Рейхстаг - история победных надписей

     Из цикла «Автографы, сохраненные в Рейхстаге…».

     *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В немецком городе Берлине
Их слава грозная живет…

                Леонид Игнатенко


                *  *  *

     Окончание Второй мировой войны в Европе, которое «де факто» наступило вместе с капитуляцией Берлинского гарнизона 2 мая 1945 г., вызвало вполне естественный эмоциональный подъем в войсках армий антигитлеровской коалиции.

     Следствием явилось появление многих  тысяч победных надписей на стенах поверженного Рейхстага, преимущественно воинов Красной Армии, ставших своеобразным символическим приложением к акту о капитуляции Германии, в виде «протоколов солдатской славы».

     Эти необычные «солдатские протоколы» хоть и не имели юридической силы, но были публичными, и полностью выражали мысли и чувства победителей. Они почитались всеми – от солдата до маршала. Достаточно сказать, что маршал Г.К. Жуков, посетивший Рейхстаг 3 мая 1945 г., поставил свою подпись сначала в «солдатском протоколе», расписавшись на одной из колонн, а уж затем – 8 мая – в «Акте о капитуляции Германских вооруженных сил».

     Начало посещения Рейхстага военными делегациями запечатлел и «Журнале боевых действий 150 стрелковой дивизии», штурмовавшей Рейхстаг:

     «…3.5.45 г.  Части дивизии приводят в порядок материальную часть и оружие. В Рейхстаге началось паломничество. Круглые сутки Рейхстаг посещают офицеры многих частей, дивизий, корпусов, армий – каждому хотелось увидеть здание, из которого исходила авантюристическая затея войны германского правительства и авантюра немецких фашистов, приведшая их к власти в 1934 г. 756 СП нес тяжелую службу от беспрерывного посещения Рейхстага, с задачей охранять его ценности».

     Краткие, лаконичные слова военного документа очень точно передают психологическую атмосферу тех исторических дней, и объясняют мотивы посещения Рейхстага многочисленными делегациями пехотинцев, танкистов, летчиков, артиллеристов, тыловых подразделений. Вполне естественно, что каждый воин-победитель хотел каким-то образом запечатлеть факт своего пребывания в знаковом для каждого воина Красной Армии здании, путь к которому занял долгих четыре года. Запечатлеть необходимо было не для истории – для своего внутреннего мира!

     Кто-то первым взял обугленный кусок дубового паркета и начертал на мраморной стене: «Рядовой Иванов дошел до Берлина!», поставил дату и указал свой город.

     И началась цепная реакция настенной солдатской переклички, в которой были названы сотни городов, разбросанных на безбрежных просторах Родины, и фамилии многих тысяч воинов многонациональной Красной Армии.

     В этом едином эмоциональном порыве было выражено все – монолитное единство, триумф Победы, и радость людей, которым в жестокой и беспощадной лотерее войны выпал счастливый билет на дальнейшую возможность жить, созидать, создавать семьи и растить детей.

                *  *  *

                «Протоколы солдатской славы»

                *  *  *


     Пожалуй, лучше всего об удивительной атмосфере победного мая 1945-го могут рассказать только сами участники тех далеких событий…

     Маршал Советского Союза Георгий Жуков, в 1945 г. – командующий 1-м Белорусским фронтом:

     «…Утром 3 мая вместе с комендантом Берлина Н.Э. Берзариным, членом Военного совета 5-й армии Ф.Е. Боковым, членом Военного совета фронта К.Ф. Телегиным и другими мы осмотрели рейхстаг и места боев в этом районе. Сопровождал нас и давал пояснения сын Вильгельма Пика Артур Пик, воевавший во время войны в качестве офицера Красной Армии. Он хорошо знал Берлин, и это облегчило изучение условий, в которых пришлось драться нашим войскам.

