Личность

          В языковой практике слово ЛИЧНОСТЬ употребляют в трёх смыслах, существенно различающихся между собой.
          1. В обиходном контексте его используют как синоним понятий КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИДУУМ. Когда мы используем словосочетание "удостоверение личности", то предполагаем именно такое значение.
          2. В философском контексте понятие "личность" синонимично понятию СУБЪЕКТ. Его относят ко всякому существу, сознающему себя как отдельное "Я", отличное от окружающих его предметов, вещей и других "Я", при этом, способное сохранять представление о самом себе как об одном и том же "Я", независимо от времени, обстоятельств и изменений сознания (временнАя тождественность "Я").
          Противоположностью такой "Я"-личности будет ВЕЩЬ – то, что ни в коей мере не обладает САМОСОЗНАНИЕМ и САМОПРОИЗВОЛЬНОСТЬЮ (субъектностью). Можно создать искусственный интеллект, который будет мыслить почти как человек (и даже имитировать самоидентификацию), однако машина никогда не сможет преодолеть ту границу, за которой кончается вещь и начинается личность, ибо ей неведомо самосознание*.
          Примечательно, что два вышеприведённых значения слова "личность" лишены какой-либо морально-оценочной составляющей, в отличие от третьего значения, изложенного ниже.
          3. В нравственном контексте "личность" выступает как одна из фундаментальных категорий этики, обозначающая ВНУТРЕННЕ НЕЗАВИСИМОЕ (СУВЕРЕННОЕ) СУЩЕСТВО. Существенным признаком такой "личности" будет наличие внутренней нравственной свободы, т.е. способности самостоятельно выбирать между добром и злом. "Личность и свобода – одно", – пишет Николай Бердяев**. Если над сознанием человека всецело довлеют внешние факторы и человек лишён способности идти НАПЕРЕКОР обстоятельствам, то он теряет личность, превращаясь в объект внешнего воздействия (всем знакомы выражения: тварь дрожащая (у Достоевского), человек толпы, конформист, объект гипноза, биоробот, человек-зомби и т.п.). Личность всегда готова сказать "нет", даже если цена этого "нет" будет собственная жизнь. В своём поведении личность руководствуется не животными инстинктами и болевыми реакциями, а голосом внутренних нравственных убеждений.
          Нравственная личность может быть искусственно задавлена внешней угрозой. Яркий пример – рядовой-срочник в армии. Личность может деградировать под влиянием вредных привычек-страстей (алкоголь, наркотики, игромания и т.д.). Человек может лишиться личности, добровольно став объектом внешнего управления, потеряв мотивационный суверенитет (вовлечённость в жизнь тоталитарных либо авторитарных групп, участие в гипнотических сеансах, медиумизм). Современная эпоха, эпоха оруэлловского Большого Брата, объявила подлинную войну личностному суверенитету, она стремиться его максимально нивелировать, превратить человека в управляемую биомассу – существо, всецело детерминированное животными инстинктами и внешними факторами.
______________

          * Интересно, что в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» (1798) И. Кант относит к классу вещей и неразумных животных, с которыми, как с "вещами", "можно обращаться и распоряжаться как угодно". При этом автор не уточняет, причисляет ли он к "неразумным животным" весь животный мир (включая высших млекопитающих) или только низшие его классы. Создаётся впечатление, что гипертрофированная рассудочность немецкого мыслителя создала тот непреодолимый барьер, который не позволил ему ощутить родство с братьями нашими меньшими.
          ** Н.А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М: изд. «Правда», 1989. С 223.


Рецензии