Как это было... Откровения сепаратистки Глава 4

               
              Война вступила в свои права... Она изменила нашу жизнь, наше мировоззрение, меняла наши характеры... Теперь по-другому мы смотрели на все... В мирное время любой пустяк кажется проблемой, а во время войны - любая проблема кажется пустяком. Война оголила всех. Она сняла с нас все, чем мы прикрывали в мирное время свои тайные чувства и помыслы.  Теперь мы были друг перед другом, как перед Богом - в самом истинном свете... Война меняет человека, делая кого-то - лучше, а кого-то -  хуже, чем он был.   Но как ни ужасна война, все же она проявляет духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему  врагу — смерти.
               Да, мы живем, мы продолжаем жить. И среди тягот военного времени мы старались найти хоть что-то, что может скрасить наше грустное существование. Молодежь  из кирпичей соорудила во дворе школы под деревьями  что-то, наподобие мангала. Там, при любой возможности, они собирались веселой компанией и жарили шашлычок. Двор наполнялся веселыми шутками и молодым задорным смехом. Да, молодость берет свое... О,  молодость! Молодость!.. Молодость — величайший дар Господа! Она заразительна! Только у молодых  такой заразительный смех, что когда они смеются, смеешься и ты, даже не зная, о чем идёт речь… Может быть, вся тайна ее прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что тебе все по плечу ... Как нам всем не хватает друзей молодости! А, может, просто молодости?...   В молодости мы очень богаты энергией и жизнью и охотно всем  раздаем это богатство. Только в молодости кажется, что даже такая цель, как вечная жизнь, вполне достижима. Вот почему рядом с молодыми всегда  интересно, хочется жить.  Мы, жильцы “общежития” в уважаемом статусе и в уважаемом возрасте, не отставали от молодежи и тоже организовывали совместные ужины, создавали себе праздники. Самым запоминающимся для нас стал День шахтера. Не смотря на войну, традиции мы менять не собирались. В честь праздника я решила всех побаловать пирожками. Благо, что все необходимое для этого у меня есть. Я замесила тесто, приготовила начинку и занялась пирожками. И тут стали раздаваться взрывы. Как  они задолбали!!! Страха уже не было. Была злость. Пальцы сжимались в кулак и хотелось этим кулаком погрозить в сторону невидимого врага. Когда же вы захлебнетесь  и оставите нас в покое?! К счастью, на этот раз это были не “Грады”, а танки или гаубицы. Может, еще что-то, я в этом не разбираюсь. Но нам были слышны и выстрелы, и взрывы. Скорость звука выше скорости снаряда, поэтому мы сначала слышим  звук залпа, а потом до нас докатывается звук взрыва. Перерыв между выстрелом и взрывом составляет, где-то, около восьми секунд. За это время можно спрятаться. Значит можно заниматься пирожками. Это целая наука - готовить еду во время обстрела. Сразу после взрыва нужно бежать на кухню и быстренько лепить пирожки. Один пирожок, второй...  Если повезет, то и третий. Вот прозвучал выстрел. Начинаешь считать:
        - Раз, два, три, четыре...
Все это время продолжаешь лепить пирожки. Руки, как бабочки, порхают над столом. Заготовка, начинка, пирожок... Заготовка, начинка, пирожок...  Продолжаешь считать дальше:
        - Пять, шесть...
Все еще лепишь…
         - Семь...
Бросаешь пирожок в противень и бегом за ванную комнату  в коридор, подальше от окна.
        - Восемь!
          И - взрыв!... Слава Богу, что далеко от тебя! И опять можно бежать на кухню...
          Вот так и лепила свои пироги. Впрочем, таким образом мы готовили всю еду, не зависимо от того, пушки это или “Грады”. Все, как обычно - взрыв, подскок к плите, счет - и в укрытие... Это в начале войны мы впадали в ступор  от каждого взрыва. Теперь это просто стало нашим образом жизни…  К моему огромному счастью, эти взрывы раздавались где-то в других районах города и я смогла благополучно их допечь. За это время мой муж сварил нам свеженькую пюрешку. Потом был перерыв в обстреле и мы с мужем, быстренько схватив драгоценную ношу, на полусогнутых  ногах помчались в школу. Там нас уже ждали наши соседи и мой дядюшка. Мы занялись организацией праздника. Нас опять стали обстреливать, но испортить праздник они нам не смогли. У себя в "общежитии" мы были в безопасности и с вдохновением накрывали импровизированный стол. Стол был не по-военному богат! Здесь было все, что "Бог послал". В этот день Господь не поскупился. Кроме наших  пирожков и пюрешки, он нам послал свежие помидорчики и огурчики, всем по маленькой куриной отбивнушке и даже красную рыбку, которую заботливый дядюшка принес к нашему столу. Кто-то принес какие-то салатики, тушеную капусточку и, конечно, водочку. За нашим столом собрались все жильцы нашего крыла. Даже "наше несчастье" принял участие в празднике и выпил свои полевые сто граммов за наших шахтеров, за нашу победу. Этот праздник был для нас дорог еще и тем, что он был из нашей мирной жизни. Для всех городов Донецкой области, где основное население трудится на шахтах,  День шахтера является главным праздником и всегда отмечался концертами под открытым небом и народными гуляниями. Излишне говорить о том, какое он имеет для нас значение, особенно в военное время. Даже взрывы от снарядов не могли нас расстроить. Пусть салютуют в честь наших шахтеров! В этот день все снаряды легли мимо и никто из жителей города не погиб...

