Иероглифическая магия

Маний жил вместе с сестрой, бабушкой и мамой возле редкого берёзового перелеска на удалённом от большого мира острове. Остров заселился очень давно, ведь его климат благоприятствовал хорошей жизни: будучи отделённым от южной оконечности Алгорийской Империи узеньким проливом, он располагал идеальными условиями для выращивания вкусных и питательных фруктов. Огородничество и садоводство на Азие (так назывался остров) – самый главный промысел, позволяющий не только сытно кушать, но и переправлять излишки на материковый Ийск, обменивая их на одежду, предметы быта и разные колдовские безделушки.
Всё бы хорошо, но Маний с детства увлекался магическими науками. Дальше увлечений, к сожалению (а может быть и к счастью) дела не заходили, ибо бабушка и мама думали в основном о хлебе насущном, а не духовном. В общем, в школу Маний так и не пошёл. Причина одна: на Азие её не было. Ни одной. Правительство не думало об образовании в дальних краях Империи, убеждаясь лишь в сытости населения. Оно и понятно: научится какой-нибудь простолюдин грамоте, а потом и волшебству, и захватит власть. А если людишки только кушают и торгуют, то всё легко и хорошо. Можно править дальше и особо не заморачиваться.
Как вы уже могли понять, Маний не соответствовал образу типичного крестьянина. И не хотел ему, зараза, соответствовать! То книгу на ийском базаре выменяет, то обломки магического артефакта в заброшенном сарае разыщет. Так случилось и на этот раз. Мама как раз возвращалась на лодке с целой охапкой одежды, ведь имеющаяся почти вся истёрлась и пришла в полную негодность. А сыночек на берегу встречает, машет какой-то блестящей штуковиной, желая с матерью находкой поделиться.
- Посмотри, мам! – закричал Маний с причала, - я шар нашёл! Стеклянный! Тут ещё написано что-то!
Мать относилась к увлечениям сына равнодушно, ибо семья была занята вечными домашними делами, но тут не удержалась и посмотрела. Слишком уж блестел, будто маленький костёр. И это ещё светило не вышло из-за туч!
- Где ты это выкопал? – женщина склонилась над шаром и осторожно его пощупала двумя пальцами.
- Да тут валялся. На берегу. Наверное, волной принесло. Помнишь, какая вчера буря была? Ты ещё ворчала, что если за ночь не утихнет, не сможешь на базар сплавать и придётся ещё неделю в старье ходить.
- Ну хватит тебе! – перебила Мания мать, - не надо подробностей. Да, наверное вынесло. И что ты собираешься с этим делать?
- Изучу, конечно! Мне так нравится магия! – радостно воскликнул сынок и даже подпрыгнул от предвкушения.
- Да с чего ты вообще взял, что это магия? Может просто осколок посудины какой… - равнодушно произнесла Инья (мать Мания) и пошла домой показать покупки старшей дочери, которая под стать предкам была приземлённой субстанцией. Минда с матерью принялись увлечённо перебирать покупки, а Маний остался в полном одиночестве с шаром, который он спрятал в ближайшие кусты до востребования.
- Кому бы его показать? Бабушка рыбу ловит, этим тоже ничего не интересно. С соседями мы общаемся только по хозяйству.
Несколько минут подросток переминался с ноги на ногу, пока наконец в его голову не пришла гениальная идея: сплавать в город! Да, он часто бывал там, но лишь на базаре. Других мест ему не показывали в силу общей приземлённости семейки. Теперь же ему выпал шанс полноценно осмотреть Ийск и может быть найти что-нибудь (или кого-нибудь), способное облегчить страдания юного пытливого ума на пути к заветному граниту науки.
Сразу двумя вёслами Маний никогда не работал. Обыкновенно он брал обеими руками одно, а другим орудовала сестра или мама. Так проще, тем более переправа достаточно короткая – несколько сотен шагов. Не успеешь пару раз плюнуть, как на том берегу окажешься!
Парень решил размяться и сделал несколько отжиманий, приседаний и потряс как следует руками перед предстоящей нагрузкой. Затем он уселся в лодку, ухватился за вёсла и с трудом, но всё-таки удачно сделал несколько гребков. Маний не был бездельником, и плаванье не доставило ему особенного труда. Вот уже и городская пристань…
Пристань, обычно полная народа, пустовала. Ходил здесь только один старичок. По-видимому, ремесленник, потому что собирал ракушки.
- Наверное, для ожерелий, - вслух решил Маний. При этих словах дед обернулся и на вид показался парню безобидным и добродушным.
