Чтение часов

     Становилось темно,дождик усиливался,я с досадой и тайным страхом понял --не успеваю к ночи дойти до дома.. Ну как так не рассчитать время!  Всё из-за запоздавшего автобуса. Теперь эти несчастные пяток километров от остановки до поселка станут черной преградой, в темноте можно сбиться с тропинки, промокну …. Тут я увидел монастырский забор, который всегда был абстракцией. Я только знал, что монастырь  очень старый, он чудом перестоял все социальные потрясения, монахи из него почти не выходят, лишь изредка покупают крупу или вермишель в окрестных магазинах….
   Мысль попроситься к ним ночевать  показалась парадоксальной и завлекательной. Мне тогда было 15 лет, я был абсолютно невежественен в религиозных вопросах, но рассудил -- молитвенники не должны прогнать ночного путника. Ну не пустят, так не пустят, попытка не пытка, нашёл калитку, добрался до тяжелой дубовой двери….
Мне открыли почти сразу. Я не помню ни внешности, ни возраста монаха, ни его голоса, помню, что он держал фонарик и очень внимательно меня осматривал, пока я лепетал про ночевку, затем сделал приглашающий жест и провел по длинному коридору в просторное, очень  теплое  помещение. Я сразу догадался, что это пекарня : пахло вкусным хлебом, большая печь, несколько столов, много деревянных красиво разрисованных досок.
-- Трапезничать хочешь?
-- Нет. А где же все?
-- Шш,не шуми, отрок. Братия в кельях, мы встаем рано….Тьмы боишься? Фонарь оставить?
-- Не надо.
-- Почивай с миром. - Монах указал мне на широкую скамью крытую соломой и удалился. Было слышно, как он прошел обратно ко входу и там улегся…. Позабавила архаичная речь, удивило – меня даже не спросили  верующий ли я, крещеный ли, даже имени не спросили ….. В темноте было скучно, но приятно пахло снедью, соломой, сухой травой, после прохладного вечера я угрелся и почти сразу заснул.
  Меня разбудил монотонный говорок за стенкой. Позже я узнал, что это «чтение часов». Голос читал ровно, отчетливо, текст русский и непонятный одновременно, в этом была причудливая красота. Я встал, подошел к окну: дымился рассвет, дождя не было, лес затянут туманом.  Как в полусне я двинулся вдоль  стен.  Иконы глядели сквозь утренний сумрак. Они все были старые, закопчённые, думалось – может они уже триста лет так смотрят, знают всю жизнь, все тайны этого монастыря, а может вообще все тайны человеческие.
  Можно было уже идти домой, но я почему то  кружил по пекарне, слушал пономарское  чтение. видел лес в клубах тумана и думалось – так год за годом монахи видят этот лес, то ясный, то вьюжный, то снежный, то зеленый, потом всё повторяется, потом еще раз, а они переходят от утренних молитв к вечерним, от кратких снов к одинаковым бдениям, к работам и пениям. К одинаковым трапезам и чтениям псалмов …. Какая поразительная, альтернативная.… совсем другая  жизнь. Может они знают тайну времени?
  Я подошел к наиболее светлой иконе.Не помню кто был изображен, помню только глаза. Они были ясны и пристальны. Осторожно шепнул:
-- Скажи  что нибудь,
-- Кто ты? -  молча, но явственно спросила икона – Кто ты такой?
  Испугавшись, я подхватил свою сумку и полетел к выходу. Дверь была отперта, мельком я заметил привратника, он с другими монахами что то делал на огороде и помахал мне.
  Я почти бежал по тропке. Не помню ни до, ни после такого живого, свежего утра!
-- Кто ты? – спрашивал туман.
-- Кто ты? – спрашивал лес.
-- Кто ты? – спрашивали шаги по влажной земле.
  Сбоку ударил первый солнечный луч, ему ответил удар монастырского колокола , лес вздрогнул ветром, роса вспыхнула сокровищницей, птицы вступили хоровой полифонией. И это утро было одним из важных на пути моем ….


Рецензии
Как всегда просто, ёмко, красиво. Молодец, Лев! По тексту пройдись, есть что подправить: где дефисик, где две черты вместо тире и т. д. В общем, подкорректируй внимательно.

Валерий Грунер   06.03.2018 08:17     Заявить о нарушении
Спасиб.)

Лев Горбунов 2   08.03.2018 07:13   Заявить о нарушении