Семинар. Занятие 5

14.01.2018г.   ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ (ответы участников)

АЛИСА

«Нахалёнок» – структура персонажей

Мишка (Нахалёнок) – ГГ, полож, протагонист
Его дед – мне трудно с ним определиться: он – второстепенный или тоже гг, они с Мишкой находятся в постоянной связке, дружат и «враждуют» одновременно, полож

Его отец – Фома Коршунов – второстепенный, полож
Его мать – второстепенный, полож
Витька, попов сын – второстепенный, отриц
«Ленин» - второстерпенный, полож

Эпизодические герои:
Поп - отриц
Попадья – отриц
Прошка- сын лавочника – отриц
Наташка – сестра Прошки – отриц
уполномоченный в шинели и с портфелем, полож
Сторож – нейтральный
Прохор Лысенков – зять лавочника – отриц
Федот-сапожник, полож
Рыжебородый казак с серьгой, полож
Егор-мельник, отриц
Комбат, пололж
Красноармеец Терещенко нейтральный
Соседка Анисимовна – нейтральный
Солдат с трубкой из продотряда, полож
Конный из банды, что сообщил о  гибели  отца и его соратников: «нехай родственники зароют их!»    - отрицательный или нейтральный?
Бандит, что разорвал шаль Анисимовны, отриц
Двое красноармейцев, что подскакали к Мишке в конце – нейтральные
А также масса: зажиточные казаки – отриц
                красноармейцы, пришедшие в станицу, их музыканты – полож;
                Два солдата из продотряда (один уже упомянутый с трубкой, второй –
                безмолвный  и без какой-либо характеристики, полож (за наших же)));
               
Персонажи за кадром: кухарка попадьи - нейтральная
                Бахчевник – нейтральный
                Офицеры – отриц (по определению)
                Большевики – положит
                Продотряд (40 чел) – нейтральн


Серьёзные трудности возникли с определением положительных и – особенно – отрицательных персонажей.
Если брать за основу  - что я и сделала для начала - «положительные и отрицательные герои обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующие группировки («красные» - «белые», «наши» - «фашисты»), то тогда всё просто.
Но, если исходить из взаимоотношений персонажей с ГГ, то значительная масса отрицательных и некоторая – положительных персонажей автоматически перейдёт в нейтральные.

С протагонистом и антагонистом  тоже не всё так гладко.
Мишка у нас протагонист.
А антагонист – кто? Попов сын? Мелковат.
Или антагонист – собирательный образ, всех тех, кто не с «нами»?


ВИКА

«Деда»

Герои:
Шеридан – антагонист
Мальчик –  протагонист

Второстепенные персонажи:
Деда – «наставник» - двоякий – положительный и отрицательный одновременно
Мистер Регги – отрицательный
Турка, он же мистер Маг – отрицательный
Полицейский – нейтральный
Девушка из справочной будки – нейтральный

Эпизодические:
Женщина, направлявшаяся в магазин – нейтральный
Посетители торгового центра – массовка - нейтральные

Персонажи «за кадром»:
Два здоровенных бугая, помощники мистера Регги - отрицательные

В конце рассказа антагонист и протагонист меняются местами, верно?


ГЛАША

По героям у Глаши в «Нахалёнке» вышло вот что:

Мишка – главный герой, протагонист
Дед – второстепенный герой - протагонист
Отец - второстепенный герой - протагонист
Мвть - второстепенный герой - протагонист
Витька, попов сын - второстепенный герой – антагонист
Прошка и Наташка, дети лавочника - второстепенные герои - антагонисты
Бахчевник Федот, лавочник – проходящие герой, антагонисты
Ленин - второстепенный герой - протагонист
Советский сотрудник - проходящий герой, протагонист
Сторож исполкома - проходящий герой
Фома Коршунов, Прохор Лысенков - проходящие герои, антагонисты
Федот сапожник - проходящий герой, протагонист
Кучка богатеев - проходящие герои, антагонисты
Здоровый рыжебородый казак - проходящий герой, протагонист
Станичники - проходящие герой
Красноармейцы - проходящие герои, протагонисты
Комбат - проходящий герой, протагонист
Соседка Анисимовна - проходящий герой, протагонист
Солдаты продотряда - проходящие герой, протагонисты
Батюшка, попадья - проходящие герой, антагонисты
Солдат с трубкой - проходящий герой, протагонист
Куча всадников-бандиты - проходящие герои, антагонисты
Двое красноармейцев с шашками - проходящие герои, протагонисты
Старый конь Савраска - проходящий герой.


ИРИНА

«Река»

1. Призрак «зубастого царя-плотника» - эпизодический появляется один раз в экспозиции нейтральный
2. Безымянные сотрудники музеев – эпизодические один раз за кадром - нейтральные
3. Симеонов – главный герой – нейтральный
4. Вера Васильевна в виде конверта с пластинкой – один раз в экспозиции
5. Тамара – второстепенный(появляется более 2-х раз) – скорее положительный
6. Неторопливые жители в немецких колпаках( воображаемые и эпизодические) - нейтральные
7. Безымянные женщины, которых приводил Симеонов – эпизодические + нейтральные
8. Очередной крокодил(продавец старья) – эпизодический, появляется один раз, но является отправной точкой движения сюжета – важный персонаж в истории - нейтральный
9. Вера Васильевна воображаемая в туфлях с каблуками-яблоками – главный герой - положительный
10. Вера Васильевна  в виде воображаемой старухи – второстепенный  (упоминается неоднократно) - нейтральный
11. Продавщица в булочной – эпизодический + нейтральный
12. Нерадивый повар-кондитер(за кадром) – эпизодический, упоминается один раз - нейтральный
13. Вера Васильевна во плоти = Верунчик– главный - отрицательный
14. Безымянные гости за столом в количестве 14-ти человек – эпизодические появляются в одном эпизоде – отрицательные(для Симеонова)
15. Поцелуев – один из поименованных гостей – второстепенный – появляется дважды  - отрицательный



КАТЕРИНА

«День уборки»

Герои.
1 - Нюра – главная героиня, положительная – более 2
2 - Лина – главная героиня – положительная – более 2
3 -  Любовник Лины -   главный герой за кадром – отрицательный, более 2 раз.

