1Тим. 1, 5 Прицел увещания

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. 1Тим.1:5

Часто говорят, что для увещания нужна любовь от чистого сердца и т.п., но Павел, как мне кажется, пишет о том, что увещание нужно для того, чтобы научить человека любви от чистого сердца и т.п. Цель душепопечителя, проповедника, служителя – вызвать любовь в слушателях.

"Цель увещания есть любовь..." То есть цель увещания – вызвать любовь. Какую именно любовь? "Любовь от..." И дальше три вещи, без которых не бывает любви. Для обличающих и увещевающих здесь красивая мысль: обычно прицелом увещания имеют изменение образа жизни, покаяние уващеваемого (здесь это "добрая совесть"), но целью надо иметь то состояние увещеваемого, когда он сможет любить, как надо, а уже для этого ему надо поправить три указанных параметра.

Без учета этой двухступенчатости процесса выправления увещания могут выглядеть сухим цеплянием. А так получается: "я ведь хочу, чтобы ты любить Бога и людей смог по-нормальному, а для этого надо то-то и то-то". Т.е. то-то и то-то – не конечная цель увещания, но промежуточная, инструментальная.

Плохо, когда инструмент и выполняемые им действия становятся целью, деятельность тогда опредмечивается и обесцеливается. Отсюда прямая дорога к формализму и законничеству.

Можно представить себе мысленно такую схему: увещания помогают достигнуть чистоты сердца, доброй совести, нелицемерной веры, а эти три составляющие, в свою очередь, приводят в состояние любви или устраняют препятствия для настоящей любви (кстати, дальше в двух посланиях Тимофею еще об этом будет).

Другими словами, цель моего увещания – вызвать любовь в том, кого я увещаю, но я должен понимать, что для того, чтобы у него появилась любовь, ему нужны чистое сердца, добрая совесть и нелицемерная вера. Искренняя вера – для того, чтобы исправлять отношения этого человека с Богом. Чистота сердца – это о его мотивах. Добрая совесть – чтобы корректировать его систему сигнализации против греха.

Когда мы пытаемся помочь ближнему, важно показать ему, что все это надо ему же для того, чтобы убрать препятствия для изливания в него и из него любви Божьей. Т.е. конечная проблема – не грех, но то, что грех удерживает от соединения с Богом любви. А цель конечная или главная – не устранение греха, но соединение с Богом. Устранение греха – одно из средств на пути к главной цели.

Ополовиненная Благая Весть, которая учит только очищению от грехов, но не сближению с Богом в Иисусе Христе – и не Благая Весть вовсе, ибо, во-первых, что радостного в отказе от приятных грехов без получения чего-то более приятного взамен, а во-вторых, без соединения со Христом и Его помощи и первая половина будет недостижимой.

(На самом деле, освобождение от греха и соединение со Христом – не два отдельных, последовательных процесса, они неразрывно связаны, я разделил их здесь с целью акцентирования приоритета).

11.01.2018


Рецензии