     Каждый шаг, каждый кусок земли, каждый камень здесь яснее всяких слов свидетельствовал, что на подступах к имперской канцелярии и рейхстагу, в самих этих зданиях борьба шла не на жизнь, а на смерть.

     Рейхстаг – это громаднейшее здание, стены которого артиллерией средних калибров не пробьешь. Тут нужны были тяжелые калибры. Купол рейхстага и различные массивные верхние надстройки давали возможность врагу сосредоточить многослойный огонь на всех подступах. Условия для борьбы в самом рейхстаге были очень тяжелые и сложные. Они требовали от бойцов не только мужества, но и мгновенной ориентировки, зоркой осторожности, быстрых перемещений от укрытия к укрытию и метких выстрелов по врагу. Со всеми этими задачами наши бойцы хорошо справились, но многие в тяжелых боях пали смертью храбрых.

     Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены надписями наших воинов. В лаконичных фразах, в простых росписях солдат, офицеров и генералов чувствовалась их гордость за советских людей, за Советские Вооруженные Силы, за Родину, за то, что, преодолев неимоверные трудности, они пришли в логово фашизма – в Берлин и в трудных сражениях одержали победу.

     Поставили и мы свои подписи, по которым присутствовавшие там солдаты узнали нас  и окружили плотным кольцом. Пришлось задержаться на часок и поговорить по душам. Было задано много вопросов. Солдаты спрашивали, когда можно будет вернуться домой, останутся ли войска для оккупации Германии, будем ли воевать с Японией и так далее».

                *  *  *

     Маршал Советского Союза Иван Якубовский, в 1945 г. генерал-майор, заместитель командира 7-го гвардейского танкового корпуса:

     «…Запомнилось дымящееся здание рейхстага, черный скелет его купола, гордо реющее Знамя Победы, темно-серые колонны и стены, ставшие гранитными страницами народной летописи. Это были автографы Победы: фамилии советских воинов, взволнованные слова о пройденном и пережитом.

     «Мы шли сюда четыре года», - коротко и емко написал солдат о всей войне. Но он имел в виду не только дошедших до Берлина, но и тех, кто лег на родной земле, чью кровь вынесли в море воды Волги, Днепра, Двины и Невы, Днестра, Дуная и Вислы, кто пал в партизанских лесах, кто средь снегов ставил заводы и в цехах без крыш в лютый мороз точил снаряды и мины.

     По надписям на стенах рейхстага можно было проследить боевой путь многих соединений и частей. Одни писали: «Мы - с Волги», другие: «А мы - из Москвы», «Ржев - Рига - Варшава Берлин», «Мы защищали Одессу, Сталинград, пришли в Берлин. Летчики 2-й воздушной армии».

     Указывались не только маршруты победителей. Солдаты выступали как судьи, расписываясь на рейхстаге: «Мы пришли сюда, чтобы вы к нам больше не ходили». «Я удивлен - почему такой беспорядок в правительственном учреждении», - саркастически усмехнулся кто-то из бойцов. Мне запала в душу надпись безымянного солдата, который, будто разговаривая с сердечным другом, воспроизвел стихи поэта: «Вот когда война пройдет сторонкой и действительную отслужу, я в Сибирь, в родную деревеньку, на могилу к матери схожу».

                *  *  *
 
     Александр Холин, в 1945 г. инженер-майор войск связи 1-го Белорусского фронта:

     «…Недалеко от Бранденбургских ворот с севера на юг вытянулось на целый квартал приземистое мрачное здание, украшенное по углам кубическими башнями и увенчанное огромным куполом в центре.

     У основания купола застыли в воинственных позах бронзовые скульптуры всадников в латах, вооруженных копьями. На карнизах крыши тоже мифологические скульптуры, чудом уцелевшие от ураганного огня советских воинов, штурмовавших это здание. Это было здание, к которому так стремились наши солдаты, главное здание немецкой столицы – рейхстаг Германии.

     На верхней площадке когда-то застекленного купола развевается. Красное знамя, символизирующее победу советского народа над фашистской Германией.