4 - Галина Николаевна –  второстепенная героиня - положительная, играет роль наставницы Лины  -более 2 раз.
Персонажи за кадром.
5 - Владимир Федорович – муж Галины Николаевны,  положительный персонаж, имеет небольшой недостаток, но, тем не менее,   играет роль  образцового мужчины – более 2 раз.
6 - Вдовец из метро – положительный, человек, оценивший Нюру, как возможную спутницу жизни. – 1 раз.
7 - Коля – сын Нюры -  положительный – гордость матери – 1 раз.
8 - Валька – дочь Нюры – положительная  - тревога Нюры – положительная. – более 2 раз.
9 -  Сережка – парень, соблазнивший Вальку, - отрицательный  - 1 раз.
10 - Леонид Матвеевич – протеже Нюры –  нейтральная, незначительный  - 1 раз.
11 - Елизаветта Петровна  - мать Леонида Матвеевича –  нейтральная,незначительный – 1 раз.
12 - Писатель  - лауреат премии –  нейтральный, незначительный – 1 раз
13 - Андрей – сын Лины – нейтральный, незначительный  - 1 раз
14 - Брат Лины –   нейтральный, незначительный – 1 раз.
15 - Софь Марковна – клиентка Нюры – нейтральный. незначительная – 1 раз.
16 - Афанасий – незначительный, нейтральный. – 1 раз.


МАРИ

«Я, Бабушка, Илико и Илларион»

Бабушка – главный герой – выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведения, положительный герой, протагонист.
Зурико - главный персонаж – главное действующее лицо, протагонист.
Илико – эпизодическое действующее лицо, положительное.
Илларион – эпизодическое действующее лицо, положительное.
сосед по парте, Ромули – нейтральный, эпизодическое действующее лицо.
учитель – отрицательный, эпизодическое действующее лицо.
Наркомпрос – обобщённый социальный антагонист, главный идейный противник бабушки; (силы антагонизма).
Социальная система – скрытый антагонист крестьян; (силы антагонизма).
руководитель шестого класса – персонаж за кадром.
Преподаватель физики – антагонист, эпизодическое действующее лицо.
Преподаватель математики – антагонист, эпизодическое действующее лицо.
Преподаватель русского языка – антагонист, эпизодическое действующее лицо.
Преподаватель географии – антагонист, эпизодическое действующее лицо.
Школьный сторож – эпизодическое действующее лицо, положительное.
3авуч – антагонист, эпизодическое действующее лицо.
Преподаватель грузинского языка – эпизодическое действующее лицо, положительное.
Преподаватель физкультуры – эпизодическое действующее лицо, нейтральное.
врач – эпизодическое действующее лицо, положительное.


***

Задание, выданное участникам к занятию 5.

Начинаем разбирать блок «Герои». Освежите в памяти информацию о главных и второстепенных героях http://www.proza.ru/2013/12/17/1652 , об антагонисте и протагонисте, о положительных и отрицательных героях.

Нам нужен материал для осмысления, поэтому вы начинаете инвентаризацию героев «ваших» рассказов.

В столбик выписываете всех (да, всех-всех) героев. Идите по тексту, встретили имя, записывайте.
Увидите, тяжело придется не только с «Нахалёнком» и «Бабушкой», но и с другими. Имен везде упоминается много. Задача – не пропустить ни одного. Алиса, предлагаю вам выбрать самый «населенный» рассказ.

Рядом с именем героя отмечайте:
1. Главный или второстепенный. С главными все просто (как пока кажется), второстепенных ранжируйте на второстепенных (появляются в 2 сценах и более), эпизодических (мелькнули 1 раз), персонажи «за кадром» (о них говорят, но они не действуют)
2. Положительный, отрицательный или нейтральный.

Результаты инвентаризации высылайте на почту sekundant999@yandex.ru .
Срок представления: до 22:00 (мск) 13.01.18г.


Рецензии
Прекрасно выполнено, всем спасибо. Сажусь писать отзыв. Для ускорения помогите мне, пожалуйста. По рассказам посчитайте, сколько героев всего, из них положительных __, отрицательных __, нейтральных ___. Это ускорит процесс.
С благодарностью,

Мужик Бородатый   13.01.2018 23:45     Заявить о нарушении
Можно уточнить, считаем всех, кто есть в рассказе, так?

