Макбет сюрпризы и загадки Макбета
Опера Верди, 9 января 2018, Историческая сцена Мариинского театра
Бывают удивительные редкие спектакли, когда испытываешь такой восторг, что в него трудно поверить! Его не всегда можно объяснил разумными доводами, но тем не менее, для этого должны совпасть несколько моментов. Вызывающая отклик в душе эмоциональная музыка, околдовывающие голоса любимых певцов и что-то ещё, что нельзя точно определить словами, но без чего этот поразительный эффект не рождается! Вероятно, это магия, магия голосов и образов, которая даруется артистам свыше, словно божественный поцелуй, делающий их особенными, способными завораживать публику. Это апогей, высшая точка воздействия искусства на зрителей! Раньше, в домодернистскую и допостмодернистскую эпохи, это называли катарсисом, к нему стремились все великие творцы. Считалось, что именно это потрясение от искусства должно делать людей лучше, пробуждать добрые начала в каждом, пережившем это эмоциональное состояние. Вчера судьба подарила мне такой спектакль - "Макбет", опера Верди, с Владиславом Сулимским и Татьяной Сержан.
Петербургской публике определенно повезло! В Мариинского театре в одном сезоне идет почти полтора десятка опер Верди! И среди них - "Макбет", не самая исполняемая опера! Но невероятная по красоте музыки! Лучшие арии композитор подарил главной злодейке - леди Макбет. И в первых двух действиях она поражает их мелодиями, а уж от застольной "Пусть бурно пенится вино" в страшной сцене появления призраков в помутненном сознании короля Макбета, у зрителей просто захватывает дух, и эта ария может вполне поспорить за пальму первенства с застольной из "Травиаты"! У главного злодея, Макбета, партия менее броская, но тоже очень выразительная, особенно дуэты с леди Макбет и финальная ария «Pieta, rispetto, аmore» (Милосердие, уважение, любовь) (в русской версии "Окончен мой путь")... А если эти две партии исполняют одни из лучших вердиевских певцов, настоящие оперные звезды Татьяна Сержан и Владислав Сулимский, то мрачная романтическая оперная история Верди никого не оставляет равнодушным! Слушать их уже подарок судьбы, а в этой опере, которая им явно по душе, тем более! А если вместе с ними на сцену выходят прекрасный тенор Сергей Скороходов и хороший бас Михаил Петренко, то это вообще большое везение. Вчера, 9 января именно так и получилось: звездный состав в опере Верди. Это не первый мой "Макбет", и не второй, но, точно, лучший! Я почти в транс впала перед антрактом, аж слезы от восторга прошибли. Голоса Владислава Сулимского и Татьяны Сержан сегодня, и вообще последнее время, меня просто в благоговейную дрожь повергают, такие они удивительные, то неистовые и могучие, то проникновенные и завораживающие! Какой был ансамбль с хором перед антрактом! Чудо какое-то! Я не люблю показную драматургию в опере, когда ее надо реализовывать телом и беготней. Мне нравится, когда все движения души, все эмоции передает голос певца и мимика, и для меня сегодня было как раз то, что надо! Сколько страстей было в голосах! Гнев и ярость в голосе леди Макбет Татьяны Сержан! Растерянность, страх, одержимость и обреченность отчаяния в Макбете Владислава Сулимского! Застольная леди Макбет потрясающей красоты, звучащая во втором действии дважды: поначалу властно, торжественно и величественно, а потом почти яростно, словно сквозь стиснутые от злости зубы! И гнев этот обращен к супругу, королю Макбету, который уже живёт в мире своих собственных кошмаров! И придворные, застывшие от ужаса! Финальный ансамбль в этом действии для меня был тем самым моментом потрясения, неимоверного восторга, катарсиса, от которого холодная волна пробегает по коже! Макбет Владислава Сулимского достигает апогея в завершающей арии, полной гнева на судьбу, обреченности, раскаяния и ужаса от тщетности содеянного: "Pieta, rispetto, amore ..." (Милосердие, уважение, любовь). Вот её слова по-итальянски и по-русски:
Pietа, rispetto, amore,
Conforto aъdi cadenti,
Ah! non spargeran dъun fiore
La tua canuta etа
Non spargeran, non spargeran,
Dъun fiore la tua canuta etа.
