Разница в изучении открытой и скрытой части Торы

Следует понять: чем же отличаются друг от друга открытая и скрытая части Торы? Отличие простое: с одной стороны, и та, и другая рассказывают нам об одном и том же – а именно, о Творце. С другой стороны, в открытой части Торы Творец скрывается за многочисленными «одеяниями» – законами о возмещении убытков («незикин»), правилами написания разводных писем («гитин»), проведения церемоний бракосочетания («кидушин») и т. д. Когда человек изучает эти «юридические» вопросы, ему очень тяжело во время учебы помнить, что здесь говорится о Творце, а не о быках, ослах, кувшинах и бочках. В прошлых поколениях люди, изучавшие Тору, обладали более чистой душой, и они могли получить исправляющий свет даже от изучения открытой части Торы. Однако в нашем поколении души людей более грубы, и потому лишь немногие обладают такой способностью. То есть проблема не в самом источнике – не в открытой Торе, а в том, что истинный источник света скрыт в ней за многочисленными «одеяниями», и только люди с особо чуткой душой могут проникнуть за этот толстый слой покрова. Скрытая же часть Торы изучает непосредственно тему раскрытия Творца творениям, то есть процесс и цель в ней совпадают. И потому, занимаясь ей, можно с большей легкостью притянуть в душу исправляющий свет. Таким образом, серьезно относящийся к учебе человек должен проверить себя – и если он видит, что его дурные склонности совсем не исправились в результате учебы, то ему следует перейти к изучению скрытой части Торы, чтобы свет, содержащийся в ней, исправил его.

В предисловии к книге «Голос радости*» рава Симхи Бунима из Пшисхи сказано: чем больше огрубляются души людей от поколения к поколению, тем больший свет им требуется, чтобы вернуть их из изгнания, вызволить из той духовной нечистоты, в которой они находятся. «Изгнанием» называется состояние духовной отдаленности от земли Израиля, когда народ забывает о том, в чем заключается ее святость, и о том, каков правильный путь сближения с Творцом. Также изгнание называется «тьмой», и чем ниже духовный уровень поколений, тем больший «свет» им требуется, чтобы вызволить их оттуда.

Самый яркий свет светит там, где темнее всего – такова его духовная сущность, и именно поэтому именно в последних поколениях раскрывается мудрость Каббалы, так как только с ее помощью человек из народа Израиля может подняться по духовной лестнице. И не будет у него другого выбора.

----------

* Достаточно типичная для названий книг еврейских мудрецов игра слов: «симха» на иврите означает радость, поэтому другой перевод названия книги – «голос Симхи». Само же словосочетание «голос радости» взято из Первоисточника – в данном случае из книги пророка Йермияху.


Рецензии