Вечатление от фильма Москва. Чистые пруды

"Москва. Чистые пруды"
Режиссер: Виктор Турбин
Сценарист: Михаил Анчаров
Оператор: Борис Лазарев
Композитор: Сергей Томин
Художник: Виктор Лесков
Страна: СССР
Жанр: мелодрама
Год: 1978
Актеры: Наталья Сайко, Александр Мартынов, Вячеслав Невинный, Андрей Мартынов, Надежда Карпушина, Александр Соловьёв, Ксения Минина, Наталья Назарова, Луиза Кошукова, Валерия Дементьева, Геннадий Кочкожаров, Генриэтта Ромодина, Светлана Семендяева,Виктор Новосельский

Не придумали ученые машину времени. Нет возможности  попасть в кинозал 1978 года, проследить за реакцией зрителей , задать вопросы после сеанса.
Как оценивать фильм человеку другого поколения, другой эпохи, когда даже  пирамида  ценностей  поменялась ? 
Прошла неделя ,  а пересматривать  фильм "Москва. Чистые пруды" не хочется.

В чём проблема?
Неудачная режиссура? Кстати, Виктор Семёнович Турбин  — советский режиссёр и сценарист радио- и телетеатра, кинорежиссёр, главный режиссёр литературно-драматической редакции Центрального телевидения. Заслуженный артист РСФСР.  Самые популярные его работы : «Любовь Яровая», «Следствие ведут ЗнаТоКи».  Великолепный спектакль- фильм  " Портрет Дориана Грея".
Почему такие тяжёлые диалоги,  неглубокие сцены .  Такое чувство,  будто  фильм снимали в ограниченное время и по приказу сверху.
Кому задать вопрос, почему  героиня одинаково накрашена  во всех возрастах ,  почему на Мызине смешной парик.  Искусственно  смотрятся сцены в поезде, дома.  Трудно разделить, где настоящее, а где вспоминают прошлое.  Почему Александр,  играя 24- летнего паренька  после войны,  в  стрижке  60-х годов.  Почему дочь  выглядит старше матери.  Неопрятности вылезают во всём .

Может,  виноват актёр  Александр Мартынов ? Холодный, отчуждённый, с одинаковым лицом и тяжёлым взглядом. Вспоминаю его роли в  спектаклях "Интервью в Буэнос-Айресе", "Чао!" . Совсем другой человек.

Сценарий плохой?  Не знаю. Но актёры очень зажаты. Пытаются придать значительность и смысл словам. Самая яркая сцена- это пьяный Мызин обещает не пить. 
Художник Виктор Лесков нарисовал новые поезда и  выглаженные гимнастёрки  солдат, едущих с войны. Чистые и пустые парки.
Всё постановочное.
Такое чувство, что 1978 году люди уже понимали, что жизнь совсем другая, чем та, что им приходится играть.  Идеологический фильм умирающей эпохи.  Чего я к фильму прицепилась?  Может сама виновата и не поняла главный смысл?
Очень узнаваемые психотипы  по соционике.

Жигулин  классический параноик, обладающий высокой целеустремлённостью, пренебрежителен  к интересам окружающих людей ради высоких целей, готов отказаться от многих радостей в жизни ради выполнения задуманного, при контакте с окружающими проявляют повышенную категоричность.
Мызин - гипертим   с  неиссякаемым оптимизмом, щедростью, энергичностью и жизнерадостностью при любых обстоятельствах.

Варя сензитив.  Чувствительная , впечатлительная . Обладает спокойствием, чувством долга, высоко дисциплинированна. Требовательна  по отношению к себе, к  окружающим людям добра и внимательна.

