Правда

                Дню Печати посвящаю...

     Выписывать газеты и журналы офицеров заставляли всегда. «Красная звезда» - для военнослужащих была святой! «Правда» - для коммунистов, «Коммунист Вооруженных Сил» - для коммунистов-военнослужащих. Уклониться было невозможно. Политрабочие всех мастей и уровней стояли на страже этого процесса. Выявленных уклонистов постигала суровая кара.
     В главном штабе славного полигона «Капустин Яр» процесс подписки контролировал пропагандист политотдела майор Курашин. Он брал на почте фамилии подписчиков и составлял из них перечень – кто на что оформился. Конечно, в этом списке не было начальника полигона, его заместителей, их «шестерок» и начальников отделов, но для остальных офицеров и прапорщиков штаба  - обязательно! Я, хотя и был старшим оперативным дежурным командного пункта, но в число «исключенцев» не попадал. Пролетал я и мимо подписки на дефициты. В «Юности» мне отказывали, потому что не молод, в «Радио» - чтобы не передал секреты по эфиру за рубеж, «Вокруг света» - потому что офицерам  праздный выезд за границу был запрещен, а «Моделист-конструктор» - чтобы не вздумал построить аэроплан и улететь к едрене-фене. Помимо обязательных, приходилось довольствоваться «Советским спортом», «Наукой и жизнью» и, с претензией на оригинальность, журналом  «Спортивные игры».

     Уклоняться от подписки в тот год я не собирался. Я вообще никогда не избегал этого мероприятия - подписка стоила недорого, а почитать что-нибудь интересное хотелось всегда. Можно было, конечно, ходить в гарнизонную библиотеку и в библиотеку университета марксизма-ленинизма, но это было не всегда удобно, а на руки популярную литературу и подписные издания  в этих заведениях не выдавали. И хотя интересного в этой периодике было мало, тем не менее, подписка избавляла меня от беготни по библиотекам и друзьям в поисках материалов для занятий по марксистско-ленинской подготовке, а иногда и скрашивала унылый досуг.
     За несколько дней до начала подписной кампании на командный пункт позвонили из госпиталя и сказали, что есть горящая путевка в один из крымских санаториев. Начальник КП хмуро обвёл взглядом своих подчинённых и негромко произнёс  - Кто еще в отпуске не был? Кляус? Пиши рапорт. Начальник штаба подпишет – идёшь в госпиталь и оформляешься. И не мешкай, если что не так – звони. Срок путевки начинается послезавтра.

     Отпуск у военнослужащих длинный – 30 суток плюс дни на дорогу. Время в санатории летело весело и быстро – о подписной кампании я и не вспомнил.

     Вспомнил только после отпуска, когда во время моего дежурства к нам на КП заглянул пропагандист. Сочувственно улыбаясь и покачивая головой, он начал пространную тираду. Я сразу понял, к чему он клонит. Не успел он закончить свой речитатив, как я опередил его, заявив, что проблемы не вижу и все обязательные издания выпишу со второго квартала. Пропагандист нахмурил лоб и задумался. Через несколько секунд его лицо вновь оживилось, и он сказал:
- Виталич! – к старшим офицерам в приватных беседах пропагандист уважительно обращался по отчеству. - А давай так сделаем. Мне жена выписала «Правду», и я выписал «Правду». Я тебе одну переадресую, а остальное ты потом выпишешь. Только деньги мне сразу отдай. 
     Начальник нашего командного пункта был «правой рукой» начальника полигона и частенько помогал подчинённым решать спорные вопросы. Мы к этому привыкли и не злоупотребляли. Вопрос с подпиской я проблемным не посчитал,  да и вряд ли начальник стал бы из-за меня ругаться с политотделом. Я вынул кошелек, достал из него десятку. Пропагандист оживился, вернул мне рубль сдачи и, почеркав что-то в своём кондуите, повернул его лицевой стороной ко мне, ткнул пальцем в список и произнес:
- Вот! Я тебя вычеркнул.
     В самом деле, моя фамилия в списке была исчеркана так, что разобрать её было практически невозможно. Пропагандист сунул блокнот в свою полевую сумку и быстрыми шагами покинул командный пункт.

