Что же такое развитие?

Недавно мне попалась небольшая статья о финансовом расслоении или неравенстве населения России. В ней говорилось: «Всемирная лаборатория экономического неравенства опубликовала доклад, из которого следует, что доходы богатейших 10% граждан России составляют 45,5% национального дохода. При этом, если разделить по уровню дохода все население России на две половины, то на долю бедной половины будет приходиться 17% национального дохода, а на долю богатой половины - 83%». И возможно, в любой другой ситуации эта статья не вызвала у меня ничего кроме возмущения, но в это же время меня беспокоил вопрос, а что же такое развитие и как его можно охарактеризовать. На первый взгляд, эти две темы не связанны, однако далее я покажу, что это две неразрывно связанные вещи, напрямую отвечающие на вопрос о нашем будущем.
Итак, начнем со второго. Что же такое развитие?
Любое понятие имеет масштаб (человек, семья, город, государство) и качественную характеристику (на сколько, во сколько раз). Развитие понятие сквозное, то есть от темпов развития элементарных единиц (людей) напрямую зависит развитие всех остальных структур. Но куда именно и как должен развиваться человек? Вот это самый сложный вопрос, на который невозможно ответить объективно. Однако я осмелюсь выставить субъективную точку зрения.
Гуманистические идеалы. Величайшие ценности человечества. Эти идеалы описывают ту среду человеческих отношений, которая наилучшим образом бы способствовала становлению в человеке принципов, поддерживающих эту среду. Основная идея всех гуманистических воззрений — «относись другим, так как хотел бы, чтобы относились к тебе». Самое ценное, что есть у человека - это его время жизни. Данная ценность неоспорима. Отсюда можно сделать логичный вывод, что развитие человека должно быть направлено на то, чтобы конвертировать свое время в создание той среды, которая позволяет высвободить больше своего времени, чтобы тратить его на реализацию гуманистических принципов. Тут следует остановиться подробнее. В книге Рея Бредбери "451 градус по Фаренгейту" есть такой замечательный диалог:
"— Что здесь происходит?
— Да ничего. Просто сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, все равно как ходить пешком."
Парадоксальность нашей эпохи заключается в том, что нормальное человеческое общение выходит из обихода. Хотя именно человеческий разговор, общение на вольные темы создают основу человечности - высшей общепринятой ценности. И это явление не сложно понять. Дело в том, что диалог, как форма общения требует от человека постоянной эволюции (стараний, чтобы понять, сделать выводы, заключения и пр.) Это, в свою очередь, требует усилий, проявления воли к изменениям. А любое живое существо для экономии сил, пытается избежать «лишних движений». Это мы называем ленью. Нам проще либо не общаться вообще, либо общаться на уровне простых повествований, не требующих раздумий. Это типичная эволюционная ловушка – наша низшая нервная система (инстинкты) тормозит высшую. Точно такой же ловушкой является необходимость физического развития и прогулок на воздухе для нормального здоровья.
Диалог, общение, обучение необходимы для нормального становления человека, его воспитания.
Давайте теперь попробуем на основании этого сделать выводы о том, как же именно должно развиваться человечество.
Так как основной ценностью является время жизни, то все развитие человечества должно быть направлено на создание среды жизни, которая бы позволяла минимизировать время, затрачиваемое человеком на поддержание этой среды. Это нужно для того, чтобы оставалось больше времени на размышления, получение опыта, общение, воспитание детей. Эта среда, в свою очередь, должна всячески способствовать проявлению этих человеческих потребностей. Основным инструментом преобразования мира должна стать разумная воля человека, направленная на собственное развитие. Каждое действие, каждый этап развития должны быть хорошо взвешены и рассчитаны. Это возможно только в том случае, если разумная мыслительная деятельность человека станет приоритетом во всех начинаниях. Это необходимо потому, что необдуманные действия могут нарушить баланс природной системы и вызвать снижение длительности жизни человека, а, следовательно, сократить самую важную ценность.
Однако это слишком утопично. На деле же психология человека устроена гораздо сложнее. Всегда будут те, кто жаждет власти и ресурсов, кто ничего не хочет делать, убийцы и воры, люди с психологическими отклонениями. Многими людьми вовсе не движет желание сохранить гуманистические ценности, ими движут личные амбиции и пороки. Распределение этих качеств - случайно. Поэтому говорить о создании некоей среды развития для человечества невозможно. Мы слишком разные. Но, с другой стороны, людей с близкими интересами достаточно много. Они могут создать альтернативные ветки развития общества в рамках имеющихся представлений о государственности, законности и морали. Развитие современных средств коммуникации позволяет создать для начала информационную среду, способствующую к объединению людей с близкими ценностями и принципами жизни. Впоследствии они способны будут повлиять на развитие мира в целом.
Но вот тут есть ряд очевидных препятствий.
