Я играю... 19. Хрюка второй не заменит первого

        Когда дрессировщикам Ларисе Тихоновой и Владимиру Добрякову привезли группу семимесячных диких кабанчиков, выросших на воле, артисты сразу поняли, что сперва им придётся быть укротителями. Во время репетиций выходили в манеж в грубых ватных куртках и штанах. И все равно им досталось немало укусов. Это только на первый взгляд вепрь кажется неповоротливым толстячком. На самом деле же он любит двигаться, а в случае опасности перелетает через пятиметровые овраги и взлетает на трехметровую высоту. Одному из кабанчиков как-то очень не понравилось, что его отсадили от остального свинского общества, и он запросто перескочил через забор вольера, помяв при этом одного из работников цирка.

        А свинское общество — это стадо. И правила в нем довольно суровые. Тех, кого стадо считает лишним, безжалостно выгоняют, чужаков тоже не принимают, дисциплина царит строгая. А устанавливает её добродушная по виду мать семейства — только в лесном неукротимом варианте.

        Дрессировщики не сразу поняли, что такая «матрона» оказалась и в их группе. Ведь просили они привезти кабанчиков-мальчиков, и были уверены, что заповедник точно выполнил их заказ. Вот и назвали одного из пришельцев, как героя мультфильма, — Фунтиком. И позднее оказалось, что это вовсе не мальчик, а очень даже девочка. Так Фунтик превратился в Фунтю. Дамой она была довольно своевольной и старалась руководить не только стадом, а и дрессировщиками. Но, хотя была Фунтя властной и своенравной, между артистами и лесными гостями начал устанавливаться контакт.

        Кабанчик Хрюка первым из стада понял, что угощать вкусными сухариками могут только эти дружелюбные двуногие существа. Он выделялся среди других зверей своими размерами и, вероятно, считал, что может позволить себе больше, чем его родственники. Именно этот кабанчик принял на себя трудные обязанности лидерства во время работы в манеже — вёл за собой других, задавая нужный темп.

        Хрюка даже не догадывался, что был своеобразным «учебным пособием» для дрессировщиков, ведь демонстрировал им способности не только собственные, но и братьев, давая понять: кабаны сообразительные, пластичные, а при желании довольно послушные. Он даже подсказал один трюк, который потом стал выполнять Бабася. Когда случайно на арену вылетел чей-то мяч, Хрюка не стал пугливо суетиться, как другие кабаны, а защитил стадо от незнакомого и совсем непредусмотренного «противника» — бросился на него, схватил зубами и стал тормошить, пока тот не «испустил дух». Поэтому и появилось в аттракционе так называемое апортирование, что является элементом собачьей дрессуры. Собственно, и не только в цирке можно наблюдать, как собака приносит хозяину брошенный им предмет — палку или мяч. А вот чтобы дикий кабан приносил — кажется, такого мы ещё не видели.

        Вообще, в этом первом аттракционе «Рыси и дикие кабаны» было много разных маленьких открытий. Кабанчики возмужали, привыкли к цирку, их репертуар все расширялся, они выполняли элементы дрессуры и хищников, и лошадей, что даже вызвало определенный протест коллег Ларисы и Владимира. Кабаны ходили в манеже парами, тройками, образовывали веер, опускались на колени, маршировали, перебирая передними копытцами по барьеру, выполняли вольт вокруг дрессировщика, танцевали вальс, стояли на задних ногах. И каждый раз заводилой был Хрюка.