Ne sul tuo regio sasso
Sperar soavi accenti
Ah! sol la bestemmia, ahi lasso!
La nenia tua sarа.
Врата склепа мрачного скоро
Раскроют объятия смерти.
И в том мире мрака и скорби
Меня похоронит молва
"Да будет тиран, да будет тиран
Тебе троном могилы плита!"
Вся роскошь почестей власти
Не дарит надежду прощенья.
Ах, нет мне прощенья,
лишь мессы посмертной,
тризны слова, тризны слова.
нет мне прощенья,
нет мне прощенья,
лишь мессы посмертной,
тризны слова.
Печально!
Я была заинтригована обещанным вокальным "подарком" от Владислава Сулимского - вставным ля-бемоль в конце арии. Внимательно слушала его прежнюю запись, но как-то руки не дошли проиграть на пианино выложенные в группе певца ноты финальной части арии. И очень удивилась, когда не обнаружила разницы между записью и услышанной на спектакле прекрасной арией Макбета. На встрече с Владиславом Сулимским после спектакля я даже набралась наглости и спросила про эту вставную ноту. И получила утвердительный ответ: "Была!" Была, а я ее не заметила! Эта мысль мне не давала спокойно спать. И сегодня, освободившись от дел, я села к пианино разбираться. И поняла, что и во вчерашней записи, и в записи арии Владислава Сулимского с Utube, которую я слушала перед спектаклем, вставная нота в конце арии есть, певец ее исполняет! Она звучит предпоследней в концовке, вырываясь из общей вокальной канвы, как протуберанец с поверхности солнца! Я даже сделала для себя на бумаге нотную запись с этим вставным ля-бемоль, чтобы уточнить у поющих друзей, права ли я! Оказалось, права! Нашлась и аудиозапись арии Макбета 2014 года, где Владислав Сулимский, как и многие другие исполнители партии Макбета, пел ее без этого вокального скачка на малую сексту к верхней границе баритонального диапазона. И такие невероятные пассажи может себе позволить в конце оперы только солист с могучим и неутомимым голосом, как у Сулимского! И я все-таки это слышала, и не один раз! Это такой своеобразный "росчерк" голоса, как росчерк пера в подписи, чаще характерный в операх Верди для обладателей высоких голосов, теноров и сопрано. А тут и у баритона есть такая вокальная роскошь!
Осталась лишь одна нерешенная загадка. Во вчерашней записи арии и в той, что выложена на Utube, отчётливо слышно третье слово самой арии, Владислав Сулимский поёт: "Piеta, rispetto, ONORE (честь)", а не AMORE (любовь), как звучит обычно. Насколько я поняла, за этим стоит какая-то история, связанная с мастер-классом у выдающегося итальянского вокального педагога. Этот вариант тоже исполняется, и в текст арии он хорошо вписывается. Сокрушаясь о потерянном троне и о людях, которые обольют его презрением, думать о ЧЕСТИ, а не о любви вполне логично. И тут на ум приходит несколько имен выдающихся русских певцов, у которых случалась вариативность текста. И первое из них - Шаляпин...
После спектакля была бурная овация, множество цветов! И традиционная фотография артистов, превративших прекрасную оперу Верди в незабываемый оперный праздник!
На снимках: на первых двух - поклоны после спектакля; на третьем - краткая встреча в Владиславом Сулимским после спектакля; на четвертом - самый потрясающий момент оперы - начинающийся бал "во время чумы"; на пятом и шестом - сравнение двух нотных записей - без вставной и со вставной ноты ля-бемоль.
На видео записи: ария Макбета в исполнении Владислава Сулимского с Utube и вчерашняя запись, в обеих есть вставная нота.
На аудиозаписи 2014 года - ария Макбета в исполнении Владислава Сулимского без "вокального украшения".
Свидетельство о публикации №218011200136