- Нет. Они мне нужны для приготовления зелья, - пробасил старик, чем вызвал в мальчике живой интерес. Зелья, как известно, напрямую связаны с магией, а в этом деле Маний был заинтересован, как никто другой из своего окружения.
- И вы так прямо говорите мне об этом? – поинтересовался наш герой, находя столь прямое признание неразумным.
- А чего мне скрывать? Неужели у нас уже запрещена наука? Власти, конечно, не поддерживают в нас живой интерес к познанию нового, но до сих пор ни разу не вставляли палки в колёса. Поэтому и скрывать нечего.
- Не запрещена, конечно. Но ведь могут и за сумасшедшего принять! – откровенно воскликнул Маний, привыкший всегда выражать свои мысли вслух. Прямолинейный был в общем.
- Замолкни! – старик, по-видимому, на самом деле отличался весьма суровым нравом и не терпел подобных нахальных высказываний, особенно от младших.
- Слушаю и повинуюсь, - усмехнулся Маний, - может расскажете о своём зелье? Для чего вы его готовите? Оно способно превращать воду в вино? Железо в золото? Или, может, оно приворотное? – последнее слово вогнало парня в краску.
- Нет, вовсе нет, - заросшее растительностью лицо старика искривилось в улыбке, - зелье нужно для активации надписи на боровом камне. Просто так она работать не будет!
- На каком-каком камне? – переспросил Маний, чувствуя обиду на собственное неведение, - я ничего об этом не слышал.
- Аа, так ты с острова, - задумчиво сделал вывод старик, заметив лодку, - тогда всё понятно. Вам до магии, как мне до Императорского Совета.
С этими словами новый знакомый Мания развернулся и засобирался уходить, но мальчик остановил его:
- Постойте! Да, я не знаю ничего о магии, но страстно желаю овладеть всеми премудростями! Не могли бы вы научить меня хоть чему-нибудь? Или хотя бы дать несколько книг…
Короткая, но пламенная речь юнца заставила Оксия (старика) остановиться и кивнуть головой.
- Хорошо, молодой человек, я возьму вас в ученики. Следуй за мной, - без эмоций произнёс дедушка и направился в сторону тёмной скалы, где жил в мрачном ущелье. Почему он принял Мания в ученики? Ответ прост: он хотел помощника, на которого можно будет взваливать мелкую кропотливую работу. Но даже это явилось невиданным счастьем для Мания, которому выпал шанс воочию узреть волшебное искусство.
- То есть мне придётся жить у вас? А как же родители? – озадаченно спросил парень.
- Нет. Жить ты будешь дома, но два раза в неделю приплывать сюда на пару часов. Я буду показывать тебе разные интересные штуки, а взамен давать задания. Выполняешь задание – получаешь следующий урок. По-моему, всё честно, - Оксий хитро улыбнулся и подал Манию руку, помогая тому нащупать путь в полутёмных лабиринтах ущелья.
Наконец маг со свежеиспечённым учеником вошли в высокую пещеру, своды которой освещала люстра со свечами. Свечей было столь много, что казалось, если зажечь их все, здесь станет также светло, как на улице в ясный день.
- Если тебе плохо видно, я могу зажечь ещё, - пояснил Оксий, - самому мне вполне хватает пяти свечей. Здесь я работаю и повышаю свой навык.
Старик подошёл к большому чёрному столу на каменных ножках, где было наставлено множество колб и пробирок разного калибра, начиная от двух здоровых бутылей в центре и заканчивая мелкими закрытыми стаканчиками не больше напёрстка.
Оксий высыпал из сумки тщательно отобранные на берегу ракушки и сложил их в голубую чашку. Следом из рукава появилась ступка, которой будущий наставник Мания принялся старательно толочь ракушки, обращая их в порошок.
- Смотри, мой милый, сейчас я активирую иероглиформулу! – сказав это, Оксий указал на кирпич непонятной формы, расположившийся на краю стола. Старик залил ракушечный порошок сверкающей жидкостью из одной бутыли, и раздалось шипение. Маний, затаив дыхание, следил за происходящим, не в силах вымолвить ни слова.
В чашке что-то кипело и бурлило, пока не превратилось в тёмную жидкость. Оксий потрогал резервуар.
- Оно обязательно должно быть горячим, иначе ничего не получится! Теперь смотри: мы выливаем зелье на боровый камень, - дед обильно полил кирпич получившимся раствором. Результат не заставил себя долго ждать: словно молнии на сером небе во время грозы, на кирпиче то возникали, то пропадали тонкие линии и блёстки. В конце концов чёткая надпись на непонятном Манию языке проявилась полностью.