     Трепещут от ветра алыми огоньками флаги и флажки, укрепленные советскими воинами на угловых башнях, на карнизах крыши, в окнах, амбразурах и у бронзовых фигур, украшавших рейхстаг.

     Еще и сейчас сквозь торчащие позеленевшие ребра его купола пробивается серый дым от догорающих дубовых панелей, паркета и мебели.

     - Не первый раз пришлось гореть этому зданию, - задумчиво произнес Сакович.
     - Помните, товарищи, как двенадцать лет назад рейхстаг специально подожгли фашисты по личному указанию Геринга, чтобы подавить оппозицию и начать разгром Коммунистической партии Германии.

     - А помните, с какой радостью встречали у нас в стране Георгия Димитрова? Его освобождение – первая победа над фашизмом, - сказал Сагарда.

     Стены рейхстага – двухметровой толщины. Окна замурованы кирпичом, только оставлены бойницы для ведения огня. Нижний этаж усилен земляной насыпью, а все подступы к зданию изрыты зигзагами рвов и окопов. Врытые в землю бронеколпаки, доты, танки и другие укрепления создавали сплошное кольцо плотного огня вокруг рейхстага, поражавшего каждую пядь земли на подходах к нему.

     Все это превратило рейхстаг в своеобразную неприступную крепость. Но советский воин взял ее штурмом, от которого все стены были выщерблены осколками снарядов, иссечены ливнем свинца и стали. Белели известью пробоины от артиллерийских снарядов. Жалкими останками выглядели теперь все эти доты и дзоты, танки, самоходки и другая вражеская военная техника, безуспешно пытавшаяся приостановить наступательный порыв наших бойцов в битве за последнюю цитадель фашизма – рейхстаг.

     К парадному входу рейхстага вела широкая каменная лестница с выщербленными ступенями, заваленными щебнем и кусками декоративной лепки, когда-то украшавшей его портик. На фронтоне портика, украшенного лепными барельефами, виднелась надпись: «Немецкому народу». «Да, мало же фашисты оставили немецкому народу, - подумал я, - после своего двенадцатилетнего господства над страной».

     Высокие, массивные каменные колонны, поддерживавшие портик, нависший над главным входом в рейхстаг, были почти до самого верха исписаны именами и фамилиями советских солдат и офицеров, с боями дошедших до логова фашистского зверя. Каждому хотелось оставить здесь свой автограф или сообщить всем, что друг его уже никогда сюда не придет...

     Вот и сейчас, спустя уже несколько дней после водружения Знамени Победы над куполом рейхстага, отовсюду подъезжали и подходили наши бойцы и офицеры, чтобы взглянуть на этот последний оплот фашизма, во имя сокрушения которого каждый из них дрался с врагом в течение всех долгих лет войны.

     Лучи яркого солнца, проникая через зияющие пробоины в замурованных стенах, окнах и сквозь выбитые стекла купола, хорошо освещали залы и комнаты бывшего немецкого парламента, заполненные советскими воинами. С большим любопытством осматривали мы бесчисленные комнаты и залы, путаясь на лестницах и переходах, тщетно пытаясь определить, для чего они предназначались ранее.

     По бокам широкой лестницы, ведущей из колонного зала вниз, стояли каменные скульптуры, одетые в кольчуги и латы, со шлемами и коронами на головах. Скульптуры полностью сохранились потому, что эта лестница во время штурма рейхстага была завалена сломанной мебелью, ящиками из-под боеприпасов, мешками с песком и различным хламом.

     Так же как и у входа в рейхстаг, стены, колонны и даже балконы были исписаны здесь кусками обвалившейся штукатурки, мелом, углем и неизвестно откуда появившейся краской.

     Буквально везде, куда могла дотянуться рука, были начертаны имена, фамилии, звания, а также даты, названия местности, откуда кто прибыл и каким путем, вроде: «Из-под Москвы через Прибалтику в Берлин», «Сталинград – Берлин», «Мы из Киева», «Были и мы из Якутии», «За родные города Кавказа» и другие надписи.

