Стелется туман. 11 глава

     - Санджар? Что ты тут делаешь? - с удивлением спросил Давран Хамидович.
     - То же самое и я хочу у Вас спросить. Я вообще-то к Даше пришёл. Говорят, у неё выкидыш был, хотел узнать, как она, - ответил Санджар.
     - А я... я иногда захожу, они же одни остались, без мужской поддержки. Так, продукты завожу, деньги хотел оставить. Мать одна лямку тянет. А Даша, она молодая, в общем, сам понимаешь, - поглядывая по сторонам, в надежде увидеть Дашу, сказал Давран Хамидович.
     - Да? И они принимают? Что-то не очень верится. Да и Вы в последнее время очень изменились, - возразил Санджар.
     - Сопляк. Ты ещё отца будешь учить, что и как ему делать? Намутил дел, теперь и меня обвиняешь? - грозно сказал Давран Хамидович.
     - Да нет, не учу я. Просто... а вон Даша идёт, - ответил Санджар, посмотрев в сторону, откуда шла девушка.
     Когда Даша подошла к ним, наступило напряжённое молчание.
     - Здравствуйте, Давран Хамидович. Хорошо, что Вы пришли. Хотела Вам ключ от Вашей квартиры вернуть, ну и клочок бумаги, на которой Вы адрес мне написали. Вы простите меня, но всё это так несерьёзно. Вы... я... в общем, попрошу Вас оставить меня в покое. Просто я растерялась. Вы такой мужчина и вдруг любовь. Ну да, мне просто польстило, что такой взрослый, красивый мужчина и вдруг влюбился в меня. Но я Вас не люблю и никогда не любила. А тебя, Санджар, я тем более не хочу видеть. Так что уходите, оба, - уверенно сказала Даша.
     Санджар с удивлением смотрел уже не на Дашу, а на отца. Он никак не мог понять, о чём только что сказала Даша.
     - Папа? Это правда, то, что она сейчас сказала? Вы и Даша... но как же? А мама? А мы? - растерянно спросил парень.
     Даша вынула из сумки ключ и тот злополучный клочок бумаги и вручила Даврану Хамидовичу. Тот, совсем не ожидал такого поворота событий, машинально сунул ключ и бумагу в карман.
     - Послушай, Санджар... я тебе всё объясню, но дома. Не сейчас. Ну да. Я люблю её. Влюбился, как мальчишка. И что ты знаешь о любви? С самого начала всё испоганил. Может быть всё было бы по-другому, - невпопад говорил Давран Хамидович.
     - Папа! А как же мама? Ну мы то ладно, Гуля скоро замуж выйдет, я быть может уеду... но мама? Она ведь не заслужила такого... - широко раскрыв глаза, спросил Санджар.
     - Хм... а я значит заслужила? Что я тебе такого сделала, что ты сломал мою жизнь? Теперь мы квиты. Разбирайтесь дома и уходите отсюда, иначе я милицию вызову, - резко проговорила Даша.
     - Ну прости, не хотел ломать твою жизнь. Но если бы ты сама не захотела... чёрт. Может быть и между вами было... это... а? - вдруг усмехнувшись, спросил Санджар.
     - Замолчи! Не говори того, о чём потом пожалеешь, - крикнул Давран Хамидович.
     - Прощайте. Мне больше нечего вам сказать. Разбирайтесь сами. А впрочем... знаешь, Санджар... ты меня закалил. Да, было. Было то, о чём ты подумал. И я могу тебе сказать, тебе далеко до твоего отца. Правду говорят, месть - блюдо, которое подают холодным, - засмеявшись, сказала Даша и спокойно вошла в свой подъезд.
     Только в лифте девушка села на корточки и заплакала. Ей было и обидно, и больно, что с ней так обошлись. Когда двери лифта открылись, она поднялась и вышла из лифта. Бросив сумку на диван, Даша выглянула в окно и взглянула вниз, чтобы посмотреть, ушли ли отец и сын, отношения между которыми Даша сегодня свела на нет. Жалела ли она о том, что всё сказала Санджару?
     - Ну и пусть. Пусть помучается, как мучилась я, от стыда и боли. Так ему и надо, - шептала Даша, нагибаясь из окна.