 Повесть мне понравилась .  Понравилась с первой строчки , где главный персонаж раскрывается через отношение к людям разных возрастов.
Несколько раз прочитала  и согласна была с каждым словом этого фрагмента:

«Жигулин воевал, а если оглянуться и постараться вспомнить правдиво, то окажется, что на войне не взрослеют, как принято считать, а на войне стареют, и все разговоры о том, что оставшиеся в живых мальчики возвращаются с войны взрослыми, — это мнение тех же мальчиков — и ошибка. Потому что взрослый — это тот, кто узнал самого себя и на что он способен. И хотя на войне можно узнать про себя, какой ты во время общей беды и какой ты, когда перед тобой враг, но на войне трудно узнать, какой ты в простой жизни. Потому что война — это авария, а жизнь не состоит из аварий, жизнь состоит из жизни. И тут после шока от войны трудно повзрослеть, потому что после того, как мальчишка участвовал в событии, вся другая жизнь кажется ему без событий, и он труднее понимает, что главное событие в жизни — это сама жизнь. И поэтому чересчур долго он остаётся человеком без возраста — старше молодых и моложе старших, и всё время поступает не по сезону. И ему трудно.»

Вот, самое главное о человеке сказано. Ему трудно, но обстоятельства постоянно его испытывают. Трудно с мамой и он к ней не поехал. Трудно с девушкой и он от неё сбежал.  Даже когда ему хорошо, уму всё равно трудно:

«Жигулину так хорошо стало, что он притворился, что спит».

Мы не знаем, каким Жигулин был до войны. Сколько ему лет  в 1941? Скорее всего он 1922 года рождения, значит лет 18-19.
Возраст становления, поиска. А тут война. Конечно, когда видишь смерть друзей, близких, то потом страшно к кому- то привязываться. 
Я очень ценю рассказ за смелость. Именно смелость. Рассказывать не о геройском прошлом нашей доблестной армии, а о серьёзных психических проблемах вернувших от туда. Не только тело может болеть, но и душа. Потеря ноги не так страшна, как потеря сердца.
Как страшно любить, создавать семью и быть зависимым от другого человека. А вдруг завтра очередной Гитлер-Сталин  придёт и всё отберёт? Военное поколение уже прочувствовало  своей шкурой хрупкость этого мира.

Кем мог работать персонаж с таким прошлым и настоящим? Анчаров очень правильно придумал ему профессию.  Представьте, если бы сделал врачом или педагогом? Специалист с ледяными сердцем – это страшно.   Человек с мертвым сердцем взрывает прошлое, чтобы на осколках люди строили новое.  Не он, а другие люди. Он пока ещё может только взрывать.

Кто герой, так это Вера. Выучила себя до серьёзной  профессии, помогает людям, растит дочь, ждёт мужа. Женщина всегда ждёт своего мужа- с охоты, с войны, с работы и греет сердцем  то место, куда уставший  после геройства  мужчина может вернутся. Он попытается  уйти. Будет стоять на пороге с чемоданом и оглядываться назад, не догонит его женщина. Она догоняет, обогревает.

Почему так названа повесть ? Все говорят , что это намёк на страсть человеческую.  Не согласна.
1)Это центральный район в Москве, что носит такое название. А если бы стояли на Бульваре революции, то намёк на революцию? Смешно.

2)Очень много в этом географическом месте связано с судьбами женщин.
Например, в XIX веке одну половину Страстного бульвара занимал Страстной монастырь . Он был женский. Название получил от  Страстной иконы Божией Матери. Опять женщина.
На иконе Богородица, а рядом ангелы, что  держат  в руках орудия Страстей Христовых. На этом я свои домыслы закончу, а то фантазия полетела, что мужчина проходит через жестокие испытания, а возрождается благодаря женщине.

3)Вывод общий, что наши герои могли сидеть на  женской намоленной  территории.  А другой половине  местная домовладелица Е. А. Нарышкина в 1872 году за свой счёт засадила деревьями и назывался он тогда  Нарышкинским садом или сквером. Везде рука женщины.

Мой вывод такой, ещё раз убеждаюсь, если нравится литературный персонаж или книга, то не смотрите по нему книгу. Обязательно разочаруетесь.


Рецензии
Альбина, написао горячо, тема связи кино и ауенааарияязадета. разница меду сенарием ()книгой) и фильиоо вроде есть. Многолишнего пафоса и поставлены вопросы, накоторые можн ответить самой. Во про этого человека сзолодным сердцем. Валя ез конца сбивается на Вену, адо исправить. И все эти деели "почему накрашена одинаково№ - эо непо длу. мы ведь психологию хотим поняяять, а тонкости м акяжп. Зачет ставим, но вопросы остаются.

Галина Щекина   31.01.2018 18:02     Заявить о нарушении