     Всеми этими бесхитростными фразами и словами, написанными на стенах рейхстага руками бойцов и командиров, выражались долгие чаяния советских воинов, дошедших наконец-то до Берлина!

     Многие уроженцы Кавказа, Сибири, Средней Азии, Центральной России и всех советских республик, сплоченные большевистской партией в борьбе за освобождение нашей Родины от коричневой чумы, пришли в Берлин победителями и оставили свои фамилии и автографы в назидание тем, кто когда-либо снова вздумает поднять руку на Советское государство!

     Поддавшись общему настроению, мы решили оставить на стенах рейхстага свои автографы, нашли свободное местечко и у основания колонны расписались и поставили дату – 8 мая 1945 года. Пусть знают радистов!

     Мог ли я надеяться, надевая военную форму, что мне посчастливится дойти до Берлина, доведется увидеть своими глазами не только развалины столицы третьего рейха, но и побывать в рейхстаге Германии и вместе с другими воинами поставить свою подпись на его стенах!

     Выйдя из рейхстага, осмотрев и сфотографировав его со всех сторон, подошли к протекающей неподалеку реке Шпрее. Довольно узкая река, напоминающая канал, с высокими бетонными и гранитными берегами, производила унылое впечатление. Кругом разбитые решетки ограждения, затопленные пароходики, взорванные и рухнувшие в воду мосты».

                *  *  *
 
     Иван Клочков, в 1945 г. лейтенант, командир огневого взвода 76-мм пушек 674-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии:

     «…Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены лаконичными надписями, в которых советские солдаты и офицеры выражали чувства радости победы, гордости за свою великую, могучую Родину. Надписи были сделаны всевозможными красками, углем, штыком, гвоздем, походным ножом.

     Но чем бы ни писал воин, чувствовалось, что вкладывал он в это душу и сердце. Некоторые из этих надписей я занес в свой блокнот. «Шли мы долго, но пришли и Знамя Победы над Берлином вознесли», - написали Егоров и Кантария. «Кратчайший путь в Москву – через Берлин!»; «И мы, девушки, были здесь»; «Мы из Ленинграда, Петров, Крючков»; «Знай наших. Сибиряки Пущин, Петлин»; «Мы в рейхстаге»; «От Сталинграда до Берлина»; «Москва – Сталинград – Орел – Варшава – Берлин»; «Дошел до Берлина».

     Надписей было такое огромное количество, что сержанты и солдаты моей группы с большим трудом находили свободное местечко. Сержант М. К. Хасанов сделал надпись на своем родном узбекском языке, заметив при этом: «Земляки поймут, а кому понадобится – переведут». Старшина Погорелов, экономя место, оставил загадочный автограф «ПИП» (Погорелов Иван Прохорович). Рядовой Галилян Яппаров написал: «Из ТАССР», его товарищ Бисигалит Момбетов - «Азербайджан», старшина И. В. Воронин - «Калинин – Берлин». Я вытащил из полевой сумки красный карандаш и на внутренней стене, слева от главного входа, сделал надпись: «Клочков из Рязани».

     Автографы на рейхстаге знаменовали для нас завершение тяжелого ратного пути». Для воинов-освободителей начался уже другой – мирный отсчет времени…».

                *  *  *

                «Холодная война»

                *  *  *

     Радость Победы союзников по антигитлеровской коалиции над поверженным нацистским режимом в Германии быстро сменилась прохладой в их отношениях.   

     Заброшенное здание Рейхстага оказалось на территории британского сектора Западного Берлина, который стал эпицентром ожесточенной европейской и глобальной конфронтации. Началось планомерное уничтожение всего, что напоминало о подвигах Красной Армии и ее вкладе в Победу над нацизмом.