От Автора   13.01.2018 23:56   Заявить о нарушении
«Деда»

Всего – 11
Положительных(условно) – 2(мальчик и деда)
Отрицательных – 5
Нейтральных – 4

Вика

От Автора   14.01.2018 00:10   Заявить о нарушении
Всего - 18

Положительных - 7
Нейтральных – 3
Отрицательных – 6
Отрицательных сил антагонизма - 2

Мари

От Автора   14.01.2018 00:28   Заявить о нарушении
День уборки
Всего - 16
7 - положительных
2 -отрицательных
7 - нейтральных
Катя

От Автора   14.01.2018 00:59   Заявить о нарушении
Начну с относительно легкого. Положительные и отрицательные герои. Возникли трудности в сортировке? Наверняка. И наверняка вы их преодолели, когда выбрали точку отсчета: положительный – тот, кто помогает главному герою (как вариант – хорошо к нему относится), отрицательный – тот, кто вредит главному герою (как вариант – неодобрительно относится). «красные» - «белые», «наши» - «фашисты» (С)
Должен вас огорчить, это не совсем верно. Во всяком случае, не так в лоб.
Положительный человек обладает положительными качествами: честен, добр, щедр, вежлив и т.д. Где в этом перечне отношение к другому, конкретному, человеку, предположим, герою?
Например, полицейский и девушка из справочной будки в рассказе «Деда». Их определили как нейтральных. Гости за столом в количестве 14 человек из рассказа «Река»? Их определили как отрицательных. Вдовец из метро, соблазнявший Нюру? Его определили как положительного. Но на самом деле, про их личностные качества мы достоверно ничего не знаем, можем только предполагать. Гости напились, значит, они все сплошь алкоголики? Мужчина клеится к незнакомой в метро, может быть, он извращенец? Может быть. Однако в рамках истории, предложенной автором, это не особо важно. Автор не может и не должен описывать все личностные качества всех персонажей, в своей работе имейте это в виду. Акцентирование положительных и отрицательных (в общежитейском смысле) качеств обязательно только в том случае, если вы пишете узконаправленные жанры. Эльфы все положительные, орки – отрицательные. Фашисты пытают «наших», все «наши» как на подбор, все фашисты – мерзость филистимская. В остальных случаях не называйте качеств, показывайте поступки героев. Оставьте интерпретацию читателям. Тогда получится интересно, тогда читатель задумается: дедушка («Деда») положительный или отрицательный? Вроде кровь пьет, но внука любит. Подобный ход придаст вашему рассказу глубину, там, где мелко, нет не только желания интерпретировать, но и, вообще, запоминать рассказ и мысленно к нему возвращаться.
В своей сортировке вы допустили методологический просчет. Положительными вы называли относящихся к кругу персонажей, доброжелательно настроенных к главному герою. Вот эта характеристика действительно важна, ей необходимо пользоваться.
Практический вывод, который стоит взять из упражнения - при обдумывании собственной вещи собственных персонажей надо распределить по 3 группам, но не положительные-отрицательные-нейтральные, а:
1. Круг благожелательно относящихся к главному герою. Внутри может быть градация от сильной любви до «ты, в принципе, неплохой парень».
2. Круг враждебно относящихся к главному герою. С той же градацией: от испепеляющей ненависти до легкого недовольства.
3. Круг тех, кто не испытывает к герою вообще никаких чувств. Даже равнодушия, ибо оно тоже чувство, а не его отсутствие.
Если бы мы с вами были на очном занятии, я бы спросил: какой круг будет наиболее трудным в описании? В нашем дистанционном формате дам ответ, не задавая вопроса.
Больше всего проблем принесет третья группа. Потому что она вредна, но от нее невозможно избавиться. Эти персонажи будут раздувать объем рассказа, не имея при этом прямого отношения к главному герою.
Спасибо за цифры. Обратите внимание на количество нейтральных персонажей.
Отчего они появляются, зачем нужны и как с ними управляться вам, неопытным писателям, скажу чуть позже.

Мужик Бородатый   14.01.2018 01:20   Заявить о нарушении
Главные и второстепенные герои.
Герои нужны для того, чтобы выразить литературный конфликт, т.е. выразить идею в действиях. Литературный конфликт есть столкновение мнений, значит, автору надо иметь 2 мнения, чтобы их столкнуть. Тезис – антитезис.
То мнение, которого придерживается сам автор (тезис), он делегирует главному герою, тому, который будет главным-главным и который в результате победит в конфликте.
Кому автор делегирует противоположное мнение (антитезис)? Здесь могут быть варианты. Чтобы чрезмерно не углубляться (мы сейчас снимаем первый слой), оставим вариант: автор отдает противоположное мнение другому герою, который тоже будет главным, но не главным-главным и который в финале потерпит поражение.
Итого получается 2 героя, которые имеют противоположные мнения. Будут ли они противоположны по другим параметрам? Не обязательно. Если они будут совершенно полярными, то автору придется приложить больше труда, чтобы придумать почву, на которой герои сойдутся (место и время действия), и тему для коммуникации (сюжетное событие), во время которой герои выскажут свое мнение.
Далее идет круг второстепенных героев, часть которых будет придерживаться мнения главного-главного героя, часть – просто главного героя. Круги можно добавлять, вводить эпизодических героев, которые, в свою очередь, будут поддерживать то или иное мнение. В принципе, это то, о чем я уже говорил: группа доброжелателей и группа недоброжелателей. Причем относительно главного-главного и главного героя группы получатся перевертышами: поддерживаю мнение этого, а мнение этого не поддерживаю.
Предвосхищаю вопрос: может ли быть персонаж, который не поддерживает мнение обоих?
Ответ: может, он попадет в 3-ю группу (см. выше) и будет создавать для автора проблему. Почему проблему? Потому, что он не будет напрямую участвовать в литературном конфликте (у него нет мнения по обсуждаемому вопросу), а место в рассказе будет занимать. Вообще, таких героев (не имеющих мнения по обсуждаемому вопросу) надо решительно убирать из повествования. Их присутствие может оправдываться только тем, что они необходимы для сюжетного продвижения, т.е. являются техническими фигурами.
Обращаемся к рассказам-примерам. Полицейский и покупатели в супермаркете («Деда»), гости в количестве 14 человек («Река»), безымянные станичники («Нахаленок») и учителя-предметники («Бабушка») – массовка, необходимая для того, чтобы создать панораму. Избавиться от них – значит обеднить сцены. Что за революция без народных масс? Что за пьянка без гостей? Эти персонажи выполнили свою функцию (создали необходимую тесноту) и пропали, они настолько эпизодические, что от них не осталось даже имен. Техническая функция – принести Симеонову пластинку, дать Нюре заказ на уборку и т.п.