                Постоянные обстрелы наносили огромный ущерб городу и его жителям. После каждого обстрела всегда что-то выходило из строя. Я уже не говорю о том, что разрушались жилые дома и люди оказывались без крова над головой, без средств к существованию, просто выброшенными на улицу под открытое небо... Враг сознательно уничтожал инфракструктуру города. Из-за попадания снарядов  рвался газопровод, разрушалась электроподстанция, постоянно выходила из строя насосная станция. У нас часто не было света и воды. Наши аварийные службы делали все возможное и невозможное, чтобы ликвидировать  разрушения, порывы и мелкие неполадки, чтобы городу создать приемлемые условия для существования. Я преклоняюсь перед их мужеством и самоотверженностью. Эти люди под обстрелом “Градов” каждый день совершали подвиг во имя жизни своих земляков. Порой, даже ценой своих жизней…
              Трудно сказать, чего чаще у нас не было - то ли воды, то ли света. Когда электричества  не было несколько дней, для нас это стало катастрофой. Мы стали заложниками цивилизации...  Для нас электричество - это все! Это - освещение, связь, интернет, сохранность  продуктовых запасов. Ведь все старались запастись каким-то минимумом провианта и холодильники были у всех забиты. В сорокоградусную жару без электричества у людей пропали почти все запасы. Без воды было еще хуже. Капля воды -  дороже золота... Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Человек как-нибудь обойдется без света, еды, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Она наполняет нас радостью и живительной силой, которую не объяснить нашими чувствами. Вода - это чистота, гигиена, здоровье.
             Без электричества мы как-то научились обходиться. Слава Богу, был газ и еду было на чем готовить. Свет был от свечей и самодельных коптилок, а  интернет мы заменили живым общением. Это было нам даже на пользу. Поздними тихими вечерами мы усаживались на крылечко и, окутанные лунным светом,  общались, общались, общались... Именно тогда мы узнавали интересные истории из жизни наших соседей. И вообще, всю их жизнь... Хуже было со связью. Какое-то время наши телефоны еще держали заряд, но, рано или поздно, они разрядились. Связь с близкими была потеряна и мы не находили себе места  от переживаний за их жизнь, от окружающей нас неизвестности. Разлука с ними и неизвестность о их судьбе просто терзали нас, разрывая наши души в клочья. Особенно было страшно после обстрелов, когда обстреливались те районы города, где находились наши родные. Каждая минута неизвестности казалась вечностью... Мы с отчаянием давили на кнопки своих телефонов в надежде услышать родные голоса. Мы пытались отправить сообщение за сообщением в надежде, что хоть одно из них прорвется к своим... Но связи все не было. Это ужасное чувство, когда кажется, что время остановилось и вы носитесь и пытаетесь что-то предпринять, но любые действия бесполезны… Вы бессильны в этом ожидании, ибо вы должны лишь терпеливо ждать  разрешения ситуации… И какова же была всеобщая радость, когда наконец-то связь появилась!!! Шквал эмоций не передать словами!... Весь двор огласился счастливыми возгласами:
             - Привет! Вы где?... Как вы?...  Не волнуйтесь, мы живы-здоровы!... У нас все хорошо!...
             Мы все, перекрикивая друг друга, мешая друг другу,  говорили, говорили и не могли наговориться со своими родителями, детьми, внуками и друзьями. Голоса наших близких для нас были слаще самой прекрасной музыки... Каждый звонок от обеспокоенных родных и друзей, словно разряд тока пронзает сердце, заставляя его радостно биться, верить, жить и надеяться…  В жизни возможно всякое — хорошее и плохое, грустное и весёлое, тяжёлое и лёгкое… , всё можно пережить и перетерпеть… Главное, чтобы любимые люди были рядом. Главное, чтобы было ради кого...
