Понятие духовной близости

Рав Й. Ашлаг (Бааль а-Сулам) пишет: каковы критерии духовной близости или отдаленности? Ведь в духовном не существует такого понятия, как «место». В духовном можно говорить только о совпадении или несовпадении по свойствам. Возьмем двух людей, близких друг другу по свойствам, по образу мышления; они близки друг другу, и неважно, какое физическое расстояние отделяет их друг от друга. Рассказывают историю о рабби Давиде из Лалова: однажды в канун Рош а-Шана (еврейского Нового года) он шел к своему учителю, Провидцу из Люблина, с намерением провести у него весь Святой праздник. Но так случилось, что Творец поставил ему множество препятствий на пути, из-за которых он не смог дойти вовремя до Люблина и был вынужден остаться на праздник в какой-то глухой деревне. В ночь праздника он сидел за столом и вкушал то, что сумел достать в той деревне. В какой-то момент он поднял рюмку и сказал: «Лехаим, рабби». Когда его помощник спросил его, что он имеет в виду, рабби Давид ответил: «Мой стол настолько длинный, что достает до стола рабби из Люблина». Эта история иллюстрирует, насколько физическое расстояние не является препятствием для людей, связанных между собой духовно. Также было обнаружено множество примеров телепатической связи между близкими людьми, находившимися в тот момент далеко друг от друга.

И наоборот: если люди отличаются по своим взглядам и свойствам, они считаются отдаленными друг от друга. И чем больше отличаются, тем больше расстояние между ними. А если их свойства противоположны, то они бесконечно далеки друг от друга. Физическое расстояние роли не играет. Люди могут годами сидеть в одной комнате, но быть бесконечно далекими друг от друга – фактически жить в разных мирах. Такими, например, были братья-близнецы – Яаков и Эсав. Первый служил Богу, второй стал идолопоклонником.

Таким образом, согласно раву Й. Ашлагу, духовная близость между двумя сущностями определяется их подобием свойств.

Самое большое расстояние – между Творцом и творением. Суть Творца – отдача, милосердие; суть творения – получение ради собственной пользы. Поэтому желание получать называется «злым началом» – так как оно отделяет нас от Творца, являющегося средоточием абсолютного добра и наслаждения, настоящей жизни, как сказано: «В Тебе источник света, в свете Твоем увидим свет». Об этом говорят мудрецы в своем высказывании: «Ученик, не увидевший хороших знаков от своей учебы, уже никогда их не увидит». Они говорят о человеке, желающем прийти к связи с Творцом. Он проверяет себя через 3 или 5 лет учебы и видит, что его любовь к себе осталась на том же уровне, на котором она была раньше, когда он только начинал учиться. Говорит об этом Бааль а-Сулам: человек уже попытал счастья в том, чтобы прийти к сближению с Творцом через открытую Тору. Ее свет должен был его исправить, однако он был вынужден признать тот факт, что ее свет на него не подействовал. А это значит, что ему следует перейти к изучению мудрости Каббалы.


Рецензии