосе складывается в стремление вырваться из беспросветности. Поэтому в хаосе подспудно формируется и открытость к свету преображения. Так бесконечное самоотрицание может породить начатки стремления к светоносному организующему началу, что являет низшую софийность в хаотической природе. Человек призван услышать эти стенания, в творческом акте обуздать и переориентировать мощь хаотических стихий.
Предвечный хаос превращается в основу (землю) предметного мира и существ, поскольку укрощенные стихии его становятся кровью и плотью космоса, а динамика хаоса оказывается источником жизненной мощи. Энергия хаотических стихий преобразовательно включается творческим духом в жизненный поток. Жизнь есть хаотическая мощь, преобразованная духом. Но мощь хаоса является и потенцией зла, небытия. Всякая вещь и всякая сущность, разрушаясь, вновь уходит в меоническую ночь, теперь уже как в свою смерть, в небытие.
Природа хаоса наиболее полно и дифференцировано открылась античности. «Это – то невидимое и неосязаемое, лишённое всяких физических качеств начало, которое получается после исключения из физического тела всех его реальных свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя предмета всегда приписывает ему то или иное свойство. Это – чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких его реальных свойств. Хаос – не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела… Хаос всё раскрывает и всё развёртывает, всему даёт возможность выйти наружу; но в то же самое время он и всё поглощает, всё нивелирует, всё прячет вовнутрь… Хаос представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено всё бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; поэтому хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он – вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он – континуум, лишённый всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он – принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный хаос всемогущ и безлик, он всё оформляет, но сам бесформен. Он – мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это – бесконечность и нуль одновременно. Все эти элементы слиты в одно нераздельное целое…» (А.Ф. Лосев).
Итак, предвечный хаос – изначала и в основе всего в бытии. Хаос является основанием жизни, но и источником смерти, – под покровом гармонии и жизни бушуют хаос и смерть. Созидающее начало – дух, без духа хаос – ничто, но дух творит в глубине хаоса и из хаоса. Поэтому хаос есть начало всепорождающее и одновременно всеуничтожающее. Из хаоса всё происходит, силой его стихий всё раскрывается и развёртывается, но в него распадается материя развоплощающихся форм. Хаос поглощает всё оставляемое духом, и в нём вновь нивелируется все качественно определённое. Хаос есть бездна, в которую обрушивается и в которой распадается материальная форма всего, что покидается духовной субстанцией, и превращается в нём в некоторого рода сплошную неразличимость. Хаос в материи – это разъятость всех элементов и смешение всех качеств. Тенденцией хаоса в физическом плане является энтропия.
Бытие есть динамика подъёма духа из хаоса, преображение хаоса, вектор же небытия направлен к возвращению всего в хаос, а хаоса – в ни-что, не-сущее, не существующее. Если предвечный, изначальный хаос – это ничто, из которого рождается мир, то в самом космосе хаос являет собой небытие – силу сопротивления преображающему импульсу. Это бездна небытия, над которой повисает мир, и над которой удерживает его только напряжение творческого начала.
Материя – это скованный, укрощённый хаос. Активный же хаос в нашей жизни несёт разрушение и смерть, он и есть воплощённая смерть. Всё безобразное и безобразное, внесмысленное, тёмное вызывает в нас содрогание, как прикосновение леденящего хаоса. «С остатками хаоса на земле связан ужас, страх, порождаемый тьмой, ночью, бесформенностью, отсутствием надежных границ между человеком и царством хаоса» (В.Н. Топоров).
«И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна»
(Ф.И. Тютчев)
Свидетельство о публикации №218011101855