Мужик Бородатый   14.01.2018 03:54   Заявить о нарушении
Да, забыл упомянуть, но думаю, вы это и без меня знаете.
Главный-главный герой называется протагонистом - тот, который преследует основные цели сюжета, т.е. своей судьбой доказывает правильность делегированных ему взглядов.
Главный герой называется антагонистом – тот, кто противостоит основным целям сюжета, т.е. хочет доказать, что это его взгляды правильные.

Мужик Бородатый   14.01.2018 03:56   Заявить о нарушении
Выше был простой вариант расстановки героев: протагонист + антагонист + второстепенные + эпизодические + технические.
Какие могут быть вариации?
По фигуре протагониста, в общем-то, никаких. Его не может не быть, без него литературный конфликт не состоится в принципе. В рассказе не может быть 2 протагонистов, т.к. рассказ – это единство, в т.ч. единство героя. Так что еще раз пройдитесь по примерам, определитесь, протагонистов не может быть много, не путайте выразителя мнения с группой поддержки (эпизодическими героями).
По фигуре антагониста вариаций может быть больше. Может быть несколько антагонистов? Может. Ученый с чемоданчиком Тесла приходит к нефтяному лобби. Могут фигуры антагонистов меняться на протяжении рассказа? Могут. Смотрите «Нахаленка», в котором идейные противники Мишки как бы укрупнялись по мере от того, как крепла Мишкина идея. Может антагонист быть «размазан» по нескольким персонажам? Может. Симеонов настолько выпирает из окружающего мира, что практически в каждом встречном обнаруживает противоречие. Может антагониста не быть совсем? Тоже может. Но это уже высший пилотаж для автора. Вот тут мы имеем дело с настоящим внутренним конфликтом, при котором тезис и антитезис находятся в одной голове и сами себе противоречат. Хрестоматийный пример – «Записки сумасшедшего». Из неудачных – на последнем конкурсе был рассказ «Эффект комара».
По второстепенным героям вариации бесконечные, вернусь к ним позже, после того, как вы выполните очередное задание (будет сегодня, как обычно).
До этого предлагаю еще поговорить. Вопросов должно быть много. Меня лично интересует: как вы оцениваете закадровых персонажей? Какую функцию выполняют они?

Мужик Бородатый   14.01.2018 04:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, профессор!
У меня большие сомнения в своей классификации героев.
А не дает мне покоя статус Нюры. Я её записала в главные, но кто Главный главный? Нюра или Лина?
Лину я уже разбирала в четвертом задании (жаль, что нет итогов!) и она укладывается в главные. Кто же Нюра? Главная, второстепенная или главная-главная?
1 - именно через неё мы видим суть происходящего в квартире.
2 - у неё есть своя история, есть проблема с дочерью, которая создает у неё внутренний конфликт: устроить скандал с родителями Сережки или нет.
Но, что смущает..
Развития сюжета в части решения в\у проблемы нет. Она занимается обычным для неё делом - уборкой и дело это никак не связано с решением проблемы. Смысловой центр её переживаний - услышанный ею разговор Лины и Галины Николаевны о том, любовник Лины не достоин жертв, как был достоин Владимир Федорович, и что надо думать прежде всего о ребенке, отсюда - кульминация - принятия решения об запрете на аборт и развязка - возвращение домой, во время которого Нюра в несвойственной для себя манере решает не форсировать события. То есть она меняется. И подтверждает идею автора, что женщина ради любви может переступить через себя.
Короче, я запуталась. Помогите разобраться! SOS!
Катерина.

П

От Автора   14.01.2018 12:21   Заявить о нарушении
//как вы оцениваете закадровых персонажей? Какую функцию выполняют они?//

РЕКА
Закадровых персонажей немного(имеются в виду те, что вообще не действуют, а только упоминаются).
Призрак зубастого царя-плотника – олицетворение Города, построенного на гнилых болотах «по злому умыслу», вопреки здравому смыслу. И вопреки же здравому смыслу реки текут вспять, в городе, построенном волей человека. Для чего: для контраста с маленьким уютным мирком маленького человека(возможно).
Безымянные сотрудники музеев – как вызов бушующей стихии: реки, бегущие вспять стремятся уничтожить «человеческие пожитки на своих берегах». Настоящие реки и настоящие сотрудники – невыдуманная жизнь.
Всё вместе - для контраста с финалом истории о маленьком человеке, не вставшем на защиту своего мира одиночества.
Безымянные женщины, которых приводил Симеонов – жалкие и обречённые изначально на провал попытки разделить своё одиночество с другим человеком(заметим – по своему выбору, а не навязанное извне), но «нет, не тебя…»
Нерадивый повар-кондитер – показать, как несовершенен реальный мир, как он грубо отличается от созданного воображением?(но сомневаюсь).
Ирина

