Шестнадцатилетний завуч
Павел Иванович в школу пошел на год раньше своих сверстников, поэтому и закончил десятилетку в 16 лет. Прекрасно освоил математику и физику - свои любимые предметы. Поступил в транспортный институт, но проучился всего несколько месяцев до того, как вышел "знаменитый" закон, вводивший плату за обучение в старших классах и высших учебных заведениях. У сына колхозников не было средств платить за учебу, поэтому он оставил институт, уехал в Казахстан, где в школе работала его старшая сестра, поступил в местный учительский институт на заочное обучение.
Сохранилась справка, выданная Хобдинским районным отделом народного образования Актюбинской области Пругло Павлу Ивановичу в том, что он работал учителем в Астрахановской семилетней школе с 4 ноября 1940 года по 10 января 1941 года, завучем и учителем физики в Акрабской семилетней школе с 10 января 1941 года по 4 июля 1942 года. Таким образом, Павел Иванович в 16 лет уже работал завучем школы, как известный писатель Аркадий Гайдар в 16 лет командовал полком во время Гражданской войны.
Из воспоминаний П.И. Пругло.
«Когда меня в Актюбинске назначили учителем, и надо было ехать в дальнюю даль, в Казахстане стояла уже настоящая зима со снегом и метелью, хотя был только ноябрь 1940. Я понял, что здесь Учитель - это почти Бог, все пытаются его почтить и помочь ему во всем. Мы ехали на лошадях, останавливались почти в каждом встречном кочевье. И в каждой юрте, куда меня заводили, сажали на самое почетное место. Мы отогревались с мороза и вели беседы, выпивая до 10 чайников чая! По 20 и более пиал! К пиале с чаем подавали курт - шарики соленого сухого сыра и тару - что-то вроде зернышек жареного проса ».
«Меня привезли в село, где я должен был учительствовать. В тот же день я решил пройтись по селу, посмотреть, что оно собой представляет. Увидел магазин, где была огромная очередь. «Вот идет Учитель» - зашептались в ней. Толпа расступилась, и я беспрепятственно прошел к самому прилавку. Мне не надо было ничего покупать, я только хотел поинтересоваться, что там есть ... »
«Хотя мне было всего 16 лет и я был учителем семилетней школы, в классе у меня были ученики-казахи и 17-ти, и даже 18 лет. Некоторые из них были на голову выше меня. Но никто из них даже не думал оскорбить меня, либо не подчиниться моим требованиям. Как я уже говорил, Учитель в них - это почти Бог. Единственное, что меня огорчало - когда проводил опрос на уроках, то самым распространенным ответом было «Бельмеси» - «Не понимаю». Во-первых, на русском казахи тогда не очень понимали. Во-вторых, так хитрили, чтобы скрыть невыученные домашние задания. »
«Самое интересное было то, что, когда в село приезжало какое-то незнакомое начальство и искало меня, то оно никоим образом не могло меня выделить среди учеников. Я был завучем школы, иногда и временно исполнял обязанности директора. С началом войны на меня навалилось много новых проблем, которые я должен был решать и отчитаться перед начальством. И вот представляете: работают ученики со мной в поле, - приезжает какой-то начальник и у него глаза разбегаются - не может определить, в какой стороне искать завуча - не видно никого из взрослых »
С началом Великой Отечественной войны молодому завучу пришлось не только руководить учебным процессом, но и организовывать ребят на трудовую деятельность, заменять ушедших на фронт отцов и старших братьев. Приходилось даже ремонтировать трактор, на котором школьники работали в совхозе. И самому садиться за руль. В те тяжелые времена главным было, несмотря ни на что, поставить фронту запланированное количество сельскохозяйственной продукции, а еще лучше - перевыполнить план.
Летом 1942 года, когда положение страны было на грани катастрофы (немцы прорвались к Сталинграду), Павел Иванович написал заявление, чтобы добровольно пойти на фронт. В тот год призывали в 17,5 лет, а добровольцев брали с 16,5. Павел Иванович был направлен на обучение в Московское военно-воздушное училище, которое находилось тогда в эвакуации в Сибири. Сорокаградусные морозы, холодные деревянные казармы, изнурительная строевая подготовка, плохое питание, ускоренный курс обучения... И никаких поблажек в то суровое время. Программу четырех лет прошли за год. И выпустили их не лейтенантами, а сержантами - фронту срочно требовались специалисты-радиомеханики.
