Суть творения - любовь к себе

<Примечание переводчика: в первоисточнике данный параграф называется «Злое начало человека: любовь к себе», и это требует пояснения. Дело в том, что Тора не призывает человека плохо относиться к своему эгоизму и меньше радоваться жизни. Напротив: чем больше человек слит со своим «я», чем больше он самореализуется, тем больше он доставляет радость Творцу. Однако по мере духовного взросления человек начинает ощущать, что он может получить намного больше удовлетворения от жизни, если начнет расширять границы своего «я». То есть альтруизм с точки зрения иудаизма – это не когда я отнимаю от себя, а когда я даю кому-то, кто является частью меня самого. В этом контексте и следует рассматривать понятие «эгоизма». Эгоизм ограничивает возможности человека наслаждаться, и именно потому он является «злом». Само слово «каббала» означает на иврите «получение», то есть по сути это мудрость, с обретением которой человек может научиться неограниченно получать.>

Каждый человек желает наслаждаться, получать удовольствие. Таким он рождается и с таким желанием он живет. Это желание направляет его на получение различных удовольствий, как то: денег, почета, мудрости, самореализации в этом или в духовном мире и так далее. Желание наслаждаться является сутью человека, оно заполняет все его естество. Получающим создал человека Творец. Но в самом Творце такого желания нет. Ведь если ты желаешь чего-то, значит тебе этого не хватает. Творец же совершенен и не испытывает недостатка ни в чем. Он определяется мудрецами Торы как «абсолютное добро», с одним лишь желанием - «насладить Свои творения».

Получается, что Творец и творение являются абсолютными антиподами. У Творца совершенно отсутствует такое понятие, как «желание получать наслаждение», Он весь устремлен на отдачу «ближнему». Творение же не имеет никакого понятия об отдаче, а его врожденным свойством является желание получать удовольствие.

Поэтому каббалисты говорят так: хотя желание получать является средоточием и сутью творения, так как в Творце этого свойства нет вовсе, то оно отдаляет творение от своего Создателя – настолько, что в мире невозможно представить себе большей удаленности, чем между этими двумя сущностями.


Рецензии