От Автора   14.01.2018 14:54   Заявить о нарушении
Лина или Нюра? Нюра или Лина? Вот так всегда и бывает: женщина наговорит-наговорит, а потом разбирайся, что главное… Шучу, разумеется. Выскажу свое мнение, вы либо присоединяйтесь, либо опровергайте.
Мое мнение: топот производят лошади. Если персонажи маячат на всем протяжении рассказа, значит, они и есть главные герои. Нюра и Лина. Однако кто протагонист (доказывает идею произведения, олицетворяет тезис), кто антагонист (дискутирует с идеей произведения, олицетворяет антитезис)?
Чтобы разобраться, надо, прежде всего, выделить тезис и антитезис, назвать их, облечь в слова. Предлагаю палить из тяжелых орудий, обратиться к классической, гегелевской, философии.
«Человек – существо духовное».
«Человек – существо физическое».
Намеренно не обозначаю, что тут тезис, что антитезис, т.к. по весу оба высказывания равноценны. В разбираемом рассказе тезисом будет то высказывание, которое автор считает правильным и доказывает финалом рассказа. В финале герой, олицетворяющий «правильное», протагонист, должен восторжествовать над антагонистом если не физически, то точно нравственно.
Нюра стопроцентно олицетворяет высказывание «Человек – существо физическое». Занимается низкоквалифицированной поденной работой, что ее вполне устраивает. Ее цели сугубо материальны, даже низменны: выпить после работы, купить цветной телевизор и т.д. Людей она оценивает с практической точки зрения: хозяйка не жалеет мяса, значит, порядочная, дала больше чаевых, значит, с ней стоит иметь дело. Ее моральные принципы тоже материальны. Дочь залетела – плохо, потому что будут проблемы, прежде всего, практические: на какие средства дочь будет жить? Решение: подать на алименты, по суду, как миленький, заплатит. Вопросы тонких чувств (обида, удар по самолюбию, обман в ожиданиях, возможно, стыд и т.д.) для нее не существенны. Безусловно, она имеет о них представление, но не учитывает в своей системе координат. Нюра – существо физическое.
Лина другая. У Лины на первом плане выяснения: обманул – не обманул, предал – не предал, любит по-настоящему или так себе. Презренных денег для нее не существует, она сконцентрирована на тонких чувствах. Получается, что Лина – существо духовное.
Вот вам и конфликт: столкновение мировоззрений человека «физического» и человека «духовного». Кто, по вашему мнению, восторжествовал в финале рассказа, тот и протагонист.

Мужик Бородатый   14.01.2018 15:52   Заявить о нарушении
Спасибо, профессор, с ранжированием героев более или менее определились.

То есть В дне уборки протагонист - Лина (что и требовалось доказать)))
Под влиянием разговоров этих двух "нематериальных" дамочек и поведения Лины, Нюра неосознанно меняется (кстати, я это прохлопала ушами, спасибо, Катерина), духовное победило)))

Алиса.

От Автора   14.01.2018 16:12   Заявить о нарушении
Ирина, значит, ваше предположение: закадровые персонажи – это символы? Иными словами, раскрывают определенные стороны действующего героя(-ев)?

Мужик Бородатый   14.01.2018 16:13   Заявить о нарушении
Вопрос по ходу: к какой группе героев следует отнести Галину Николаевну?

Мужик Бородатый   14.01.2018 16:16   Заявить о нарушении
Галина Николаевна - второстепенный герой - играет роль наставницы. Положительная.
Катерина

От Автора   14.01.2018 17:53   Заявить о нарушении
С Нюрой поняла. Спасибо!

От Автора   14.01.2018 17:53   Заявить о нарушении
Ну что ж, раз вопросов нет, значит, пора вам доставать свою записную книжицу и записывать там про героев. Если вы уже знаете, кто будет действовать (имена), перечислите их с соотнесением в 1 из 3 групп. Если вы не знаете, то просто напишите номера и названия групп и ждите удачных идей. Книжечка тайная, в ней можно исправлять, зачеркивать, вписывать – и не перед кем не надо отчитываться.

Мужик Бородатый   14.01.2018 20:38   Заявить о нарушении
Цейтнот времени, но вот что подумала:

Симеонов проигрывает(условно) сражение с материальным миром (Тамара вторгается в его жизнь и обустраивается в ней).
на первый взгляд Симеонов антагонист, если в рассказе ему отведена роль проигравшего.
Тогда в выигрыше Тамара - протагонист. И победа над возможностью быть не как все(за точность формулировки не ручаюсь - действительно, времени совсем...)
Но есть одно но: у Симеонова забрали его личное пространство, его свободу(а он за неё не стал бороться), получается, что идея в том, чтобы вернуть странного чудака-романтика в стан обычных людей. Но верно ли это?
У него не могут забрать то же самое, что не могут отобрать у Элизы Дуллитл - её знания! А у Симеонова - способность слышать то, что никто кроме него слышать не может(так, как он).
Это всё равно, что нельзя у реки отобрать способность течь вспять.
И выходит, что духовное=нематериальное победило.
И тогда Симеонов протагонист, а Тамара - антагонист.

Ирина

От Автора   14.01.2018 21:09   Заявить о нарушении
Спасибо, профессор.
Если можно, задам опрос.
Проигрываю в уме свой рассказ и не нахожу антагониста. Жил успешный человек, случилась трагедия, человек начал заниматься новым делом, понял, что стоит на правильном пути. По ходу событий появляются разные люди, играющие положительную или нейтральную роль. Получается, что это человек сам для себя антагонист? Хочу понять, есть ли ошибка в моих рассуждениях.
Мари

От Автора   14.01.2018 21:15   Заявить о нарушении
Ирина, затрудняюсь комментировать. В вашем изложении все логично. Но у меня другая, надеюсь, столь же логичная интерпретация. "И ты прав, и ты прав" (С) Я думаю, причина в том, что "Река" - хороший рассказ, настоящий, из тех, о которых можно спорить, все время можно доставать новое. Как из шляпы фокусника.