     Но внизу, возле подъезда, уже никого не было. Вечером, когда Настасья Филипповна пришла с работы, Даша подошла к ней и обняла.
     - Мамочка... давай уедем из этого района. Мы же можем переехать, правда? Не могу я уже, Санджар покоя мне не даёт. Почти каждый день провожает меня со школы домой, - сказала Даша.
     - То есть? Как каждый день провожает? Почему ты раньше мне об этом не сказала? - в недоумении спросила женщина.
     - Да нет, ты не поняла. Он не подходит ко мне, просто издалека, идёт по другой стороне дороги и смотрит на меня. И... я тебе не говорила... в общем... Тут Давран Хамидович, отец Санджара... он это... он мне в любви признался. Жениться хочет на мне. Так и сказал, скажи - да и я всё брошу ради тебя, - опустив глаза, говорила Даша.
     Тут Настасья Филипповна не выдержала.
     - Они что, оба с ума сошли? Да как он может? Он же тебе в отцы годится. Кобель. А между вами, надеюсь, ничего такого не было? - вдруг понизив тон, спросила женщина.
     - Мама! Нет конечно! Только Санджар узнал о чувствах своего отца ко мне. Представляю, что теперь будет, - усмехнувшись, сказала Даша.
     - Дашенька, доченька. Я просто не узнаю тебя. Ты всегда была такой доброй, воспитанной девочкой... да что с тобой? Бедная Назира... а Гуля? Они ведь такого не заслужили, - схватив дочь за плечи и глядя ей прямо в глаза, сказала Настасья Филипповна.
     - Ну да. Была пай-девочкой. Может поэтому Санджар так обошёлся со мной, а? Может надо быть жестокой ко всем и никого не жалеть, коли тебя не жалеют? Я устала, мамочка, я очень устала. Да, может я сама во всём виновата, не знаю. Но теперь-то, пусть меня все оставят в покое, - заплакав, проговорила Даша.
     Настасья Филипповна понимала, её дочь ещё подросток, да и бабушка её воспитала так, что себя она защитить не может. Это предательство, со стороны Санджара, выкидыш, смерть отца, наверное надломили её.
     - Ну что ты, родная? Иди ко мне. Успокойся, не плачь. Если хочешь, мы с тобой переедем. Завтра же напишу объявление на обмен квартиры. Я и сама устала от всего этого, - обняв дочь и гладя её по голове, сказала Настасья Филипповна.
     На следующий день, Санджар встретил Дашу возле школы.
     - Тебе чего? Я же вроде вчера и тебе, и твоему отцу уже всё сказала. Чего ещё? - пренебрежительно спросила Даша.
     - Да, а ты не так проста, как я думал. Вчера вечером, дома был серьёзный разговор. Отец сказал матери, что не любил её никогда и признался, что по-настоящему полюбил только сейчас, тебя. Мама была в шоке. В общем... папа ушёл от нас. Вечером собрал свои вещи и ушёл. Мама и Гуля плачут, а я, так вообще, ничего понять не могу, - сказал Санджар.
     - Да? Значит, твой отец ушёл... А мой папа умер. Разницу чувствуешь? Я  своего отца уже никогда не увижу. А твой... хм, не переживай. Никуда не денется, вернётся ещё. Ты всё сказал? Прощай, - собираясь уйти, сказала Даша.
     - Ну да... виноват я перед тобой, прости. Только... может мы с тобой поженимся? Люблю ведь я тебя, Даша. Давай забудем всё, что было и начнём сначала. Я матери сказал, чтобы она пошла к вам, поговорить с твоей мамой. Что скажешь? - спросил Санджар, удерживая Дашу за руку.
     Даша посмотрела на свою руку, потом на Санджара.
     - Любишь, значит? Какая честь для меня. Надо же. А я, дурочка, своего счастья не понимаю. Только ведь ты убил всю мою любовь к тебе, Санджар. Она вся вышла, когда ты бросил меня, когда я потеряла твоего ребёнка, понимаешь? Я очень любила тебя... была наивной дурочкой, не смогла тебе отказать. А теперь всё. В душе пустота, нет ничего, - с грустью ответила Даша, отнимая руку.
