Неистовая Мариан

                Н  Е  И  С  Т  О  В  А  Я      М  А  Р  И  А  Н.

Мариан  не  спеша  прогуливалась  по  живописному  парку  своего  родного  городка  Гастингс, расположенного  на  юго – востоке  Англии, у  самого  подножия  меловых  скал. Отсюда, с  возвышенного  места  открывался  замечательный  вид  на  окрестности: далеко  внизу  пестрели  разноцветные  крыши  домов  и вилл, постепенно  переходящие  в  не  охватываемую  взором  береговую  линию  и  бескрайнее  море. Где – то  там, затерявшись  среди  других  жилых  построек  этого  приморского  курорта, когда – то  находился  и  дом  семьи  Норт, её  дом.

Мариан  родилась  и  воспитывалась  в  очень  состоятельной  и  богатой  семье, главой  которой  был  её  отец – Фредерик  Норт, член  Парламента. Девочке  с  ранних  лет  прививались  хорошие  манеры, интерес  к  книгам. Она  обучалась  иностранным  языкам  и  рисованию.
Жизнь  в  доме  Норт  не  отличалась  однообразием: он  всегда  полнился  гостями – друзьями  отца – музыкантами, художниками  и  любителями  природы. Пожалуй, самыми  радостными  событиями  в  жизни  юной  Мариан  были  путешествия, когда  отец  после  окончания  заседаний  отправлялся  с  дочерью  в  поездки  по  Европе, не  просто  посещая  разные  города, но  и  совершая  увлекательное  знакомство  с  разнообразной  природой  местностей – лесами, холмами  и  долинами  во  всей  их  красе.
Смерть  матери  ещё  больше  сблизила  дочь  с  отцом, он  оставил  свою  политическую  деятельность  и  всё  время  проводил  дома. Вместе  они  трудились  в  выстроенных  возле  дома  оранжереях, где  выращивали  орхидеи, виноград  и  другие  растения, по – прежнему  совершая  поездки.
Часто  гостившие  в  их  доме  известные  ботаники  Джордж  Бентхэм  и  Сэр  Вильям  Хукер, художники  Вильям  Холмэн  Хант  и  Эдвард  Лиер  оказали  большое  влияние  на  Мариан, привив  интерес  к  ботанике  и  рисованию. В  Викторианскую  эпоху  занятие  живописью  считалось  самым  распространённым  увлечением  девушек  из  благородных  семей  до  их  замужества, однако, оно  не  стало  для  многих  смыслом  их  жизни, как  это  случилось  c  Мариан.

Присев  на  скамейку, Мариан  вдруг  вспомнила  их  с  отцом  пребывание  в  Лондоне, посещение  паркового  ансамбля  Чизвика  и  Королевского  Ботанического  сада  Кью. Однажды, весной, во  время  одного  из  визитов  в  Кью  друг  их  семьи – директор  сада  Сэр  Вильям  Хукер  дал  ей  подержать  в  руках  одну  из  многочисленных  цветочных  гроздей, свисающих  с  незнакомого  дерева. Яркий  малиновый  цветок  на  ней  был  огромен.
«Смотрите, милая  леди, какой  он  величины  и  зацветает  у  нас  раньше  других!»
«Могу  ли  я, Сэр, спросить  название  этого  чуда?»
«Дерево, на  котором  распустились  такие  цветы, носит  название  Амхерстии  благородной, в  природе  оно  встречается  только  на  территории  Бирмы, находясь  на  грани  исчезновения.»
«Сэр, у  него  весьма  странное  название.»
«Моя  милая леди, ничего  удивительного, оно  названо  в  честь  большой  любительницы  природы – Сары  Амхерст – жены  графа  Вильяма  Амхерста – генерал – губернатора  Бенгалии. Амхерстию  ещё  называют  Orhid  tree  и  Pride  of  Burma. Сейчас  я  покажу  Вам  много  интересных  тропических  растений.»

Увиденное  тогда  сильно  поразило Мариан, вызвав  непреодолимое  желание  побывать  в  местах  их  произрастания  и  передать  увиденное  на  бумагу. С  тех  пор  тропические  растения  стали  её  любимцами. В  тот  же  день  она  познакомилась  с  сыном  Вильяма  Хукера – Йозефом, участником  научных  экспедиций  в  Антарктику  и  Гималаи. Он  предложил  ей  делать  зарисовки  растений  во  время  путешествий.

