Швартовка в морском порту или сокращенный экипаж

               
               
Про моряков много написано.  Пишут разные люди, это интересно, и у каждого свое мнение, это естественно. У моряков, непосредственно работающих на морских судах, часто возникают такие ситуации,  которые береговым «морякам» сразу и не понять. Не всегда руководители Морского Флота сами работали в море на судах, да и другие руководители крупных кампаний, не буду их перечислять, сами летали командирами авиалайнеров,  с геологами искали на Арктическом шельфе нефть и газ, лазили по арктической тундре или  Сибири в поисках полезных ископаемых и т.д.
       Безопасная швартовка крупнотоннажного морского судна в порту – это, конечно, во многом зависит от мастерства и опыта капитана, грамотной работы экипажа, надежной работы судовых машин, механизмов,  работы портовых служб. Также необходимо учитывать внешние факторы – силу и направление ветра, течение, глубины у причала, да и много еще чего.
      Т/х «Новополоцк» после выгрузки лесоматериалов в Венеции получил рейсовое задание: следовать под  погрузку пшеницы на элеваторе порта Гавр (Франция), порт выгрузки Ленинград.
       Через 10 суток в устье Сены на борт поднялся французский лоцман, и с его
помощью теплоход  проследовал дальше вверх по реке. Течение в реке очень сильное, оживленное движение судов, но видимость хорошая и фарватер хорошо обставлен плавучими и береговыми навигационными знаками. Подошли к элеватору около трех часов ночи. Причал элеватора плохо освещен, причальную стенку еле видно. Поступила команда приготовиться к швартовке. На баке руководит швартовкой 3-й помощник капитана, на корме 2-й помощник.
         Застопорили ход, капитан командует:
       - На баке, отдать левый якорь, одну  смычку в воду и помалу потравливать по мере подхода к элеватору. На баке и корме, приготовиться подать швартовы на портовый моторный бот, который будет заводить эти швартовы на причальные битенги.
        На баке отдали левый якорь, боцман стоит на стопорах и помалу потравлива-ет якорь-цепь. Подали швартов на портовый бот. Бот подошел к причалу и береговые матросы завели швартов на битенг. Катер подошел к корме теплохода, на него тоже подали кормовой швартов и он потащил его к причалу. Береговые матросы также завели его на причальный битенг. На теплоходе начали выбирать слабину канатов. Кормовой лебедкой управлял второй помощник. Стальной швартов под своей тяжестью ушел под воду и в темноте его не видно. Чтобы быстрее выбрать слабину, второй помощник включил лебедку на полную скорость, но не рассчитал и в темноте не видел, что портовый бот находится прямо над этим швартовом. Швартов на скорости выходит из-под воды, резко поднимает над водой бот и опрокидывает его. Два француза – швартовщика оказываются в холодной воде. Кое-как они смогли доплыть  до причала. 
         Закончили швартовку, подали на причал парадный трап. Время пятый час утра. Вахтенный четвертый помощник проверяет, как закреплен трап, швартовы,
ну, все, что положено для безопасной стоянки судна в порту. Внезапно у трапа по-
являются два мокрых француза и требуют пропустить их к капитану. Звонит вах-
тенный по внутрисудовому телефону капитану:
         - Василий Васильевич, тут к вам пришли два француза, похоже, что это матро-сы с моторки, которую мы перевернули. Что делать, пропустить их к вам?
         - Ни в коем случае. Скажи, что капитан отдыхает. Пусть утром приходят. И скажи второму помощнику, пусть зайдет ко мне в каюту.
         Промокшие французы постояли около трапа, покричали что-то по своему и с
руганью ушли. Второй помощник поднимается в каюту капитана.
        - Виктор Иванович, как вы ухитрились перевернуть портовый катер, вы же  людей на нем могли утопить?
      -  Да я стоял на управлении лебедкой и не видел, что катер над швартовом, к
тому же темно, причал и тот еле видно.
        - Зачем вы сами управляли лебедкой, у вас же матросы для этого есть. Поставили бы кого-нибудь из них на контроллеры, а сами смогли бы проследить за обстановкой.
       - Да, у меня на корме только два матроса. Они сматывали  выбираемую слаби-ну швартова на вьюшку.
       - Ладно, я полагаю, что утром к нам заявятся представители порта с претен-зиями. Давайте пишите заранее объяснительную записку, пока есть время. Потом, когда придет комиссия, поздно будет, что-то разумное придумать. А сей-
час так и напишите, что ничего не видели и не знаете.
      - А, может, лучше написать, что была ночь, причал плохо освещался. Да, и швартовщики сами виноваты. Полезли на катере прямо на выбираемый швартов.
      - Пишите, как я вам сказал. Не надо ничего придумывать.
        Такую объяснительную записку второй помощник и написал.
        Утром на судно прибыли представители порта за объяснением ночного про-
исшествия. Капитан предъявил им объяснительную второго помощника и на словах объяснил, что на судне ничего не видели. С тем портовики и ушли, но вскоре вернулись уже с капитаном порта. Тот сразу заявил, что судно арестовано
и будет стоять в порту до выяснения всех обстоятельств случившегося, а второго
помощника они сейчас забирают в полицию, опять же для установления истинной
причины, из-за чего перевернулся портовый катер.
         Вызвал капитан второго помощника, велел ему переписать объяснительную,
в которой указать, как произошло опрокидывание бота, признать свою вину. От
своего имени капитан принес капитану порта извинения и просил передать его
извинения также пострадавшим матросам. Пока второй помощник переписывал
объяснительную, капитан попросил буфетчицу накрыть стол в его каюте. Достал из холодильника коньяк, икру. Французы немного смягчились. Раз капитан приз-нал свою вину и принес чистосердечные извинения, то решили судно не аресто-вывать.
       Погрузку зерна на теплоход к вечеру закончили и теплоход сразу отошел от
элеватора. Впереди Ленинград и ожидание разбора «полетов»  со своим руко-водством, которому уже доложили о происшествии в порту Гавр. А свои началь-ники не такие добродушные, как французы.
       Самая главная причина этого происшествия в том, что не смогли должным образом организовать достаточное наблюдение за обстановкой. На судне в палубной команде боцман и три матроса. Боцман и один матрос на баке и два матроса  на корме. Штурман, руководящий на корме швартовкой, вынужден сам стоять на управлении лебедкой. Сейчас экипажи на судах  еще больше сократили. Делается это в целях экономии, якобы, государственных средств. Не думаю, что сократив одного матроса, на экономии его зарплаты судовладелец сэкономит больше, чем заплатит штраф за какое-нибудь нарушение, которое может прои-зойти из-за того, что на судне что-то не успели вовремя сделать или просмотрели. Примеров этому предостаточно.       
      
 
            


Рецензии