Самым важным препятствием является колоссальное расслоение общества по финансовому обеспечению. Например, как, говорилось выше, 50% россиян обладают только 17% общего богатства страны. Это значит, что абсолютное большинство нашего населения находится на грани бедности. Люди не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи и образованию. Кстати, большинство самих представителей медицины и образования далеко не богатые люди. И это означает, что развития в нашей стране не будет еще очень долго. И вот почему. Вектор развития страны определяет ее мыслящая составляющая - ученые, философы, настоящие политики, литераторы, композиторы. Они создают идеал той страны, той среды в которой будут расти дети. Они закладывают те ценности, которые будут исповедовать, те принципы жизни, которые нужны. Это и есть та альтернативная ветка развития, о которой говорилось выше. Но дело в том, что формируется эта ветка из единиц талантливых людей, которые получили возможность развития своего таланта, и попали в эту среду. А ситуация, когда 10% населения обладают 45% ресурсов, а большая часть населения занята выживанием, не может дать сформироваться этому сообществу.
Россия не единственная страна с подобным показателем неравенства. Это мировая тенденция. Например, в США 1% населения принадлежит 22% богатства. Она связанна с особенностями существующей финансовой системы, где деньги делают деньги.
Но, тем не менее, в США и Европе мы видим рост технологий и исследований, способствующих высвобождению времени человека. Дело в том, что если мы сравним общее значение ВВП США и России, то отличаются они в 12 раз. На этой разнице и строится среда развития инноваций в США.
Дефицит ресурсов, снижение уровня услуг, отсутствие среды воспитания новых поколений в сочетании с легкодоступностью алкоголя и наркотических веществ неизбежно ведет Россию по пути деградации. И эти тенденции не имеют противовесов. Не имея собственной альтернативной ветви развития общества (в США таких ветвей множество: это силиконовая долина, различные сообщества программистов и инженеров, ученых) Россия на политическом уровне стремится привить внешнюю – иностранную. Однако и эти попытки имеют популярность больше в среде тех самых богатейших 10%, так как большинство из них так или иначе связаны с зарубежной культурой. Сами же подобные затеи малоэффективны и, как правило, не работоспособны.
Казалось бы ситуация патовая.
Возможно да, но есть вероятность, что альтернативную ветвь развития общества в России создать все же удастся. Хотя, безусловно, это требует большого количества усилий и времени.
Так какие же принципы и ценности должно исповедовать подобное сообщество.
Безусловно, важнейшей ценностью должно стать время человека, его труд. Вторым важным принципом является обязательное стремление развиваться и совершенствоваться на различных поприщах. Но все стремления должны быть устремлены на высвобождение времени для творческой работы, создания качественно новых идей и продуктов, а также на формирование общей социокультурной среды. Но вот тут мы сталкиваемся с очень важной проблемой – проблемой ресурсов.
Создание среды развития (условимся, что это жилье, оборудование, информационное обеспечение, культурные обычаи) требует привлечения внешних ресурсов. Если мы выпускаем некий продукт, то помимо себестоимости мы должны в него вкладывать добавочную стоимость, которая пойдет на создание среды жизни. На деле же, стоимость продукта формируется рыночной ценой. А то, что получается выше себестоимости, обычно тратится на обогащение. Приобретение бессмысленных товаров и услуг, навязанных модой. На самом же деле, данная прибавочная стоимость может пойти на создание среды, которая позволит создать еще более качественный продукт, следовательно, с большей рыночной стоимостью и большей наценкой на развитие.
Однако, так это не работает. А не работает потому, что в рыночной среде предпочитают быстрые деньги. Развитие через создание некой общности совместно развивающихся людей не рассматривается в принципе, так как это эволюционирующий процесс, требующий усилий для самоорганизации. Но выстроить подобную систему возможно, если у людей в приоритете стоит не конвертация своего времени в богатство, а вложение его в свое развитие и эволюцию коллектива, в развитие страны и региона. Таким образом, базисными должны стать отнюдь не экономические взаимоотношения, а культурно-социальные, которые как раз и являются высшей ценностью. Экономическая составляющая данных сообществ является не чем иным, как грамотным управлением имеющимися ресурсами. А цель сообщества должна лежать в плоскости преобразования не только личного пространства жизни, но и максимального его расширения с целью обеспечения устойчивости и реального влияния на развитие страны и мира в целом.
Отчасти и эта структура является утопичной, так как это требует решения целого ряда социокультурных задач.
Для этого нужно обеспечить высокую моральную дисциплину и уровень доверия. Нужно искать решение конфликтов и тупиков развития, проводить анализ деятельности. Чтобы коллектив развивался, он должен быть способен создавать по-настоящему новые вещи, имеющие рыночную привлекательность и обладающие высокой конкурентоспособностью. Это позволит привлекать средства не только из внутреннего рынка, но и из-за рубежа.
Сочетание в коллективе всех этих качеств является весьма редким. Однако именно такое сочетание качеств человека открывает ему широкие возможности разумного преобразования мира вокруг себя. Что, по сути, и является основой развития человечества.


Рецензии