НЕ УБИЙ!

 

Василий Петренко
                НЕ УБИЙ!                стр.
«Кровь людская не водица, её в  землю лить не годится»-приходилось мне слышать в мои детские годы от стариков.
Вероятно, этим принципом руководствовались и татаро-монголы: наказывая смертью своего соплеменника, они приводили смертный приговор без пролитья его крови: сломав несчастному позвоночник, оставляли, подальше от человеческого жилья, на съедение диким зверям.

В1954 году семнадцатилетним парнем я оставил ковыльные степи Оренбуржья и укатил в далёкую   жаркую Среднею Азию.
В Узбекистане я мог бы пойти на какое- ни будь промышленное предприятие, учеником, скажем, слесаря или токаря, однако мои родственники вынесли решение отправить меня, вместе с моим  двоюродным братом Виктором,   получать профессию в ремесленном училище.
 Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища (РУ) в те годы были кузницей трудовых кадров страны советов.  В школах ФЗО обучалась молодёжь не имеющая семиклассного образованья  Чтобы быть принятым в РУ, нужно было сдать вступительные экзамены  по программе неполной средней школы т.е  образование должно было быть не ниже семи классов. 
Выпускнику ремесленного училища предоставлялось право выбора:  идти в производство, или  продолжать обучение  в техникумах  принадлежащих ведомству Трудовых ресурсов , Если же у  молодого  человека имелось   полное среднее образование (10 кл.), ему предоставлялось право поступления в профильные вузы на льготных условиях.

В училище, в котором нам с братом предстояло получить профессию, было две группы сантехников и 12 групп электротехнических специальностей: обмотчики электродвигателей, коммутатчики (спецы по монтажу электроаппаратуры управления энергетическими установками) и  электромонтажники -спецы по строительству самих электроустановок. Профессии обмотчиц и коммутатчиц получали девчонки, В сантехники брали ребят малорослых, но крепких телом..  По всем параметрам мы с Виктором вписывались в нормативы , которыми должны  обладать электромонтажники. Так, благодаря своим тётушкам и решению приёмной комиссии, свою судьбу я связал с работой в электромонтаже.   
Подробного повествования о том, как мы жили и учились рассказывать я не намереваюсь. Скажу только, что мне  жаль, что подобных учебных заведений,  какими были ремесленные училища теперь нет., Мы были на полном государственном обеспечении. У нас было всё. Был даже свой гимн «Трудовых резервов!» Не было разве только боевого красного знамени, Но готовясь к «Празднику песен» ( был тогда такой праздник в место Дня Победы) мы пели «…со всех концов большой нашей страны мы собрались здесь дружною семьёю сюда учиться мастерству пришли» 
А семья наша была действительно дружной:  драки, распри между нами случались крайне редко. Зато сражения с городскими хулиганами бывали часто,  и велись яростно. Своим обидчикам мы спуску не давали.  Иногда приходилось защищать,  и городское население. Упомяну лишь один случай.

 Предэкзаменационную, практику  мы проходили в доме отдыха «Учитель». Заменяли устаревшую электропроводку в жилых и хозяйственных помещениях. Дом отдыха находился в городских границах.
Рядом с нашим училищем находился стадион «Текстильщик» Сразу же за оградой стадиона был кинотеатр »50 лет ВЛКСМ, перед входом в кинотеатор-не большой сквер. Закончив трудовой день наша группа возвращалась в родные пенаты.  На скамейке в сквере сидел парень-на бёдрах трусы, на ступнях тоже ни чего не было. Спросили почему голый. « Да вон та банда раздела»  Увидев нас банда слиняла. Но один из них успел ранить ножом нашего парня, Володю Ренго, и пустился наутёк. Мы бросились в погоню .. Впереди всех бежали Коля Бобков, Толик Кравченко и Володя Пенкин.  Парень бегал резво, но метров через триста пацаны его настигли. Пока я подоспел к месту событья кровопускатель уже лежал без движения.
 
После нашего ухода прибыла карета скорой помощи. В лечебницу любителя поножовщины доставили уже мёртвым.
После сдачи «госов» нас распределили по разным городам нашей большой  страны. Часть поехала  в Сибирь на стройки Братской ГЭС .Часть попала в Чимкент, Володя Пенкин - в Петропавловск, что в Казахстане, я- на стройки города Ангрена ( Коля Бобков был в моей группе).

На празднование дней Октябрьской революции я уехал в город Янгиюль к  родственникам. Коля пошёл к своему брату Петру (Пётр работал  маркшейдером в угольном разрезе.) Вернувшись в Ангрен я нашёл Колю совершенно слепым. Через неделю Коля умер. Врачи установили отравление техническим спиртом. Нам он говорил, что они с братом пили только пиво.

Через пару месяцев мы получили печальную новость-Володю Пенкина кто-то зарезал прямо на его койке в общежитии. 
Толик Кравченко не смог перенести измену своей девушки  и сам лишил себя жизни. Повесился.
Других трагедий среди моих однокашников не было. Насколько мне известно, все благополучно и в добром здравии дожили до пенсионного возраста. Меня много раз трепало электротоком. (случалось так, что я и свой язык заглатывал) и пламенем от короткого замыкания меня опаляло Но слава Богу, живу!   
   Василий Петренко


Рецензии