     - Не говори так, Дашенька. Вот увидишь, у нас всё будет хорошо, - попытался остановить девушку Санджар.
     - Ничего уже не будет. Думаешь, твоя мать сможет меня простить? Я же, вроде как семью вашу разбила, - ответила Даша.
     - Ты тут ни при чём. Я замечал, что отец живёт с матерью по принуждению, что ли... видел, что нет между ними любви. А мы с тобой уедем. Я говорил с деканатом, вроде мне обещали, что после института я поеду в Саудовскую Аравию. Давай попробуем, прошу тебя, не отказывайся сразу, - просил Санджар.
     Даша смотрела на парня и не узнавала его. Взгляд стал другим, не было в нём той властности и уверенности.
     - Мне домой пора. Я тебе всё сказала, - ответила Даша и быстрыми шагами пошла в сторону своего дома.
     Вечером, к ним пришла Назира Рустамовна. Даша напряглась, думая, что сейчас начнётся серьёзный разговор про её мужа.
     - Я пришла поговорить, Настя. Надеюсь, Вы выслушаете меня, - сказала женщина и в глазах её было отчаянье и грусть.
     Наверное, такой взгляд бывает у женщин, которых бросают. Даше стало жаль её, она хотела оставить мать и Назиру Рустамовну одних, но гостья попросила девушку остаться.
     Настасья Филипповна поставила на стол сладости, заварила зелёный чай и поломала перед гостьей лепёшки. Они сидели в зале, Настасья Филипповна ждала, что скажет Назира Рустамовна, а Даша, опустив голову, не смела взглянуть на них.
     - Понимаете, Настя... меня ведь Санджар попросил прийти. Он стоит внизу и ждёт Вашего решения, просит Дашу выйти за него замуж. Скажу прямо, я не хотела идти к Вам, Даша знает причину, хотя я её не виню. Не она, так другая была бы. Насильно мил не будешь, верно? Давранакя вчера ушёл от нас. Правда, обещал помогать, пока дети встанут на ноги. Что скажете, уважаемая? - спросила Назира Рустамовна Настасью Филипповну.
     Последняя посмотрела на дочь. Женщина была растеряна. Такого поворота, она точно не ожидала.
     - Что Вам сказать, Назира? Мне жаль, что в вашей семье такое случилось. Но решать всё же моей дочери. Если Санджар и правда любит, хотя верится с трудом, Даша, доченька, что скажешь, дорогая? - спросила Настасья Филипповна.
     - Простите меня, Назира Рустамовна. Я не хотела, чтобы так получилась. И повода Вашему мужу я тоже не давала. Санджар причинил мне много боли... я не могу выйти за него замуж. Мне школу закончить надо. Да и ему учиться ещё, - сказала Даша, наконец посмотрев на Назиру Рустамовну.
     - Говорю же, я и не виню тебя, девочка, иначе бы не пришла к Вам. Давранакя  женили на мне. Мой тесть, он мой троюродный дядя, был властным человеком, да упокоится он с миром. Ему никто не смел перечить. Женщина чувствует, когда любима. А мы... ну, не было между нами любви. Я то думала, она и не нужна. Дети есть, а значит семья. Ты подумай ещё раз. Не буду тебя торопить. Я пойду, пожалуй, сын внизу ждёт. А то, что Санджар тебя любит, не сомневайся. Я знаю своего сына, - сказала Назира Рустамовна, поднимаясь из-за стола.
     - Ну и дела... Что скажешь, Даша? - спросила Настасья Филипповна дочь.
     - А что я могу сказать? Нет у меня в душе к Санджару ничего, кроме обиды. Я правда, очень любила его, первая любовь... но он растоптал эту любовь. Хорошо ещё, ребёнка не будет. Что бы я делала тогда? И закроем эту тему, хорошо? Ты дала объявление на обмен квартиры? - спросила Даша.
     - Да, дала. И Сан Саныч обещал помочь, - ответила Настасья Филипповна.
     - Хороший он человек, этот Сан Саныч. Разведённый, кажется? - спросила Даша, многозначительно посмотрев на мать.