- Это, кажется, терраникийский… - с притворным знанием дела пробормотал парень, желая проявить себя перед новым учителем.
- Сам ты терраникийский! – обиделся старик, - это формула, образованная сплетением символов языка одной древней цивилизации.
- Какой же? – спросил Маний.
- Этого я тебе пока не скажу. Нос не дорос! – на самом деле Оксий сам не знал истинное происхождение иероглиформул, но терпеть не мог признавать собственный недостаток знаний! Тем паче от малолеток.
- Ясно-ясно, - пролепетал Маний, более всего на свете боявшийся потерять доверие своего учителя, - как скажете.
- Так-то лучше! – удовлетворённо заметил Оксий и поднял каменную надпись над головой. – Теперь следует как следует оговорить формулу! Произнести заклинание.
- Конечно. Заклинание – это вообще самое важное, - встрял Маний, но старик поднял кверху указательный палец, и юноша замолчал.
- Мой камень, мой милый камень, мой лучший камень, лети на свет и одари меня знаниями! – восклицал Оксий и с последним выкриком подбросил булыжник вверх. Булыжник повисел несколько секунд в воздухе, а потом захотел упасть на голову старца, но тот довольно проворно (для своего возраста) отскочил в сторону. Камень грохнулся в песок, надписи погасли.
- Друг мой! – начал своё торжественное пояснение Оксий, - только что ты наблюдал иероглифическую магию! Это самое главное и самое сильное волшебство в Алгории! Мы, жители города, в отличие от вас часто видим чудеса, и самые могущественные и впечатляющие из них всегда иероглифические! Вязь из нескольких иероглифов именуется бором. Она наносится на любую поверхность, и получается боровая табличка. Боровая табличка оговаривается и обязательно приносит чудесный результат.
- Разрешите спросить! – довольно громко перебил учителя Маний, - а это заклинание… которое вы только что оговорили… Что оно делает? Оно сделает вас богатым? Даст вам власть? Продлит жизнь?
- Не перебивай! – довольно нервно для своего по ощущениям спокойного характера ответил старик, - ты разве сам не слышал? Я же ясно сказал, что хочу получить Знания. А Знания – самое сильное оружие в этом мире…
- Понимаю. И какими знаниями вы владеете? Чему мы можем научиться прямо сейчас?
- Прямо сейчас мы можем посмотреть мои снадобья. Я перепробовал каждое из них. Каждым из них я поливал боровый камень. И всё время получал разный результат. Ежели, например, обрызгать его этой пахучей кислотой, - Оксий потряс зелёной склянкой перед глазами Мания, - камень загорится красным, и надпись исчезнет. Придётся заново долотом выбивать! А если использовать этот крем, - Оксий извлёк из ящика стола длинный и толстый тюбик, - надпись будет сверкать разными огнями целых четыре минуты!
- И какое зелье самое лучшее? – допытывался Маний.
- А это – самая главная магическая тайна в Алгории! – таинственно прошептал дед и принялся расставлять сосуды по размеру.
- Можно я отойду на минутку, а то мои родители будут волноваться? Я похвалюсь им, что нашёл настоящего волшебного учителя и сию же минуту вернусь обратно!
- Ну иди. Потом ищи меня либо в пещере, либо на пристани. Больше я нигде не бываю.
Маний быстрым шагом дошёл до выхода из пещеры (по неосторожности набив себе при этом шишку на лбу и разодрав до крови ухо) и, от радости не чувствуя боли, побежал в сторону оставленной лодки. Лодка оказалась в стороне от места, которое заметил Маний, а прямо на берегу стояла его сестра.
- И что ты забыл здесь? – Минда строго осматривала брата.
- Решил погулять по городу. Ты не представляешь, какая удача мне улыбнулась! Меня заметил настоящий маг и принял в ученики!
- Какой ещё маг? В Ийске нет ни одного мага. И никогда не было. Лучше скажи мне, где тебя угораздило ухо разбить?
- Да забудь ты про ухо, Минд! А маг здесь есть! Он мне даже эту… как её… Иероглифическую магию показал, во! Полил камень какой-то водичкой, и он как засиял!
- А скажи-ка мне, этот маг случайно не усатый старичок, который здесь вечно ракушки и другую дрянь собирает?
- Ну он. Да. А ты уже его видела?
