Чичерин Алексей Владимирович

День памяти:
2/15.01 – день кончины (1989 г.)

Чичерин Алексей Владимирович родился 22 декабря 1899 года в городе Пензе в дворянской семье, ведущей свое начало от Афанасия Чичери (Чичерини), приехавшего в Москву в 1472 году в свите Софии Палеолог – невесты Великого князя Ивана ІІІ.
Ученый-литературовед, педагог, доктор филологических наук, профессор.
Сестра Алексея Владимировича Елена (дочь его отца от второго брака) стала монахиней Екатериной и разделила с братом и его женой арест в 1933 году и сибирские лагеря.

Гимназические годы Алексея прошли в Москве.

В 1920 году он поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Среди его учителей были И.А. Ильин, Г.Г. Шпет и С.Л. Франк.

Серьезное увлечение философией привело его к религиозному осмыслению жизни.  Он сблизился с кружком православной молодежи, объединившейся вокруг архимандрита Георгия (Лаврова) в Свято-Данииловом монастыре. Именно тогда окончательно сложилось то мировоззрение, которому он оставался верен всю свою жизнь.
В книге "Житие преподобноисповедника Георгия, Даниловского Чудотворца" читаем: "Некоторые питомцы Старца, тогда еще студенты, впоследствии стали видными учеными. Среди них известные хирурги, руководители больших институтов Н.А. Овчинников и С.С. Утешев; профессор Львовского университета А.В. Чичерин, профессор МГУ геолог С.Н. Наумова, профессор МГУ геоботаник В.С. Говорухин; кандидат биологических наук и агроном, озеленявший пустыню, где отбывал "сроки" И.К. Фортунатов и др.

Весной 1921 года его отделение в университете было упразднено, и оставили только тех, которые сдали половину положенных за все обучение экзаменов и зачетов. Пять студентов смогли сдать за два года все экзамены, и среди них – Алексей Владимирович Чичерин. Их называли "последними русскими философами".
"Все мы, – писал Алексей Владимирович, – всегда и вполне остались сами собою. Никто из нас не покривил душою, каждый избирал поприще, на котором мог быть полезен, и все оказались людьми, кому-то нужными".

В двадцатые годы он женился на Евгении Петровне Микини, с которой прожил долгую счастливую, но совсем не безоблачную жизнь. Детей у них не было.

В середине 1920-х годов началась научная деятельность А.В. Чичерина, вышли его первые книги.
В 1927 году он издал за свой счет стихотворный сборник «Крутой подъем».
Преподавал в экспериментальных, новаторских школах Москвы, в частности, в 4-й опытной школе Эстетического воспитания, которой руководила Н.И. Сац, и где работал целый ряд замечательных гуманитариев, среди них С.М. Бонди. В то же время Чичерин активно сотрудничал и в Государственной Академии Художественных Наук.

26 января 1933 года арестован в Москве.
В период следствия содержался под стражей в Бутырской тюрьме.
4 апреля 1933 года Коллегией ОГПУ СССР осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу членов кружка христианской молодежи. Москва, 1933 г." как "член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, антисоветская агитация".
Приговор: 5 лет исправительно-трудовых лагерей.

С 1933 года – в Карлаге, город Караганда, Казахстан.

В 1938-46 годах проживал в городе Костроме.
В Костроме с 1939 года возглавил кафедру литературы и русского языка. Возобновил научную работу. Написал кандидатскую диссертацию «Возникновение романа в России и на Западе на рубеже XVIII–ХІХ веков», которую успешно защитил в 1945 году в Московском городском педагогическом институте.
Не скрывал своей веры и открыто ходил в церковь.
Из воспоминаний монахини Екатерины (Чичериной), сестры Алексея Владимировича: «В 1946 году брат потерял работу в Костроме. Однажды вызвали его в дирекцию института. Там собрался весь состав преподавателей. Обращаются к нему: «Говорят, ты верующий?».  Брат вдруг почувствовал вдохновение и стал горячо говорить о вере и о том, что желал бы всем присутствующим быть верующими. На другой день пришла бумага об увольнении его с работы. Это произошло в начале учебного года. Отец Сергий, почитаемый в Костроме  старец (почти слепой заштатный протоиерей), благословил Алексея Владимирович ехать преподавать во Львов. Здесь, в течение 40 лет он руководил кафедрой зарубежной литературы. Жена его Евгения Петровна вела хозяйство. Добрая тихая женщина, все погруженная во внутреннюю духовную жизнь».

