Полный вакуум

Намедни мы с Серегой в выходной шли по улице.
-Смотри, - ткнул он меня в бок, - это самый счастливый человек на земле.
-Где? – закрутил я головой. – На улице было многолюдно: молодая мамочка волокла за руку упирающегося ребенка, девица отрешенно болтала по телефону, кто-то куда-то спешил, кто-то что-то нес. И абсолютно никто не улыбался.
-Да вон! – указал Саня на человека, откидывающего лопатой снег на край тротуара.
-Дворник, что ли?
-Именно!
Мне захотелось покрутить у виска пальцем.
-Нет, я серьезно! – и Саня поведал мне короткую историю из своей жизни.
«В молодости мне пришлось работать в одном заповеднике в музее экскурсоводом. Работа была непыльная, нравилась, хотя зарплата маленькая. А еще несколько раз в год нужно было убирать могилу основателя этого заповедника – выложенную плиткой площадку 20 на 20 метров, огороженную низким заборчиком и окруженную зарослями кустарника и старыми деревьями. Летом дел было мало, а вот осенью – листья, зимой – снег, так что где-то час-два неспешного труда приносили свои плоды, я о много передумывал за это время, о многом размышлял. Нигде так хорошо не думалось, как здесь с метлой или лопатой, в ходе монотонного неспешного труда. В такие часы мышление было свободным. А вот в других случаях отвлекающие факторы или вынужденная сосредоточенность мешали мыслить, уводя это самое мышление в сторону.

-В тебе умер хороший дворник, - как-то сказала мне заведующая музеем. – И она была оба раза права. Я так и не стал дворником, хотя эта работа мне нравилась».
-И что же в ней хорошего? – не понял я. Дебелый дядька шуровал снег в режиме автоматики. – Труд непроизводительный, неблагодарный, малооплачиваемый. Это работа для человека без образования.
-А мне кажется, что он получает удовольствие от своей работы! – ответил Саня. – Давай подойдем и спросим.
Мы подошли.
Дядька, заметив двух типов, глазеющих на него, приостановился, поправил вязанную, покрытую инеем шапку, и вопросительно взглянул на нас.
-Уважаемый! – начал я. – У меня тут с товарищем вышел спор по двум вопросам, не могли бы Вы их разрешить своими ответами?
Дядька оперся на черенок противоснежного «механизма» и ответил просто:
-Валяйте! Мне все равно нужно немного передохнуть.
-Скажите, пожалуйста, какое у Вас образование. Я подозреваю, что не выше училища.
-Высшее, - просто и односложно ответил дядька.
-А получаете ли Вы удовольствие от своей работы? – спросил Саня.
Дядька на минуту задумался.
-Удовольствие, нет. А удовлетворение получаю. Как вычищу участок от снега, собью наледь, посыплю скользкие места песочком, так и радостно на душе. А что? Людям ходить удобно, не скользко, многие потом меня благодарят.
Мы переглянулись.
-А мысли какие-нибудь приходят во время работы? Ну, стихи, например или идеи, быть может, осмысливаются вопросы мирового масштаба?
Дядька снова на минуту задумался.
-Неа, - снова просто и односложно ответил он. – Я когда работаю, о работе и думаю, но некоторые мысли приходят на ум, а я их потом разбираю.
-Какие же? – полюбопытствовал я.
-Например, основы термодинамики или размышляю над работами Николы Теслы о существовании эфира, который благодаря своим многочисленным опытам и экспериментам, имевшим целью показать наличие эфира как особой формы материи, поддающейся использованию в технике, доказал, что энергию можно черпать из пространства бесконечно и задаром.
Саня с недоумением посмотрел на меня, я – на него.
-Скажите, уважаемый, - поинтересовался я у дядьки, - а вечный двигатель Вы, случаем, у себя дома не держите?
-Было дело, держал, давно, правда, да поломал за ненадобностью. Разве вечный двигатель это проблема? Проблема доказать, что он вечный.
-А что не доказали? – всунулся в разговор Саня.
-Пытался, - пожал плечами дядька, - да толку – одни хи-хи да ха-ха. А еще энергетики прицепились с впросами, где у меня левое подключение – свет-то дома горел, а платил копейки. Так что забросил я это дело. Меня сейчас другое интересует – энергия космического вакуума и ее использование в промышленных целях.
Дядька вздохнул, поправил на голове вязанную, покрытую инеем шапку, взялся за лопату и начал работать, показывая, что наш разговор окончен.
Мы вежливо попрощались.
-Вот видишь, - сказал Саня. - А ты образование-образование. Дворник – это сила и не только физическая, но и мысли!
-Странный он какой-то, - отмахнулся я. – Понапридумывал всего, чтобы нас подурачить. Был бы такой умный, не скреб бы снег на улице.
Неожиданный встречный порыв ветра взметнул снег вверх и осыпал нас белой взвесью, а к моей груди, словно уставшую птицу, прижало какой-то листок. Я взял его в руки. Это оказалась страница из научного журнала, запачканная олифой и краской. Текста было не разобрать, кроме нескольких строк, которые повергли и меня, и Саню в глубокие раздумья. А прочитали мы следующее: «Вакуум в современной квантовой теории поля означает основное, наинизшее состояние полей, описывающих соответствующие элементарные частицы. В квантовой электродинамике различают вакуум электромагнитного поля и вакуум . Из соотношения неопределённостей следует, что в состоянии вакуума поля совершают нулевые колебания, которые рассматриваются как состояния с виртуально возникающими парами частица-античастица…»


Рецензии