     - Что за вопрос, Даша? Почему ты спрашиваешь? Ну да, Саша два года назад развёлся. Жена ему изменила, а простить он не смог, - ответила Настасья Филипповна.
     - Мамочка, ты молодая, красивая женщина. Жизнь продолжается, понимаешь? И кажется, ты нравишься дяде Саше, - улыбнувшись, ответила Даша.
     - Да ты что? С ума сошла? Мы же с ним просто друзья. Да и папе твоему ещё два месяца не прошло, как он умер. Чтобы я не слышала больше такого, - возмутилась Настасья Филипповна.
     - Я понимаю. Наш папа был самый лучший и я его очень люблю. Но и о себе забывать не надо, - не унималась Даша.
     - И слушать тебя не хочу. Пошли ужинать, я ужасно хочу есть, - сказала Настасья Филипповна, как-то задумчиво улыбнувшись.
     На следующий день, Даша отправилась в школу. Гуля косо на неё поглядывала, казалось, она хотела ей что-то сказать.
     - И долго ты будешь на меня дуться? - спросила Даша, подойдя к подруге.
     - Ты вроде первая отделилась от меня. Из-за тебя, папа из дома ушёл, - произнесла Гуля.
     - Не из-за меня. У своей матери спроси. Я правда устала оправдываться. Это ваше, семейное и не вмешивай меня, - ответила Даша.
     - Она всё время плачет. Говорит, позор перед родственниками и соседями. Столько лет жили в согласии и вдруг... - сказала Гуля.
     На глазах девушки были слёзы.
     - Гуля, послушай меня... ты уже взрослая и скоро сама создашь свою семью.  Поэтому ты должна понять и своего отца, и свою мать, - ответила Даша.
     А после занятий, Санджар пришёл опять. Он встретил Дашу возле школы и подошёл к ней.
     - Привет. Я тебя жду, - сказал парень.
     - Я же вчера сказала твоей матери, что не выйду за тебя. Ты почему не в институте? - спросила Даша.
     - Ушёл с последней пары. Даша, ты ведь знаешь, я упрямый и не откажусь от тебя, - сказал Санджар.
     - Не отказывайся. Я отказалась от тебя. И прошу тебя, не тревожь свою мать, пусть она больше не приходит к нам. И ты не приходи. Ещё встретишь девушку своего круга и будешь счастлив, поверь, - ответила Даша, не останавливаясь, она шла к дому.
     - Это твоё последнее слово? - разозлившись, спросил Санджар.
     - Аха, угадал. Последнее и окончательное. Ну не люблю я тебя. Парадокс. Когда я изнывала от любви к тебе, ночами не спала, плакала, ждала тебя, ловила хоть один твой взгляд... Господи! А ты и смотреть на меня не хотел. А теперь, когда я отвергаю тебя, ты говоришь, что любишь. ЧуднО, - улыбнувшись, сказала Даша.
     Санджар остановился, Даша тоже. Они внимательно посмотрели друг на друга, парень увидел в глазах девушки безразличие и даже насмешку. Он молча развернулся и зашагал в противоположную сторону. Даша пожала плечами и пошла к своему дому.
     Шли дни, с обменом наконец получилось и в воскресный день, перед Новым годом, Настасья Филипповна и Даша надумали переезжать. Правда, пришлось поменять свою трёхкомнатную квартиру на седьмом этаже на двухкомнатную, на втором этаже, в Академгородке.
     - Нам и двух комнат хватит. Район хороший, спокойный, - сказала Настасья Филипповна, советуясь с Дашей.
     Даша была рада и они приняли это предложение с обменом. Как оказалось, семья была из пяти человек и им лишняя комната была просто необходима. Сан Саныч приехал помочь. Он был не один, пришли ещё двое молодых ребят с его работы. Внизу стоял крытый фургон, который перевозил мебель. Шёл снег, мешая работе. Настасья Филипповна и Даша выносили из дома лёгкие вещи и складывали в машину Сан Саныча. Посуду сложили в коробки и после того, как загрузили всю мебель, поставили и коробки с посудой, чтобы можно было их сразу взять.    
     Переезд - дело хлопотное, но это были приятные хлопоты. Даша, с этим переездом, вроде как оторвала настоящее от прошлого.


Рецензии