- Кто его только не видел! Это же местный юродивый! Постоянно ищет что-то, пытается волшебству научиться, а всё без толку. Много лет уже со своей навязчивой идеей ходит, покоя никому не даёт.
- Но ведь камень светился и летал! С чего ты взяла, что у него ничего не получается?
- Потому что если бы он овладел чем-нибудь реально стоящим, им бы немедленно заинтересовались. К тому же действующий колдун никогда не оставался бы нищим, питающимся фруктами и дикими овощами. У него не хватает способностей даже огород нормальный развести, не говоря о волшебных искусствах!
- Стой-стой… кто бы им заинтересовался? У нас вроде принят закон о свободе любого труда, если он не приносит вреда другим. Я в книжке читал!
- А магия – это не мирный труд! Можно много лишнего натворить! – отрезала Минда, - в общем, поплыла я отсюда. Домой. Скажу матери с бабушкой, что ты в порядке, а то они уже волноваться начали.
- Вали, - грубо попрощался Маний. Откровения сестры о местном «мудреце» поколебали радостные порывы парня, и он уселся прямо на берегу, позволив мелким волнам, накатывающим время от времени, мочить его одежду. Наш герой погрузился в размышления.
Оксий тем временем снова выбрался на берег и подошёл к Манию.
- Это правда? – не поворачивая головы к своему «учителю», пробормотал Маний, - он меня обманул? Что делать? Вернусь, вернусь…
- Кто тебя обманул, мой маленький друг? – Маний узнал своего знакомого старца и, как всегда, решил высказать все свои подозрения прямо в лицо:
- Ты лгун и бездельник! У тебя нет никакой магии! Так говорят люди! – пусть Маний настойчиво поспорил с Миндой, но в душе согласился с её доводами. «Действительно, для волшебника этот дед выглядит бедненько. Ему удалось меня развести, словно слепого котёнка!»
Оксий расстроенно потянул носом горячий августовский воздух и смутился, но спустя несколько мгновений расправил плечи и объяснил:
- Да. Я действительно не обладаю магией. Но стремлюсь к этому! Учёбе ведь все возрасты покорны, не так ли? – Оксий подмигнул, - а вот насчёт лгуна – это ты сказал, не подумав. Я ни тебе, ни кому-либо ещё никогда не говорил о своих дарованиях. Поэтому судить меня за враньё ты не имеешь права.
- И когда ты планируешь освоить хоть что-то волшебное? – сухо спросил Маний, всё ещё лелея свою детскую мечту стать великим магом. Хотя бы даже и не очень великим, учитывая отдалённость его малой Родины от столичного региона. Хотя бы подняться на воздух на пару шагов от земли. Получись у Мания даже самое простое заклинание, сию минуту бы потерял сознание от внезапного счастья!
- Когда получится, тогда и освою, - лаконично пояснил Оксий, - не хочешь учиться – не надо. Плыви картошку сажать! – старик снова обрёл свой повелительно-ледяной тон.
- Ну уж нет! Раз взялся меня обучать, я от тебя не отстану, пока не получу какие-нибудь знания! – в мыслях Мания уже созрел коварный план, и он решил временно притвориться дурачком.
- Вот это я понимаю – боевой настрой! – обрадовался Оксий и даже взял мальчика за руку. Вскоре они снова оказались в пещере.
- Объясни-ка мне, о премудрый старец, почему твой камень поднимался вверх? Это всё-таки магия?
- Нет, просто фокус природы. Этот камень сделан из розовой глины, а поделки из неё, если их подбросить наверх, немного парЯт в воздухе и только потом падают. Интересное свойство, не правда?
- Сущая правда, - хитро отвёл глаза в сторону Маний, - покажи ещё разок, как он у тебя парит.
Оксий обожал, когда его поступками восторгаются, потому немедленно облил камень из той колбы, которая расцвечивала радужными красками, чтобы «представление» выглядело более эффектным и, глуповатым взглядом окинув мальчика, бросил кирпич под самый потолок.
Очередь действовать перешла к Манию. Парень заскочил за спину старика и, заломив его руки за спину, удерживал, дабы Оксий не мог отскочить в сторону от камня, который висел прямо над головой нищего.
- Эмм… ты чего?.. – недоумённо промямлил Оксий, но так и не успел ничего понять.