     В 1954 г. в Рейхстаге без видимых на то оснований был взорван купол, над которым было водружено Знамя Победы. Западноберлинские власти распорядились срочно «зачистить» закопченные стены Рейхстага. С их поверхностей была стерта основная часть надписей советских солдат (по данным американского издания «Stars & Stripes» от 29.09.1957 г. их количество даже через 12 лет после окончания Второй мировой войны составляло не менее 25000!). Финансирование осуществлялось из Бонна, где располагались парламент и правительство ФРГ. Таким образом, многие тысячи надписей солдат Красной Армии были утрачены безвозвратно.

     Внутренние помещения Рейхстага наглухо облицевали гипсокартонными панелями, под которыми скрыли следы боев и относительно небольшие участки с солдатскими надписями, которые были обнаружены лишь в 1995 г., во время второй по счету реконструкции здания. От большинства надписей, оставленных победителями, не осталось ни одного видимого следа. Так происходило вытеснение нежелательных остатков недавнего прошлого, а листы гипсокартона превратились в «белые пятна» истории, под которыми были скрыты и сохранены бесценные для человеческой истории реликвии – 715 автографов Победы воинов многонациональной Красной Армии…

                *  *  *

                «Возрождение»

                *  *  *

     В 1990 г. произошло объединение Германии и заседавший с 1949 г. в Бонне бундестаг ФРГ принял решение о переносе столицы в Берлин и, соответственно, о переезде парламента в бывшее здание рейхстага. Для его реконструкции был объявлен международный конкурс, который выиграл всемирно известный британский архитектор Норман Фостер.

     Когда в ходе реставрационных работ (1995 - 1999 гг.) были демонтированы установленные во время послевоенного восстановления Рейхстага гипсокартонные плиты, удивленным взорам рабочих, инженеров и архитекторов открылись чудом уцелевших «русские граффити» – так теперь именуются в Германии нанесенные на стены Рейхстага автографы Победы солдат и офицеров Красной Армии. См. немецкий видеоролик этого события по ссылке:
 
     http://www.dctp.tv/filme/graffiti-im-reichstag/

     Встал вопрос – что делать?

     Была создана специальная комиссия под председательством Риты Зюссмут – спикера бундестага, в которую вошли и дипломаты из России. Объединенная комиссия приняла решение о сохранении надписей как памяти об очень сложной истории отношений двух стран – Российской Федерации, как наследницы Советского Союза, и Германии.

     Члены комиссии хорошо понимали, что взятие Рейхстага в 1945г. в республиках бывшего Советского Союза считалось триумфальном финалом войны. С ним ассоциируется взятие Берлина и вообще победа над  Германией.

     Началась научная реставрация автографов Победы. Не все немецкие политики согласились  с таким решением, но Норман Фостер был непреклонен: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».

     Главный хранитель исторического наследия Берлина профессор Гельмут Энгель был солидарен с Норманом Фостером: «Надписи – это лучшее доказательство того, что в германской истории был этап, когда один человек по имени Гитлер поставил под вопрос само существование немецкого народа. Надписи – это огненные письмена на стене, предупреждающие парламентариев, чтобы они никогда больше не допускали повторения этого».

     В мае 2015 г. член российско-германской совместной комиссии историков  А.И. Борозняк  в докладе на международной научной конференции «Великая Отечественная – известная и неизвестная: историческая память и современность» отметил: «После реставрации специалисты Нормана Фостера выставили надписи для обозрения на трех уровнях здания: на первом этаже, в коридорах, ведущих в зал пленарных заседаний, и парадном лестничном портале юго-западного крыла. Общая длина 25 участков с надписями превысила 100 метров. В настоящее время их может посмотреть каждый желающий, предварительно записавшись на экскурсию на сайте Бундестага. Остальные автографы Победы, недоступные для обозрения, законсервированы, т.е. сохранены для потомков».