Мариан  рисовала  растения  и  раньше, но  вскоре  это  занятие  превратилось  в  настоящую  страсть  рисовать  их  на  природе, украшая  свои  творения  редкими  насекомыми  или  другими  маленькими  существами, особенно  лягушками, иногда  на  фоне  гор  и холмов.

После  смерти  своего  отца, которого  она  обожала  и  называла  «идолом  и  другом  жизни»  Мариан  в  40  лет  одна  начала  свои  самостоятельные  путешествия  в  поисках  экзотических  представителей  мировой  флоры. Они  следовали  одно  за  другим, продуктивность  выполнения  набросков  и  рисунков  казалась  неисчерпаемой. Акварель  сменили  масляные  краски. Изображённые  на  картинах  растения, словно  цветные  фотографические  снимки, настолько  точно  передавали  увиденное  острым  глазом  художницы, что  казались  живыми. В  1871  году  Мариан  побывала  на  Ямайке  и  в  Северной  Америке, затем  в  Бразилии, Японии, возвратилась  домой  через  Саравак, Яву  и  Цейлон  и  Индию, создав  более  200  картин  из  жизни  растений  в  их  естественной  среде.

Воспоминания  вновь  нахлынули  на  неё. Вот  она  в  чёрном  платье  и  соломенной  шляпе  прибыла  в  Бразилию, на  золотой  прииск  Морро  Велхо, в  стороне  от  Новой  Лимы. Под  землёй  пролегала  богатая  золотая  жила, уходящая  в  тропический  лес , разветвляясь  там  на  рукава. Наверху  стояли  сараи  и  хижины  добытчиков, вдаль  уходила  грязная  дорога. Пёс – дворняга  по  имени  Лопез  подскочил  к  ней и  обнюхал. Она  кивнула  ему, отправившись  в  лес  рисовать  тропические  растения  на  целых  восемь  месяцев. Лопез  стал  её  верным  другом, он  сопровождал  её  повсюду, оберегая  от  змей  и  прочих  опасностей, подстерегающих  путешественницу  на  каждом  шагу.
В  Рио – де – Жанейро  Мариан  встречалась  с  бывшим  императором  Педро  II, который  признал  её  работы  успешными  и  помог  ознакомиться  с  новыми  видами  растений. В  Японии  она  получила  разрешение  от  самого  Микадо  на  трёхмесячное  пребывание  в  Киото. Полтора  года  путешествовала, проехав по  железной  дороге  Индию, запечатлев  величественные  виды  горы  Эверест.

Палитра  красок  многочисленных  рисунков  растений  почти  со  всех  континентов  радовала  и  приводила  к  мысли  объединить  всю  коллекцию  в  единое  целое. В  августе  1879  года  Мариан  обращается  к  своему  старому  другу – директору  Ботанического  сада  Кью  принять  её  рисунки  и  создать  для  них  галерею  в  специальном  помещении. Хукер, конечно, согласился. По  проекту  архитектора  Джеймса  Фергюсона  было  построено  здание  галереи. Мариан  сама  расположила  там  свои  рисунки  в  географическом  порядке, украсив  стены  галереи  832  работами, запечатлевшими  более  чем  900  видов  растений – уникальное  и  памятное  собрание  для  будущих  поколений.

Вернувшись  в  Англию, так  и  не  выйдя  замуж, Мариан  поселилась  в  Глоучестершире, в  маленьком  коттедже  с  садиком, писала  автобиографию  и  открыла  для  себя  истинное  наслаждение  тихой  домашней  жизни. После  многих  лет, проведённых  в  поисках  редких  экзотических  растений, она    призналась, сделав  такое  заключение: «Нет  страны  лучше, чем  та, где  родился  и  вырос, нет  более  любимых  цветов, чем  голубые  колокольчики, первоцветы  и  фиалки, которые  растут  рядом  на  моей  грядке».
Умерла  она  30  августа  1890  года. Ей  было  только  59  лет, но  за  эти  годы  она  сделала  столько, на  что  другие, возможно, потратили  бы  три  или  четыре  жизни.
ТАКОЙ  БЫЛА  МАРИАН  НОРТ – ОХОТНИЦА  ЗА  РАСТЕНИЯМИ – НЕИСТОВАЯ  ХУДОЖНИЦА  ХIX  ВЕКА.

11  января  2018  года                Вячеслав  Прытков.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.