Ещё несколько секунд, и кирпич расшиб старику голову. Оксий безвольно грохнулся на землю. Расчёт оправдался: вроде как и не убийство, а ненужного человека нет, и пещера, полная книг и магических зелий, теперь в полном распоряжении нового юного хозяина! А жалостью к посторонним Маний никогда не отличался…
Первым же делом подросток перевёз все препараты и принадлежности из пещеры Оксия домой. Бабушка, удившая рыбу, издалека заметила внука в переполненной лодке и сразу налетела на него с расспросами. Маний соврал первое, что пришло в преступную голову:
- Один чудак подарил. Я ему сказал, что хочу изучать магию, вот он и принёс всякий ненужный хлам. Теперь попытаюсь… - что попытается внук, бабушка так и не услышала, потому что прибежали мама с сестрой и увели Мания вместе с «подарками» домой.
Дома парень принялся экспериментировать: смешивал зелья, капал ими на белоснежный стол (чем вызвал лютое возмущение старших), а к вечеру настолько всё перемешал и перепутал, что препараты пришли в полную негодность. Во всяком случае, в чистом виде ничего не осталось – одни смеси.
- Ты бы лучше книги почитал, дурачок! – снисходительно заметила Минда, - вон сколько приволок. Там, наверное, рассказано, что к чему.
- Да. Пожалуй, я так и сделаю, - согласился Маний, - подай мне вон ту, крайнюю, - парень указал в угол, куда пару часов назад аккуратно сложил подло украденные сокровища.
- Сам возьми! – отказала Минда и ушла, оставив парня в одиночестве. Наш герой сразу взял быка за рога и провёл в спальне несколько дней без еды и сна. Настолько интересными оказались для него книги. Каждая из них содержала вполне понятные инструкции совершения того или иного колдовства. Только на четвёртый день Маний слегка успокоился.
Неделю за неделей юный злодей тренировался. Он перестал помогать с домашними делами, целыми днями и даже вечерами пропадая где-то на окраинах острова. Иногда он плавал в Ийск, где обменивал уже прочитанные книги и пустые колбы на порошки и всевозможные снадобья.
Однажды Маний пришёл домой лишь под утро и, встретив налетевшую на него с упрёками сестру, остановил её гневный выпад резким взмахом руки:
- Я сделал это! Я научился! Собирай народ, и я покажу вам настоящие чудеса! Настоящую магию!
Минда очень удивилась и решила не спорить с братом. Но собирать людей девушка не стала, решив, что раз Манию нужно, то пусть он соседей и приглашает.
Получив отказ, новоявленный колдун за несколько минут обежал все ближайшие дома, которые заметил. Некоторых обитателей он там не застал, другие не открыли, третьи не поверили и приняли за сумасшедшего, четвёртые заинтересовались. В результате возле причала собралось несколько любопытных. Наш герой подождал, пока наберётся хотя бы десять человек. Ждать ему пришлось недолго. Народ, как известно, обладает стадным инстинктом. Видя, что намечается интересное, количество любопытных довольно быстро выросло, и через двадцать минут Мания обступили практически все жители Азия.
- Ну давай, покажи нам, что ты там умеешь, - примерно такие слова звучали то слева, то справа, то из середины.
- Односельчане! Я долгое время учился волшебным искусствам сам по себе. По книгам. Их я с трудом раздобыл в Ийске. И вот настал тот долгожданный час, когда я освоил своё первое заклинание. Мне хочется, чтобы вы стали свидетелями моего перевоплощения из обычного деревенского лопуха, - с этими словами Маний презрительно окинул толпу, целиком состоящую из работников полей и огородов, - в существо более возвышенное. Существо, которому доступны редкие знания.
По толпе пронёсся ропот. Всё-таки налицо было оскорбление. Ещё пару секунд, и Мания бы поколотили, но он поднял над головой какой-то блестящий предмет, и внимание толпы перешло к нему.
В руках парня оказался тот самый шар, который он несколько месяцев назад нашёл на берегу. Светило выбралось из-за туч, лучи пронзили светом шар, и он загорелся настолько ярко, что на мгновение всех ослепил.
- Сейчас я подброшу заколдованный шар над головой и буду голосом приказывать ему, куда лететь. А он покорно всё выполнять, - объявил Маний.
Парень не знал об истинных способностях шара и принимал его за обычную безделушку. Заклинание состояло в том, чтобы заставить предмет, заблаговременно политый зельем, полетать. Простейшая вещь, изучить которую можно за пару минут. При этом Маний хвалился ей, словно чем-то невероятным.