Мужик Бородатый   14.01.2018 21:46   Заявить о нарушении
Закадровые персонажи создают фон, интерьер, декорации если хотите, на фоне которых развивается основное действие (собственно, об этом вы сказали). Я добавлю: кроме того они раздвигают перспективу и делают картинку более объёмной (ну не в вакууме же живут главные герои).

Алиса

От Автора   14.01.2018 21:56   Заявить о нарушении
Ну, Мари, смотрите, что выходит. Вы явно пишете рассказ о внутреннем изменении личности героя. Изменения личности не производятся на щелчок, это длительный и трудный процесс. Логично предположить, что герой столкнется с трудностями, материал будет сопротивляться. Явно герой будет испытывать внутреннее проблемы. И да, в этот момент он станет сам себе антагонистом. Мало этого, те люди, которые будут ему встречаться, будут добавлять эмоций. Наверное, кто-то будет морально поддерживать (вот герои, которые разделяют его взгляды, группа 1), кто-то, наоборот, ставить палки в колеса (группа 2). С группой 2 разберитесь. Возможно ли из них выделить одного, наиболее противостоящего герою? Такого, знаете ли, идейного противника. Если да, то вы нашли антагониста. Если он явно не находится, не тащите никого за уши. Возможно, у вас будет история, в которой антагонизм «размазан» по персонажам. Амплуа антагониста (осуждает взгляды героя) будет переходить от фигуры к фигуре. Такой вариант довольно часто встречается. Тревожить вас должны персонажи, которые и не поддерживают, и не осуждают героя. Есть такие? Если есть, задайте вопрос: зачем они в рассказе?

Мужик Бородатый   14.01.2018 22:14   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, профессор. Нейтральные герои есть, их мало и они, практически, в одном эпизоде. там необходимы. Чувствую, будут просачиваться и другие.
Я поняла, что делать.
Мари

От Автора   14.01.2018 22:30   Заявить о нарушении
Расставляя героев, представляйте себя полководцем, которому надо выиграть битву. Накануне он до боли в глазах вглядывается в карту: с какой точки ударить конницей? Как распределить пехоту? Куда замаскировать засадные полки? С одной только разницей. Если у полководца останутся войска, не задействованные в битве, честь ему и хвала. А писателю всех своих героев надо бросать в мясорубку, каждому найти применение.

Мужик Бородатый   14.01.2018 22:34   Заявить о нарушении
Чувствую, так и надо, это интересный подход. Раньше думала, что надо писать только в момент вдохновения, заботиться о красоте изложения, о передаче эмоций, втягивать читателя в события так, чтобы он не мог остановиться до конца рассказа и всё. Теперь понимаю - этого мало.
Мари

От Автора   14.01.2018 22:54   Заявить о нарушении
Вдохновение… Вдохновение прекрасно, кто бы спорил. Однако вдохновение – вспышка, длится недолго. Предположу, что каждая из вас не напишет за один заход (момент вдохновения) более 5 тысяч знаков. Разбираемые рассказы 20-40 тысяч. То есть нужно, как минимум, 4 вдохновения. 4 подхода к тексту, в лучшем случае, это 4 полных дня. Часто ли такое случалось в вашей, любительской, жизни? Профессионалов не берем, профессионал должен выдавать по 20 тысяч в день, лучше – больше. Для пользы дела советую вам как можно раньше расстаться с иллюзиями о внезапном озарении, о голосе, диктующем свыше. Эти иллюзии как раз выдают графоманов. Ловите момент, когда у вас, что называется, поперло, и используйте его для того, чтобы обдумать. Как минимум, выделить центральную сцену и разложить на эпизоды. Вот это вы реально успеете в момент вдохновения. Дальше пойдет работа, нудная, выматывающая, во многом механическая. Но если вы в момент прихода <вдохновения> сняли весь урожай, который был возможен, то считайте, рассказ у вас в кармане.

Мужик Бородатый   14.01.2018 23:51   Заявить о нарушении
Какая интресная ветка!

МБ, можно влезть с вопросом по поводу протогониста-антогониста в Реке?

Или посторонние будут мешать обучающему процессу?

Бонс Билли   15.01.2018 02:11   Заявить о нарушении
Я немного подумал, и хотел бы уточнить вопрос.

Можно ли спросить по поводу протогониста-антогониста, более общее, не только по Реке?

Бонс Билли   15.01.2018 02:21   Заявить о нарушении
Спросить можно.

Мужик Бородатый   15.01.2018 07:58   Заявить о нарушении
МБ, спасибо.
Я задал вопрос, но вытер его, так как он вызвал некий дискомфорт у части студентов. Они, так же как и вы тратят свое время, так что эта ветка - не свободная дисскусия.

Надеюсь в другой раз.
Еще раз спасибо, что были готовы ответить.

Бонс Билли   15.01.2018 13:58   Заявить о нарушении
Большая просьба к участникам дискуссии: не спешите с удалениями, пожалуйста, Теряется целостность. Задали вопрос - дождитесь ответа.
Спасибо за понимание.

Чёрная Палочка   15.01.2018 14:12   Заявить о нарушении
Остается надеяться, что неувиденный мной вопрос был крайне неприличным.

Мужик Бородатый   15.01.2018 15:35   Заявить о нарушении
Я за справедливость.
Вопрос был хороший.
Если исключить оценочные суждения.

Мне очень неудобно, что так получилось, но остаюсь при своём мнении - личные оценки хорошо бы оставить за кругом.

