Чеченец. Мальчики

  Мужеству моих дорогих студентов посвящаю

 Валера был самым маленьким по росту, что его существенно отличало от сверстников, тридцати пятнадцатилетних пацанов, которых мне вручили в начале учебного года, назначив классным руководителем неуёмного народа. Но это не мешало ему в полной мере и за непродолжительный срок  проявить свои лидерские качества. Первые месяца два меня постоянно донимали устраиваемые им «экзамены».

- А как думает по этому поводу наша «классная мама»?

- А что скажет наша «классная»?

- А каким образом поступила бы наша «классная мама»?

- Давайте послушаем мнение нашей «классной мамы»!

   И так до бесконечности по поводу и без него! Но через какое-то время эти испытания на прочность завершились. Вероятно, в чём-то я показалась ему убедительной. Валера стал моим незаменимым помощником во всём. Правда, со своей неуёмной энергией его иногда заносило в разные стороны. Я постоянно внимательно наблюдала за ним. Он это чувствовал, но не обижался.

- Правильно делаете! Я знаю, что я иногда пру куда-то в сторону. Мне и мама так говорит. Она тоже глаз свой не спускает с меня, - почувствовав моё пристальное внимание к нему, сказал Валера.

  Нина Александровна, его мать, действительно часто приходила ко мне в техникум и интересовалась успехами  и поведением своего сына. Валера учился с первых дней хорошо, и здесь никаких проблем не было. Некоторые же преподаватели жаловались на его поведение, нетерпение, реплики, которые мог отпустить юноша. Мне приходилось разговаривать с ним, увещевать, находить слова, которые для Валеры были бы убедительными. Но если Валерка принимал мою позицию, то дальше мне не стоило волноваться, всё исполнялось в полной мере. Что называется, «слов на ветер», Валерка не бросал. Благодаря ему меня все в студенческой группе стали называть «классной мамой», не помню, чтобы кто-нибудь обратился ко мне иначе.

    Когда мои подопечные перешли на последний четвёртый курс, началась война в Чечне. По приказу министерства образования студентам выпускных курсов были досрочно проведены государственные итоговые экзамены, и все они были призваны в ряды Российской Армии. Валера тоже получил повестку, но ему ещё не исполнилось восемнадцать лет, не хватало двух месяцев. И сколько бы мы с Ниной Александровной не обращались по поводу этого в военкомат, ответ был один:

- Додержим в учебке до совершеннолетия!

Все мои мальчишки ушли в армию. От Нины Александровны я узнала, что Валера в качестве танкиста воюет в Чечне.  Тревожное это было время для матерей!

  Однажды, она вся в слезах пришла ко мне в техникум. Глядя на неё, я всё поняла без слов.

- Погиб, погиб, мой сыночек! Получила извещение…. А вчера вечером приехал к нам домой военком и сказал, что на станцию пребудет груз 200, и я должна опознать Валерочку! – всхлипывая, рассказала мне Нина Александровна.

- Приехали мы туда, выносят цинковый горб, открывают окно и говорят, чтобы я посмотрела, мой ли это сынок.

- Я смотрю, а это не он! Чёрненький такой мальчик! А Валерочка у меня светленький! Я тут чуть ума не лишилась!

- Где же тело моего сыночка? Господи, объясните мне, что же тут происходит?

А они мне говорят, что получателем груза прописана я, видимо произошла ошибка. Загрузили гроб вновь. Не помню, как и домой приехала. Военком сказал, что сделает запрос.
 
- И вот ответ получила: сведений нет.

Я пыталась, как могла, вселить надежду в несчастную женщину.

Прошло какое-то время. Я не видела Нину Александровну и ничего не знала о Валере.  И вот однажды во время занятий в дверь моего учебного кабинета негромко постучали. Я приоткрыла дверь и увидела Валеру!

 Это был он и не он! Несколько изменённое лицо, огромный шрам на его правой стороне, взрослый и возмужавший человек!

- Валера! Как же всё случилось? – только и могла воскликнуть я.

Ребята в аудитории зашумели, оставшись одни, но выглянув за дверь, вероятно, поняли, что происходит что-то серьёзное, и затихли.

- Здравствуйте, моя «классная мама»! – занервничал и заволновался он. Глаза его стали влажными.

- Вот и закончилась моя служба! Пришёл к Вам, как сейчас говорят :"чеченец". Пришёл, чтобы проститься.

- Как ты изменился, Валерочка! – я ладонью дотронулась до его шрама.

- А это! Уже пустяки! Мне сделали двенадцать операций. Немного отдохну, и ещё буду делать. Врачи сказали, что уберут это уродство, лицо будет нормальным.

- Господи, ты – жив!

- Да, жив! А ребят нет! Я два экипажа сменил. Наши танки горели в Грозном как свечи. В третьем танке и я сгорел! Не знаю, как оказался снаружи! Сам вылез или кто вытащил! Ничего не помню. Очнулся в Волгограде в госпитале. Врачи сотворили чудо, собрали меня, я выжил. Но как с этим быть дальше?

- Что я могу сказать матерям тех, кто остался там? К нам приходят домой матери ребят, воюющих в Чечне, спрашивают: «Как там, на войне?».

- Что мне им говорить? Я иду по улице, меня все останавливают, поздравляют! А с чем? Кажется,  лучше бы я умер там, где остались все!

-  И Вы меня не спрашивайте ни о чём! Пожалуйста!

- Я решил начать жить сначала, за всех погибших! Уеду в другой город, поступлю в институт, стану вновь студентом, а потом буду работать и родителей к себе заберу. У меня мама стала совсем седой! Прощайте, моя дорогая «классная мама»! Не волнуйтесь за меня! У меня всё будет хорошо!

Он приобнял меня и поцеловал в мокрую от слёз щёку.

Мы попрощались. Он уехал, вскоре уехали и его родители.
Дай Бог, что бы у него всё получилось! Надеюсь, что всё так и есть.


Рецензии
Не было бы Горбачева а после Ельцина, не было бы и чеченских войн

Иван Наумов   14.07.2018 19:03     Заявить о нарушении
Согласна с Вами! Мы ещё не всё знаем о предательстве этих двоих.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   14.07.2018 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.