        Заканчивался репетиционный период, артисты готовились вынести свой номер на суд циркового компетентного жюри и зрителей. Но случилось непоправимое… Было это в сентябре в Костроме, где, работая над новым номером, артисты прожили целый год. Летом, после линьки, кабанчики выглядели смешными — такие обычные лысоватые, серые свинки с клыками, совсем не подходящими для такой мирной внешности и казавшимися слегка нелепыми. Но, осенью, будто готовясь к своему дебюту, четвероногие артисты прихорошились: оделись в густую щетину защитного цвета. Именно она делает вепрей в природе незаметными: среди ветвей, стволов и сухой травы. Чтобы создать максимально естественные условия обитания своим воспитанникам, дрессировщики держали их в вольерах во дворе цирка. Здесь звери могли и купаться, и получать необходимые витамины, пощипывая зеленый дёрн, который им регулярно привозили. А главное, кабанчики не страдали от перегрева. Они с явным удовлетворением встретили осенний снежок, который в тот год выпал неожиданно рано. Но однажды Хрюка захотел немного развлечься. Выбрал момент, когда работник цирка немного промедлил, закрывая дверцу клетки, и быстро выскочил из нее. Открытыми оказались и ворота циркового двора, куда именно в этот момент заезжала машина. Так Хрюке удалось вырваться на «большую прогулку». Городские улицы ему не очень понравились, и вскоре он оказался в лесопарковой зоне. Конечно, милиции сообщили о случившемся, но жалоб на нарушителя порядка пока не поступало. Зато позвонили с ипподрома — вероятно, Хрюку привлекли знакомые ему по цирку запахи лошадей. Вечерами он пугал местных отдыхающих, когда ломал ветви, продираясь через кустарник и шуршал листвой. Дрессировщики предполагали, что он мог иногда и порырыкивать, будто тигр, погавкивать, как собака, — цирковые свиньи очень быстро учатся подражать различным звукам.

        Как только Лариса и Владимир узнали о местах прогулок Хрюки, каждый день стали приходить в лесопарк. Брали с собой даже длинную волейбольную сетку, предполагая, что как-то можно накрыть ею непослушного вепря. Звали его, уговаривали. Но ближе чем на сто метров он к себе не подпускал — то ли не мог четко рассмотреть своих хозяева (ведь дикие кабаны близорукие), то ли не хотел, чтобы его поймали. Кабанчик умело скрывался за каким-нибудь кустом и будто сливался с ним, превращаясь в невидимку. Прошло дней десять, пока Хрюка наконец нагулялся и решил вернуться в цирк. Возможно, затосковал по стаду, захотел любимых сухариков, которые умел «выхрюкивать» у артистов в любой ситуации. А может его не покидали воспоминания о главной роли, которую он играл на манеже. Мы так никогда и не узнаем ход мысли кабанчика. О мостах он ничего не знал, покинутый цирк теперь находился от него на другом берегу Волги. Возможно, уловив «родной» запах, он решил форсировать широкую реку вплавь.
Заметили Хрюку с парохода. Милиционеры немедленно отреагировали на «сигнал» — встречали «пловца» на том берегу во всеоружии. Начали оттеснять его машинами к стадиону. Как бы вело себя в таких обстоятельствах любое животное? Понятно, убегало бы или защищалось. Трусливым и подлым выстрелам потом нашли объяснение: якобы людям могла угрожать опасность. А в цирк милиционеры сообщили о появлении Хрюки, когда охота на артиста была уже завершена. Нескольких минут не хватило Владимиру Добрякову, чтобы предотвратить трагедию…

        Каждый из дрессировщиков знает, какая это беда — потерять лучшего четвероногого артиста. Но для группы животных, которые живут стадом, это — непоправимая потеря. Вместо того, чтобы выпускать практически готовый номер на арену, Лариса Тихонова и Владимир Добряков снова начали работу чуть ли не с нуля. Получив новых животных, они постепенно, день за днем, приучали к ним старших, уже дрессированных, понемногу знакомили с разными трюками. Одного кабанчика из младшей группы назвали Хрюкой — в память о погибшем. Но он так и не смог заменить своего смышлёного и энергичного предшественника. Первый Хрюка умел вести за собой, а этому больше подходила роль ведомого. Он-то и старался, но не было в нем той раскованности и уверенности в себе, которые заставляли стадо поверить в своего лидера.
__________________

На фото: Владимир Добряков со своими питомцами. Автор неизвестен.


Рецензии