     Сохраненные большинством голосов бундестага надписи говорят о том, что отношение к нацистскому периоду истории – это отношение выздоровевшей страны, понимающей весь размах и глубину исторических событий.  Сегодня надписи защищены слоем прозрачного прочного раствора – он бережет солдатские автографы Победы от непогоды и рук вандалов.

     Германия прошла уникальный процесс покаяния, интеллектуального и морального осознания собственной истории, осуждения преступлений, совершенных при национал-социализме. Процесс осознания был длительным. Он начался в 1960-е, когда первое поколение послевоенных немцев стали студентами и наступила большая перетряска общественного сознания и его денацификация.

     Стране пришлось признать свою вину перед другими народами. Причем вину абсолютного большинства населения – аргументы о том, что немцы не знали о холокосте, о преступлениях против цыган, коммунистов, врагов режима, инвалидов оказались несостоятельными. Большинство немцев знали о преступлениях, тем не менее, поддержка третьего рейха и нацистского режима Адольфа Гитлера была массовой.

     Германии пришлось признать, что все это – плоть от плоти немецкая история и культура, а не какое-то недоразумение или ошибка. И это привело новое поколение немцев к совершенно иному взгляду на собственную роль в послевоенном мире, на ответственность перед соседями.

     В духе этого понимания в 1960-х годах началось сближение с Польшей, ГДР, СССР, а главный континентальный враг и неприятель Франция стала ближайшим экономическим партнером.

     Таким образом, современная Германия хорошо осознает свою историческую миссию и ответственность перед другими народами, и не пытается от нее уйти. Доказательством служит сохранение в стране видимых артефактов, напоминающих о нацистском периоде истории Германии, как предостережение для нынешнего и будущих поколений – это часть сегодняшней немецкой культуры и идентичности. К этому же относится и сохранение для потомков части исторических победных надписей на стенах здания Рейхстага...

                *  *  *

Информационные источники:

     1. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М.: Олма-Пресс.  2002. С. 
          328-329.
     2. Журнал боевых действий 150-й стрелковой дивизии. ЦАМО РФ, Фонд 
          972, Опись 1, Дело 296, Лист 186.
     3. Якубовский И.И. Земля в огне. М.: Воениздат. 1975. С. 546-547.
     4. Холин А.Т. Радисты фронта. М. Воениздат. 1985. С. 163-166.
     5. Клочков И. Ф. Мы штурмовали рейхстаг. Л. Лениздат. 1986. Стр. 159 – 160.
     6. Die Wtlt. 2993. 18.V.
     7. Frankurter Rundshau. 2005. 2.V.
     8. Борозняк А.И. Надписи на стенах Рейхстага – памятник 
        освободительной миссии Красной Армии в Европе. Доклад на
        международной научной конференции «Великая Отечественная –
        известная и неизвестная: историческая память и современность»,
        Москва-Коломна, 6-8 мая 2015 г.

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Автор фото 1, 3 и 4 - Анатолий Морозов, военный фотокорреспондент журнала Главного Политического Управления Красной Армии «Фронтовая иллюстрация».
     Фото 2 - кадр из кинохроники 1945 г.

     2018 - 2021 гг.

     Для ознакомления с данными о воинах Красной Армии, фамилии которых сохранены на стенах Рейхстага, и идентифицированы, необходимо перейти на начальную страницу, по ссылке: http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949  .

     В 2020 г. в украинском издательстве «Харьков на ладонях» была издана моя книга «Автографы на стенах Рейхстага», куда вошли биографии первых 212* идентифицированных мною авторов автографов Победы (см. первую статью - «О книге «Автографы на стенах Рейхстага» по ссылке: http://proza.ru/2020/02/23/1988 ).

     *После дальнейших исследований стали известны биографические данные еще более 100 авторов надписей.


Рецензии
Очень нужная статья! Подвиг наших отцов, дедов - славится в веках! Память о них переживет все смуты!

Фёдоров -Северянин   21.01.2018 09:26     Заявить о нарушении