Четверг рыбный день

– Фотокорреспонденту Иванову подняться в каюту капитана!
Так или примерно так прозвучало объявление по внутрисудовой трансляции атомохода «Таймыр», стоявшего в ожидании отхода в рейс у восьмого морского причала Дудинского порта. К тому моменту я уже пару недель гостил на борту любимого судна, снимая работу моряков ледокольного флота. Откровенно говоря, я рассчитывал побыть здесь и дольше. Тем более что через сутки предполагалось выводить из заполярного порта в Карское море сразу три судна. И эта проводка обещала быть интересной.
Но приглашение в каюту капитана Н.Г. Крылова, да еще во время стоянки в порту, ничего доброго не обещало. Пока собирался, начал сам себе нагонять страхов: высадят в связи с тем, что ожидают большую делегацию и нужны каюты; ожидается рейс в интересах Министерства обороны, и журналист на борту не вписывается в него; редакция срочно отзывает меня из Арктики на «материк», чтобы дать новое здание… Словом, навыдумывал…
– Борисыч, – встретил меня Николай Григорьевич, – радиобумага пришла из Диксона. Часа через три к нам прилетит вертолет и привезет новое оборудование радистам. Обратно он полетит пустой. Готов покинуть наш гостеприимный борт?
– Что-то случилось? – потухшим голосом спрашиваю капитана.
– Нет. Все «пучком». Но Валерий Николаевич настоятельно рекомендует тебе прилететь в Диксон.
Валерий Николаевич – это Черенков, руководитель штаба морских операций Западного сектора Арктики.
– Зачем?
– Он не написал, но настоятельно рекомендовал…– капитан помолчал, а потом добавил, – сейчас в Диксоне стоит «Россия». Насколько я знаю, через сутки-двое она пойдет экспериментальным высокоширотным рейсом. Поведет танкер с Ямала, но не через Карские ворота, а севером, вокруг Новой Земли. Мимо мыса Желания. Колотиться будут по-взрослому. Рекомендую… А опосля добро пожаловать вновь к нам.
Услышав это, я мгновенно принял решение: лечу! Сборы были недолгими. Как говорится, голому собраться – только подпоясаться!
Чтобы скоротать время, рухнул в кровать. Хорошо помню, что снилась мне тогда всякая чушь. Но чушь, связанная исключительно с предстоящим рейсом атомного ледокола имени страны.
Разбудил меня голос из динамика. Вахтенный помощник капитана сообщал экипажу, что на ледокол будет садиться вертолет Ми-8, и просил моряков воздержаться от выхода на вертолетную палубу. Надо сказать, что вертолеты на ледокол, стоящий в порту, садятся не часто. Посему то явление стало событием для докеров, крановщиков и многих жителей Дудинки. Подобная посадка требует от пилотов высочайшего мастерства. И они его продемонстрировали. И смотреть на такую работу действительно интересно.
Минут через пятнадцать командир поднялся на мостик. Его я знал много лет. Часто вместе летали по полярным станциям и островам. Увидев меня, пилот кивнул и протянул руку. Поручкались.
– Слушай, нам сказали, что до Диксона будет пассажир?
– Будет…
– А ему точно надо лететь?
– Точно…
– И кто это?
– Я…
– Тьфу ты, – матюгнулся летчик. – Я-то уж, было, испугался… А кроме тебя, никого?
– И тебя это огорчает?
– Радует… Где капитан?
– Я тут, – послышалось из штурманской рубки. – Виталий, у тебя есть минут 30, пока я поговорю с командиром и экипаж отобедает, – уже мне сказал моряк. – Собирайся и подтягивайся к вертолету.
Я уже говорил, что на борту «Таймыра» бывал многократно. И добрых знакомцев у меня здесь было достаточно. И был среди них, что важно, повар. Именно он и сунул мне на выходе пакет с бортпайком.
– Вдруг исхудаешь, а стюардесса откажется кормить. Да, я там положил все, что может пригодиться в полете. Вот рыбу класть не стал, хотя сегодня и четверг. Все больше мяско, мяско и витамины. Счастливого полета!
И вот мы в воздухе. На высоте 300 метров я решил глянуть, что мне выдал судовой кормилец: яблоки, бананы, апельсины, мандарины...
– Ну, негодяй…
А уже на самом дне колбаса трех видов, мясная нарезка, хлеб, маринованные огурцы и еще кое-что. Плюс литровая бутылка воды. «Кое-что» показывать экипажу я не стал. Самому пригодится.
Расположившись за столом радиста (в Арктике в экипаж Ми-8 пять человек: добавлены штурман, который сидит в пилотской кабине, и радист, размещающийся в салоне, справа от входа; но в этом рейсе его не было), я как мог сервировал его и приготовился начать.
Именно в этот момент вертолет заложил крутой вираж.
– Что-то не так, командир? – поинтересовался я, нацепив на себя наушник радиста.
– Нет, все нормально. Подсядем к рыбаку. Кстати, тебе рыба или мясо нужны?
– Нет…
О, вот теперь стало ясно, отчего летчик так интересовался персоной пассажира. Посадка эта внеплановая, но ожидаемая в полете, когда на борту нет лишних глаз. О ней никто не будет знать, и все быстро забудут. Минут за 15 произойдет обмен денег и водки на дары Енисея и тундры.
– Может, пойдешь с нами? Или я на тебя возьму? – спросил второй пилот.
– Нет, – еще раз сказал я. – Мне еще долго колесить. Недели три. Где я буду все это хранить?
Летчик выпрыгнул из вертолета, оставив дверь открытой. А я продолжил трапезу.
Знаете, бывает такое состояние, когда чувствуешь, что кто-то рядом стоит, но стоящего ты не видишь. Так было и в тот раз. Высунувшись из-за стойки радиопередатчика, я увидел в дверях трех мальчишек в национальных одеждах. Они с любопытством заглядывали в Ми-8.
Секунда, и решение принято. Пакет с фруктами отдаю ребятне. Закуску, «кое-что» и воду оставил себе. Пожадничал… Опять приступил к приему пищи. И опять почувствовал, что кто-то стоит рядом. На этот раз у двери стоял уже сам рыбак, поманивший меня рукой.
– Ты яблоки детям дал?
– Я…
– Это тебе, – и он закинул в салон огромный мешок.
Возразить и отказаться я уже не успел. Бортмеханик затащил внутрь лестницу, закрыл дверь, и машина оторвалась ото льда.
– И что тебе там подарили? – услышал я в наушниках.
– Сейчас гляну…
В мешке лежали три огромных рыбины, лов которой официально запрещен, но которую как ловили, так и ловят.
– Класс! – сказал пилот о моем улове. – У Иванова рыбный день. И ловил на яблоки и апельсины…
– За внимание и любовь к детям, – поправил я.
– А может, и вправду перестать бухло возить и стать банановозом? – заметил штурман.
– В следующий раз попробуем…
Уж не знаю, чем закончился у них «следующий раз», а свой подарок я сохранил. И привез его в Красноярск. В тот раз я впервые сумел угостить вкусной енисейской рыбкой и родню, и многих друзей.
Но прежде я рассказал им о том, как ловил эту рыбу. И первый тост мы подняли за… повара. Которому, кстати, рыба тоже досталась, ведь после «России» я вновь дней десять ходил на атомоходе «Таймыр».
Вот так-то…

Виталий Иванов


г. Красноярск, 2018 г.


Рецензии
Прошу прощение и спасибо за замечание. Это март 1992 года.

Виталий Борисович Иванов   13.01.2018 02:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.