              Без воды у нас тоже могли начаться серьезные проблемы, поэтому мы все прилагали максимум усилий в поисках источников живительной влаги. Нам очень повезло, что недалеко от школы находится Богоявленский собор. На его территории есть фонтаны с водой и бювет, из которого течет питьевая вода. В храм со всего района бесконечной рекой сходились люди. С ведрами, банками, баклушами... Очередям не было конца... Но, не смотря на многолюдность, в толпе не возникало ни ссор, ни потасовок. Люди терпеливо ждали каждый своей очереди. В тяжелую минуту все сплотились и старались как-то поддержать друг друга. Мы все наполняли  имеющиеся баклажки водой, чтобы сделать хоть какой-то запас. В фонтанах вода быстро закончилась, но пришло время, когда и бювет иссяк... Электричества не было, насосы не работали и воды не стало... Теперь первым наименованием в списке товаров первой необходимости, который мы давали ополченцам, была вода. Спасибо ребятам, они нас очень выручали в эту изнуряющую жару. Но воды хронически не хватало...
           Нам сказали, что воду можно набрать во дворе магазина “Радуга”. Там в подвале подъезда каким-то чудом остался нетронутый водовод и вода шла, не переставая. Эта информация молниеносно  разнеслась по району. Во двор магазина пошел нескончаемый поток людей. Это было очень опасно, потому что в любую минуту мог начаться обстрел. Противник стрелял без предупреждения и артобстрел мог застигнуть в самом неожиданном месте. Зная это, люди все равно шли, и шли семьями, с детьми, некоторые даже с животными. Старики с палочками шли по несколько человек, поддерживая и помогая друг другу. Кто-то приезжал на легковой машине, кто-то приходил с тачкой, на которой потом увозил емкости с драгоценной влагой. Все старались сделать хотя бы минимальный запас воды.
           Мы с мужем, как и все, взяли тачечку, поставили на нее сорокалитровый молочный бидон  и пошли  к магазину за водой. Идти нужно было быстро и наша тачка с пустым бидоном гремела на всю улицу. Впрочем, слышался грохот не только от нашей тачки. Со всех дворов люди с такими же тачками и бидонами, бидончиками и кастрюлями, сливаясь в единый поток, спешили  к известному месту  на водопой. Жильцы дома протянули длинный шланг из подвала  во двор и люди прямо у подъезда набирали воду. Там было много народа и детей. Дети с удовольствием мочили свои ножки в лужицах, образовавшихся от разлитой воды, и, чумазые, жались к своим родителям. Война их сделала не по годам серьезными… От сумасшедшей  жары плавился асфальт  и изнуренные люди прятались в тени деревьев. Некоторые молодые ребята, дорвавшись к воде, не сходя с места, обливались водой прямо со шланга. Тут же к лужам подбегали собачки и кошки и тоже жадно пили водичку. Вода нужна была всем… Она оживляла, возрождала нас и давала нам силы жить дальше…
           Наполнив свой бидон водой, мы пошли домой. Сорок литров воды – ноша нелегкая. Но, как говорят: ”Своя ноша не тянет…” И мы шли потихоньку, шаг за шагом приближаясь к своему дому, моля Господа о том, чтобы не начался обстрел. Мы прошли площадь Победы и были уже на улице Гагарина. Вдруг над головой раздался свист пролетевшего над нами снаряда. Мы раньше с этим никогда не сталкивались, хотя по рассказам очевидцев знали, что это снаряд. Он со свистом пролетел над нами и взорвался где-то недалеко в воздухе. Ощущение не передать словами…  От неожиданности мы присели и стали метаться из стороны в сторону. Вся теория, которую мы знали на “отлично”, мгновенно вылетела из головы!... Какой там падать на землю и закрывать голову руками?! Бедному сердцу стало мало места в груди! Мы думали, что начался обстрел.  Страх нас  швырял то вправо, то влево, то вперед, то назад. Мы метались вокруг своей тачки с бидоном  на полусогнутых ногах, испуганно тараща глаза друг на друга  и  не находя места для укрытия. Наконец  до нас дошло, что снаряд уже  разорвался  и больше взрывов нет. Мы остановились и вздохнули с облегчением – это, наверное, наши ребята проверяли “зушку”. Дело в том, что сын предупреждал нас, что они закончили ремонт ”зушки” и сегодня ее должны испытывать ( “зушка”- это зенитная установка; ее снаряд, если не попадает в цель, через какое-то время самоуничтожается в воздухе). Мы, обессиленные, облокотились о стену дома, и устало смотрели друг на друга. Ну и картина была со стороны!...  Двое ненормальных в полуприсесте, растопырив руки  и крутя головой во все стороны, водят “хоровод” вокруг тачки и не могут остановиться.  Потом этот эпизод в своей  жизни  мы вспоминали  с улыбкой и, строя рожицы и кривляясь, передразнивали друг друга…  Можно было бы умереть со смеху, если бы не война…

Продолжение следует
            


Рецензии