От Автора   15.01.2018 16:03   Заявить о нарушении
Это была "обиженная" Ирина

От Автора   15.01.2018 16:04   Заявить о нарушении
Предлагаю или вернуть вопрос, или окончательно про него забыть. У нас еще остались темы по героям, по самым сложным - закадровым. Предложение: попробуйте проанализировать пару закадровых героев - Владимира Федоровича ("Уборка", надеюсь, я не наврал в имени-отчестве) и Ленина ("Нахаленок"). Рассмотрите их именно как пару (сравнение, различие).

Мужик Бородатый   15.01.2018 17:39   Заявить о нарушении
Думаю, всем понятно, что надо сравнивать их не по роли в истории, а по роли в рассказе. 2 параметра: 1. Двигают сюжет, 2. Дают ключ к образу понимания других героев.

Мужик Бородатый   15.01.2018 17:44   Заявить о нарушении
Владимир Федорович - второстепенный герой за кадром.
Рубина наделила его определенными чертами: веселый, хозяйственный, доброжелательный хозяин, но бескомпромиссный, категоричный, имеющий определенную позицию и большой спец. по порче отношений с коллегами. В рассказе выполняет 2 функции. 1 - он часть экспозиции. Именно с его слов мы узнаем, что Лина - женщина, перед которой - плащ в грязь. 2 - он является эталоном хозяина (для Нюры) и эталоном мужа (для Галины Николаевны). Но сюжет он не движет, поэтому - только второстепенный герой.

Ленин - главный герой за кадром. ОН двигает сюжет. Именно он изменил жизнь сначала отца, а в последствии и самого Мишки.
Катерина.

От Автора   15.01.2018 18:11   Заявить о нарушении
Профессор и все, все, все, здравствуйте. А можно я закадровых по своему рассказу помучаю. Себя помучаю...
Вика

От Автора   15.01.2018 18:21   Заявить о нарушении
Если брать за основу указанные два параметра, то, кмк,
Владимир Федорович из Дня уборки работает больше на образы других героев:
- именно «благодаря ему» мы узнаём об одиночестве и тоске Галины Николаевны после его смерти: «одна как перст осталась», «после его смерти она сильно сдала… замучила тоска»; о её былом счастье: «боже, что за время было чудесное, голодное и счастливое»; и как им «особенно остро хотелось детских голосов»; - о её беспомощности без него: «был бы жив Володя» и пр.
- именно ему принадлежит ёмкая мужская характеристика Лины, что так впечатлила и запомнилась Нюре: «женщина, перед которой – плащ в грязь!»
Кроме того Владимир Федорович «работает» своеобразным мостиком между героями, он как бы их связывает, сводит: Нюру с Галиной Николаевной (вот она едет вроде к Галине Николаевне, но первым вспоминает Владимира Федоровича); Нюру – с Линой (именно у него в кабинете Нюра впервые увидела портрет Лины и услышала так заинтриговавшую её характеристику); и я предполагаю, что Галину Николаевну с Линой тоже связал (и связывает) Владимир Федорович.
Мне кажется, что он не только не продвигает, а даже немного тормозит сюжет, заставляет нас остановиться и всмотреться.
А вот Ленин, он – больше на продвижение сюжета. Это он укоряет Мишку во сне, что тот де не участвует в большевистском деле. Это ему Мишка даёт слово воевать и торопится после этого на войну.

Алиса.

От Автора   15.01.2018 19:18   Заявить о нарушении
Благодарю участвовавших в обсуждении. Пора наши обсуждения систематизировать, обобщать и выжимку переносить в Мemories. Но прежде еще один вопрос: а зачем вообще нужны герои? Может, можно оставить одного, того, который про идею, а остальных выпилить? Не отмахивайтесь от вопроса, он только выглядит глупым, а по сути очень глобальный. Даю пару часов для обмена репликами, потом делаю выжимку из обсуждения. Надеюсь, к тому времени Лина опубликует сериал про Белоснежку, будем двигаться дальше.

Мужик Бородатый   15.01.2018 20:10   Заявить о нарушении
Я, как всегда, с опозданием(дорога...)

Спасибо за вопрос по закадровому Владимиру Федоровичу!
Если коротко, то он тот самый "Джек, который построил дом".
Нюра едет убираться и вспоминает именно о нём.
В.Ф. говорит о Лине, что это такая женщина... и портрет Лины висит у него в кабинете.
Галина Николаевна вспоминает...
Он тот самый четвёртый главный...за кадром.

И перечитала еще раз и ещё...
а ездила ли Лина на свидание? вот вопрос:)

Ирина(с цитатами не успеваю, но если нужно...)

От Автора   15.01.2018 20:40   Заявить о нарушении
МБ, простите, что влезаю, но очень интересно. Если герой один, то как же тогда читатели узнают о том, что герой знает? О том опыте, который он уже накопил о мире? О его открытиях? О его сомнениях?
Обычно читатель что-то понимает или из картинок или из диалогов. Если диалог - то уже есть второй герой. Если картинка, то там, если не герой, то мир выступит вторым героем. Животное - это тоже герой.
Если не будет других героев, то это, наверное, будут наставления? Нотации? Правила? В любых воспоминаниях героя - все равно появятся другие герои. Даже если это будет камера-одиночка, то воспоминания о других.
Если в жизни нет других, то смысл жизни остаётся? Я просто не знаю.

Ирина Оссина   15.01.2018 20:50   Заявить о нарушении
Мне кажется, я уже отвечала на этот вопрос.
Закадровые персонажи создают фон, интерьер, декорации если хотите, на фоне которых развивается основное действие. Кроме того они раздвигают перспективу и делают картинку более объёмной. А ещё заселяют пространство рассказа, чтобы герои не существовали в вакууме.