На самом деле шар обладал одной очень интересной способностью, неизвестной владельцу: если его резко осветить, то он призывает к себе случайную крупную цель. Это может быть человек, эльф, зверь, дерево, камень. Чаще всего человек. Делать это можно не чаще, чем раз в день. Неизвестно, кто и для каких целей наложил на шар столь дурацкое заклятие, но не успел мальчик подкинуть свой подопытный предмет в воздух, как рядом с ним появилась девушка лет двадцати пяти-тридцати. На ней было надето на удивление шикарное платье: такого рода одежды не носили ни на острове, ни даже в Ийске. В левой руке девушка сжимала длинный посох выше головы. Увенчивал его шар. Точно такой же, как у Мания.
- Что происходит? Куда меня закинуло?! – раздражённо воскликнула блондинка, вперив немигающий взгляд на главного виновника, - как ты посмел нарушить мой покой?
- Ну… я… - парень настолько удивился, что так и не смог рассказать, что же произошло.
- Это что, магия?! – девушка взмахнула посохом и ловко разбила его нижним концом волшебный шар в руках Мания, ставший невольным виновником её попадания сюда.
- Ты чего наделала, дура?! – заорал Маний и с силой ухватился за её посох, - ты разбила мой шар и теперь должна возместить мне ущееерб! – последнее слово Маний растянул и, наконец, вырвал посох. Как только посох оказался в руках юного мага, девушка ухватилась за его круглую вершину, и… шарообразный венец был оторван вместе с кончиком посоха, превратившегося теперь в простую палку. К сожалению, магические артефакты в Алгории отличались хрупкостью.
Посох – это ведь не канат, чтобы его перетягивать… Он предназначен немного для иных целей. Владелица, разумеется, об этом знала, но разгневалась настолько, что перестала думать.
- Т-ты! Ты уничтожил Держащую Опору! Теперь всем Южным Землям Алгории придёт конец! Посмотрел бы для начала, кто я… - дамочка повернула что-то на запястье левой руки, и на её голове появилась небольшая корона. Корона казалась полупрозрачной, будто головной убор сделали из стекла. При ярком свете дневного светила казалось, что корона излучает нежное приятное сияние.
- Да всё равно, кто ты! Шар – это моя личная вещь, и ты не имела право его касаться.
- Я, как Наместница Южной Алгории, на всё имею право! И вообще – кто тебе разрешил изучать магию да ещё и применять такие опасные заклинания в жизни?
- Никто. Но ведь волшебство у нас не запрещено! – узнав о должности своей собеседницы, парень знатно испугался.
- А оно разрешено? – собеседница нахмурилась, удручённо крутя в руках обломок посоха.
- Но ведь не запрещено! И что в этом такого? Между прочим, магия приносит пользу в хозяйстве! Сама пользуешься, наверное.
- Мне можно. А подданным – нет. Магия давным-давно признана Правительством опасным занятием, на которое нужно получать лицензию. Вот у тебя есть лицензия?
- Не нужна мне ваша лицензия! Я буду изучать магию и разрешения ни у кого спрашивать не намерен! – Маний замахнулся на девушку палкой от посоха. В ответ она исчезла и, возникнув за спиной парня, прикоснулась двумя пальцами к его голове. Глаза нашего героя закрылись, и он медленно свалился на прибрежные камни. К Манию тут же кинулись мать и сестра, пытаясь привести его в чувства.
Наместница исчезла окончательно.
Чем же закончилась история?
Маний не умер. Оксий тоже не умер. Старик, очнувшись, понял, что его обокрали и переселился от греха подальше в один из заброшенных домов на окраинах Ийска. В конце концов он забросил свои неудачные занятия иероглифической магией и присмотрелся к рыболовной ловле. Тем и жил, преодолев наконец бедность.
После потери сознания Маний полностью забыл о своих недавних волшебных увлечениях. Его интерес к магии словно отшибли. Мало того, до конца жизни любые чудесные мистические события вызывали в нём ярое неприятие, доходившее до отвращения.
С Южной Алгорией ничего катастрофического после поломки Держащей Опоры не произошло. Наместница просто запугивала…

***
Бывает – страстно мы желаем,
Не думая о средствах, чтобы получить.
С трудом огромным цели достигаем,
Но только хуже начинаем жить!

Спокойствию конец, дальнейших планов нет.
Я верю – рождены мы для высот,
Однако вам не стоит делать лишних бед –
Используй лодку там, где невозможен брод.

Владеющие властью награждают и карают,
Оттуда справедливость не всегда видна,
Порою невиновных обижают,
А чаще глупых – в этом их самих вина.


Рецензии