Павел Иванович был направлен для дальнейшего прохождения службы в 30-й Гвардейский Смоленский Краснознаменный полк 48-й Авиадивизии Авиации Дальнего Действия (АДД). Надо отметить, что АДД - это были в то время самые элитные соединения, как сейчас в России Космические войска. Радио появилось всего за несколько десятилетий до войны, считалось одним из самых передовых видов техники, даже далеко не каждая стрелковая дивизия имела радиосвязь, но в авиации, тем более АДД, без надежной радиосвязи обойтись было нельзя. В задней части каждого дальнего бомбардировщика находился стрелок-радист, который осуществлял связь с землей, а также с помощью пулемета защищал хвостовую часть самолета от вражеских истребителей. Павел Иванович как радиомеханик занимался обслуживанием и ремонтом бортовой радиоаппаратуры. Проходилось даже ремонтировать передатчики на бомбардировщиках союзников - американцев, англичан. Это были огромные самолеты, которые в народе называли "летающими крепостями". Часто эти самолеты после бомбардировки вражеских объектов залетали на советские аэродромы для дозаправки или вынужденного ремонта. "Когда американский стрелок-радист первый раз попросил посмотреть его радиопередатчик, я растерялся, - вспоминал Павел Иванович, - осмотрел прибор со всех сторон, но так и не понял, как он раскрывается, никаких болтов и даже щелей не нашел. Тогда американец рассмеялся и пояснил, что нужно всего лишь нажать на одну кнопку- и передатчик тут же раскрылся. Но, предупредил американец, ни в коем случае нельзя нажимать на красную кнопку - тогда передатчик взорвется. Это было сделано для того, чтобы прибор не достался врагу, враг не узнал его секреты."
Иногда самолеты "дотягивали" до аэродрома сильно поврежденные зенитным огнем, с капающим на посадочную полосу горючим из простреленных бензобаков.
Павел Иванович, будучи специалистом-радиомехаником, летал на задания довольно редко, чаще всего, когда требовалась особая надежность радиосвязи. За такие полеты 2 сентября 1944 года был награжден медалью "За боевые заслуги". Также был отмечен десятью Благодарностями Верховного Главнокомандующего. Дослужился в годы войны до старшего сержанта. позже был награжден Орденом Отечественной войны II степени, множеством медалей.
Одним из особо важных заданий была аэрофотосъемка столицы Третьего Рейха - Берлина, накануне его штурма советскими войсками. Во время массового дневного налета союзной авиации несколько самолетов с кинооператорами должны были на довольно небольшой высоте пролететь над улицами города несколько раз вдоль и поперек. Затем на основании отснятых кинопленок специалисты составили подробную карту вражеской столицы. "А каково было ,- вспоминал Павел Иванович,-чувствовать, несмотря на смертельную опасность, что находишься, возможно, всего в нескольких сотнях метров над Гитлером и другими руководителями нацистов, сидящими в бомбоуубежищах!"
Еще одно воспоминание связано с бытом войны. Однажды, уже на территории Польши, их воинская часть перебазировалась на новый аэродром. На этом аэродроме еще не полностью освоились, не было никаких построек, только замаскированные самолеты и штабеля авиабомб, которых навезли очень много. Чтобы создать хоть какой-нибудь уют, авиаторы сложили из бомб подобие небольшого навеса или домика и благополучно под ними отдыхали. В это время в небе появилась так называемая "рама" - высоколетящий немецкий самолет-разведчик "Фокке-Вульф" с раздвоенным хвостом, за что и получивший такое прозвище. Обычно "рама" не приносила вреда, разве что наводила вражеские бомбардировщики на выявленные плохо замаскированные объекты. Но на этот раз с "рамы" сбрасывали через каждые несколько сот метров маленькие бомбочки. Вместо "комфорта" и "уюта" летчики и механики с ужасом стали думать о том, что будет, если хотя бы одна такая бомбочка попадет в штабеля с авибомбами.
Самолеты АДД иногда занимались также доставкой на вражескую территорию советских разведчиков, которые прыгали с парашутами в заданных местах. Одному из таких разведчиков, шведу по национальности, пришлось несколько дней находиться на аэродроме из-за нелетной погоды. Так что Павел Иванович видел разведчиков ( и даже разговаривал с ними) не только в кинофильмах.
Как-то приехал на аэродром один из конструкторов самолетов. Он хотел посмотреть, как реально эксплуатируются его самолеты в боевых условиях. Попросил летчика подняться с ним в воздух, пролететь немного. После этого вылез из кабины, страшно ругаясь, и заявил: "Это не мой самолет!" Этот человек полетел в осеннем плаще и ботинках, а летчики тогда стремились выбросить из самолетов все лишнее, в том числе различные утеплители и звукоизоляцию, чтобы подцепить еще одну или несколько авиабомб, иногда даже тонну весом. Поэтому конструктор сильно промерз во время полета и не узнал привычного для него шума двигателей. "Это было довольно ужасное зрелище, - вспоминал Павел Иванович,- когда самолет с дополнительной авиабомбой, подцепленной прями к "брюху", шел на взлет, страшно раскачиваясь, ревя и с большим трудом отрываясь от земли. Казалось, что он не взлетит, а вот-вот разобьется или рассыпется".
После окончания войны Павел Иванович снова пошел работать в школу. Был учителем физики и математики, завучем, директором школы, заведующим райметодкабинетом, директором учебного комбината. Заочно закончил педагогический институт. Был награжден медалью "За трудовое отличие", значком "Відмінник народної освіти", множеством грамот министерства, областного и районного отделов образования.
На фотографии Пругло П.И. стоит крайний слева.
Свидетельство о публикации №218011200536
Георгиевна 08.08.2021 13:21 Заявить о нарушении