Алиса

От Автора   15.01.2018 20:51   Заявить о нарушении
То есть, делают рассказ... как бы это сказать, натуралистичным что ли, то есть натуральным, живым или приближённым к жизни.

Хм... туманно высказалась.

Алиса.

От Автора   15.01.2018 20:55   Заявить о нарушении
Алиса, простите, если повторила ваши рассуждения.
Не видела, торопилась.
Здесь В.Ф. не фон и не воспоминания.

От Автора   15.01.2018 20:59   Заявить о нарушении
Плюсуюсь к девушкам. И ещё. Даже, если рассказ- монолог, все равно нужны оппоненты (слушатели) за кадром, иначе получается завещание.
Катерина

От Автора   15.01.2018 21:03   Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Сначала сравнение Владимиров.

Владимир Федорович и Владимир Ильич.
Первый Владимир – глава интеллигентной семьи. В рассказе чётко ощущается его присутствие, создаётся впечатление, будто он на минуту вышел в соседнюю комнату. Человек умер, но остался рядом с близкими, не прекращающими любить его.
Второй Владимир – символ доброго царя, который снизошёл до простого народа, интересуется его жизнью, может поздороваться за руку или похлопать по плечу. Он – мечта ожившая, о которой грезили, имея настоящего царя. За мечту и жизнь положить не жаль. А для детей это образ родного дедушки или, как уже говорили, волшебника. Образ, толково преподнесённый пропагандой до такой степени, что жил он и после смерти дедушки Ленина, жил много десятилетий.

Общее – дух человека, порой, сильнее личности.
Разница – один человек дополняет семью, отец настоящий, другой – ряженый отец для всей страны.

Мари

От Автора   15.01.2018 21:08   Заявить о нарушении
\\Если герой один, то как же тогда читатели узнают о том, что герой знает? О том опыте, который он уже накопил о мире? О его открытиях? О его сомнениях?\\
"Герой один". Что это значит? Герой находится в замкнутом помещении и ни с кем не контактирует? Заперт в одиночке? Даже в этом состоянии он думает, вспоминает, представляет. Нет действующих лиц в реальном (для героя) времени, но голова-то у него работает, значит, он выстраивает некую цепь событий, частью условную (только у себя в голове), частью связанную со своими действиями (он шевелится, дышит и т.п.) В эту цепь событий вполне вписываются персонажи, те, которые мы назвали закадровыми.
Герой может быть абсолютно один только, если у него полностью отказала голова, и он не может воссоздать никакой мир. Но тогда и писать о нем, в общем-то нечего.
И, кстати, об одиночестве. Большую часть рассказа Симеонов одинок, живет в фантомном мире, но разве мы мало о нем узнали, читая эту часть?

Мужик Бородатый   15.01.2018 21:21   Заявить о нарушении
На меня огромное впечатление произвела "Долорес Клейборн" Стивена Кинга.

может это служить примером или ответом на вопрос?

От Автора   15.01.2018 21:32   Заявить о нарушении
это Ирина(забываю подписываться)

От Автора   15.01.2018 21:33   Заявить о нарушении
нет, неудачный пример.
извините
Ирина

От Автора   15.01.2018 21:35   Заявить о нарушении
"Долорес" - да, не совсем удачный. Может быть, вы имели в виду "Игра Джеральда"?

Мужик Бородатый   15.01.2018 21:50   Заявить о нарушении
Кстати, да "Игра" - хороший пример

От Автора   15.01.2018 21:51   Заявить о нарушении
По героям.
Фигура героя позволяет автору перевести идею из абстракции в конкретику, материализовать ее.
Действия героев создают сюжет, который, в конечном итоге, тоже служит для материализации идеи. В финале торжествует тот персонаж, который наиболее полно олицетворяет идею автора.
Вообще, в рассказе все сущее должно служить идее, даже герои, которые ее не поддерживают. Забегая немного вперед. Также идее служат композиционные формы и средства.
Иерархия героев обязательна. Ступени иерархии:
Главные,
Второстепенные,
Служебные.
ГЛАВНЫЕ – это:
Главный герой, полностью олицетворяющий идею, он же протагонист.
Главный герой, оппонирующий идее, он же антагонист. По этой фигуре возможны вариации и даже разделение ее на несколько персонажей.
Главные герои являются основными двигателями сюжета, без них сюжет невозможен.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ – это герои, оттеняющие идею. Разделять им можно по степени отношения к главному герою, по сути, к идее (доброжелательные и враждебные), по участию в «настоящем»* действии (действующие лица или закадровые)
* от понятия «настоящее время», т.е. том, которое совпадает временем действия.
Основная функция второстепенных героев – служить для понимания образа главного героя, олицетворяющего идею, т.е. протагониста. Второстепенные герои не двигают сюжет, а помогают двигать (вот эту разницу осмыслите и возьмите на вооружение, это важно).
СЛУЖЕБНЫЕ ГЕРОИ служат для создания панорамы действия, массовости, если она необходима. Роль в продвижении сюжета у них надо категорически отбирать и передавать ее второстепенным героям. Вообще, служебных героев лучше переводить из статуса действующих лиц в элементы описания.
Хороший рассказ обнаруживает тенденцию к уменьшению количества героев (за счет исключения служебных и уменьшения количества второстепенных).
Подробность описаний героев уменьшается сверху вниз по иерархической лестнице (для главного – максимум описаний).

Мужик Бородатый   15.01.2018 21:59   Заявить о нарушении