     Женщин на полигоне было достаточно. Каждый холостяк был потенциальным женихом, да и некоторые женатики были не прочь сменить подругу. Одинокие и недовольные мужьями женщины надеялись на это, но иногда горько ошибались. Почтальонша была из таких. Её односельчанин – молоденький прапорщик вскружил ей - своей деревенской подружке - голову и увёз из дому в зверинец похотливых мужиков. Расписались, даже не успев понять, любят ли они друг друга или нет. А дальше? «Дон-жуанов»  среди армейских мужчин хватает. Ежедневно испытывая на себе множество мужских взглядов, иногда довольно откровенных, бойкая простушка решила, что вот оно – настоящее счастье – рядом. Капитаны, майоры – к тому времени она осознала, что прапорщик – далеко не самый большой чин – иногда даже полковники меняли своих стареющих матрон на молодую, но бойкую поросль. И деревенская красотка стала искать своему прапорщику замену. Тот узнал, поколотил. Наказали. Ушел в общежитие. Разведенка осталась одна. Желающих познакомиться поближе прибавилось, но жениться никто не торопился. Да и зачем, если можно сполна получить всё так? Женщину вызвали в политотдел, предупредили – не прекратишь разгульный образ жизни – отправим домой, в деревню. А какой тут разгул, когда сидишь без работы – на алименты и родительские рубли. Возвратиться домой с ребёнком и без мужа – позор. Пошла искать работу. Кому нужна сельская бабёнка с восьмилетним образованием? Устроилась почтальоном. И то хорошо! Хоть зарплата небольшая, но квартиру не отнимают.  Почтальонов не хватает, квартира – залог того, что будет стараться. Офицерские жены такой работы чураются. А она - разносить почту по домам – успевала два-три раза заглянуть к себе, сына проконтролировать – не шалит ли, учит ли уроки? Бывший муж - прапорщик, не сумевший победить душевное расстройство из-за измены любимой, бросился в пучину борьбы с зелёным змием, битву ему проиграл, и был с позором изгнан из армии. К тому времени даже память о нём подыстерлась – уехал человек на родину, однако в отчий дом не явился.
     Почтальонша к такой жизни пообвыклась и на лучшее уже не претендовала. Забежит изредка какой-нибудь мужичонка поприличнее, утешит женскую плоть, и убежит дальше – вот и всё горькая бабья радость.

     Я познакомился с ней случайно. Весенним утром возвращался домой после дежурства, присел на скамью у подъезда – погреться на солнышке, подышать свежим воздухом еще не успевшей выгореть астраханской степи. Почтальонша несла огромную сумку, присела напротив – отдохнуть и отдышаться. Мне стало жаль молодую уставшую женщину. Пригласил попить  чая. Она озорно блеснула глазами – нет уж, лучше ты ко мне. А сын, муж? Сын в школе, мужа нет… даже на этом свете… Через пару часов я пришел к ней в гости. К тому времени моя семейная жизнь уже трещала по всем швам. Я не считал измену чем-то зазорным. Мы стали встречаться.

     Окна её квартиры выходили во двор, расположенный между четырьмя длинными пятиэтажками. Открывающийся пейзаж был обычным для военных городков – низенький заборчик огораживал детскую площадку, на которой громоздились песочница, разной конструкции качели, и скамеечки для взрослых. Наискосок, из угла в угол, вилась тропинка, протоптанная не желающими обходить площадку вокруг. По ней шел человек. Офицер. Я сразу узнал пропагандиста.
- Он здесь живет?
Женщина присмотрелась к прохожему:
- Да, в соседнем доме – и назвала квартиру.
- Ты, наверное, всех знаешь? И кто что выписывает?
- Нет. Но его знаю – он выписывает много дефицитных журналов – она начала перечислять его подписку. «Правды» среди перечня не оказалось.
- А «Правда»? - спросил я. – «Правду», что, не выписывает?
- «Правда» была, но он её переадресовал.
- Куда?

Почтальонша взглянула в свою тетрадь и назвала мой адрес.


Рецензии
Да это было сплошь и рядом. Особенно среди политработников. Процентов 15-20 "Правду" не выписывали. У нас в Армии такого "поприжакли", так он сослался, что в отделе читает, так как газеты выписывались за валюту(ДМ). Но всё равно "поплатился", за другие "прегрешения", был досрочно отправлен из Группы войск (1965 г.).
За рассказ спасибо. Понравился. Из реальной жизни.

Леонид Хандурин   22.08.2022 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид!

Сергей Кляус   22.08.2022 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.