Бедный штурмовик

         Этот случай произошёл в одном  из полков ВВС,  где эксплуатировались самолёты - штурмовики с двумя турбореактивными двигателями. Не смотря на то, что описываемые события происходили в 90-х годах прошлого века, своими корнями, они уходят в период становления реактивной авиации.

           Всем хорош турбореактивный двигатель, однако гарантированно защитить его от случайного попадания в него посторонних предметов, до сих пор не удаётся, не смотря на самые различные мероприятия. Иногда случайно попавшая в работающий двигатель маленькая крошка бетона, выкрошившаяся из ВПП, способна в прямом смысле угробить самолёт и людей. Ударит такая  крохотулька по одной из лопаток первой ступени компрессора такого двигателя и сделает на ней забоину.

          Поскольку лопатки работают в  жесточайших условиях, на них действуют самые разные нагрузки и вращаются они со скоростью 10 000 оборотов в минуту, любая такая забоина  становится «концентратором напряжений» и легко превращается в трещину. Эта трещина  будет развиваться неизвестно, как долго, пока лопатка не разрушится, превратившись при этом в снаряд с огромной кинетической энергией, который разрушит, в свою очередь и двигатель и самолёт. Чтобы этого не произошло, техническому составу было предписано тщательно осматривать лопатки первых ступеней компрессора, и в первую очередь в послеполётную подготовку, что бы можно было выпустить самолёт по тревоге не боясь в перспективе получить «яму». Если забоину находили, её нормировали – оценивали размеры, и если последние укладывались в некий норматив, её зачищали и шлифовали, устраняя тот самый концентратор напряжений. Если размеры забоины превышали допустимые – меняли двигатель. А вот если забоину обнаруживали назавтра, например в предварительную подготовку, тогда техника серьёзно наказывали,  доходило вплоть до неполного служебного соответствия или скручивания звезды.
         
        Короче, техник самолёта с техником звена проглядели забоину в послеполётную подготовку, после ночных полётов, а обнаружили её в предварительную, на следующий день. Докладывать  на себя надо по любому, а не хочется. Что делать? Решили схимичить – отбуксировать самолёт на газовочную площадку, запустить двигатели, с целью проведения, какой-то нехитрой регулировки,  а под шумок вбросить в повреждённый двигатель убитую для этой цели ворону и естественно  списать на неё проишествие.

         Как наметили, так и сделали, вот только мандражируя, ворону вбросили  в ноздрю, типа  воздухозаборник, исправного  двигателя.  Грач с удовольствием ворону проглотил, однако зря...

         Вот где звездопад начался!   Даже инженер слетел и кажется,  политработникам  полка отломилось -  за слабую политико-воспитательную работу. А что сделаешь - поколение  пепси...




Подмосковье, январь 2018г.


Рецензии
Приветствую, Дмитрий! Интересный рассказ получился у Вас. Вспомнил году учебы в авиационном институте, курсовую работу по ТРД, связанную с разрушением лопаток компрессора. Что - то про помпаж двигателя ещё было... Слава Богу, не довелось мне летать на турбореактивной технике, хотя, турбовинтовой двигатель почти тоже самое, только с пропеллером.
С уважением, Николай.

Николай Панов   08.07.2024 12:02     Заявить о нарушении
Приветствую ,Николай! Не скажите, равенства поршней и трд нет, разве, что лётчику пофиг. ТРД удельно легче и мощнее, любит высоту и скорость, деталей меньше, регулирование и мн. другое отличается в корне. Уже 40 лет назад мы синтетическое масло заливали один раз на весь ресурс двигателя, а это = 600 часов, правда добавляли по мере расхода, а расход был обязательный в силу конструкции, но небольшой... Может и надо было Вам попробовать?
С уважением!

Дмитрий Ансеров   09.07.2024 08:11   Заявить о нарушении
Приветствую, Дмитрий! К сожалению, довелось полетать только на турбовинтовом самолёте Л-410УВП. Конечно, сравнения с поршневой техникой никакого. Помниться, в Ан - 2 заливали по 3 - 4 ведра масла в день, а если расход приближался к 8-10 л/час, то не успевали подвозить масло на аэродром.
С уважением, Николай.

Николай Панов   09.07.2024 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.