С 1946 года он – профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы во Львовском государственном университете.

Каждый год приезжал в Москву и посещал московские святыни.
Круг общения составляли Пестовы, отец Роман Ольдекоп, Александр Солодовников, С.М. Мейен, М. Веселовская, Утешевы (у Утешевых он останавливался), Кречетовы и отец Тихон Пелих.

В 1947 году в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) защитил докторскую диссертацию «Роман-эпопея в литературе критического реализма».

По воспоминаниям Татьяны Орловой, учившейся у него во Львове, «он читал наизусть из Бальзака целые отрывки на французском, чтобы передать красоту языка. <...> Перед каждой студенткой, которая здоровалась с ним на улице, он обязательно снимал шляпу. Всегда. Говорят, к своей жене даже дома обращался на Вы...»

Он был прирожденный лектор, замечательно владевший емким живым словом, умеющий складом своей речи передавать атмосферу писателя и его эпохи. Лекции Чичерина были не просто частью учебного процесса, они становились подлинным культурным событием и собирали аудиторию обширную и многоликую.  «Каждая лекция требует вдохновения, большой сосредоточенности и внутреннего подъема, – писал он. – За несколько минут до лекции <…> нельзя обращаться к лектору с хлопотливыми вопросами и делами. Он уже не здесь, но в своей лекции, выдергивать его оттуда, тревожить его нельзя. Он подобен пианисту, идущему к роялю, настоящему актеру за минуту до выхода на сцену. В творческом отношении он выше того и другого, он больше должен творить заново (он готов к лекции и все-таки ничего готового у него нет)”.  Сам А.В. Чичерин в полной мере обладал таким удивительным интеллектуальным артистизмом.

Одним из лучших в его творчестве можно назвать эссе «Размышления во время вечерних прогулок». Именно размышления, свободные и вдохновенные, о присутствии Бога в нашей жизни. Все говорит об этом: "кленовый лист, который сейчас соскользнул мне на плечо и упал в мои руки, травинка под моею ногою, старый дуб надо мною устроены вдохновенно и премудро. Радуясь природе, я восхищаюсь не слепым рождением материи, а светлыми мыслями, которые пронизывают все".  Светлыми, так как они от Бога.

Он не навязывал своих убеждений, но в каждом человеке стремился прежде всего видеть образ Божий. В окружающих видел братьев и сестер, и круг его друзей был очень широк и многообразен. И при этом он был человеком убеждений твердых и непоколебимых. Изменить его мировоззрение не могли ничто – ни активное общение с людьми совершенно иных взглядов, ни угрозы, ни прямое преследование.

В Советском Союзе, в условиях жесточайшего давления, А.В. Чичерин был религиозным философом. В жизни посюсторонней, временной, в самом движении времени он стремился обнаружить нечто неподвижное, противостоящее всеобщей текучести, обращенное к Вечности.

14 июня 1979 года умерла Евгения Петровна.

15 января 1989 года скончался Алексей Владимирович.

Литература:
1. Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Июнь. № 23. С. 11.
2. http://pstbi.ru
3. Петр Бухаркин. Алексей Владимирович Чичерин – человек, мыслитель, ученый. – http://www.tutunov.ru
4. "Житие преподобноисповедника Георгия, Даниловского Чудотворца".

Документы:
ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40232.


Рецензии