Да воздаст. Но Правды нет и выше...

                Обитающие на земле могут разуметь только то, что на земле
                3 Ездр 4:21

                Норма должна работать. Иначе ее нет, а есть фантом, мечта, идеал.
                Высшая Справедливость, буде она существует, должна себя как-то проявлять.



В первой главе этой работы («Да воздаст. Наверное...» http://www.proza.ru/2017/07/05/332) показано, что библейский Бог не обеспечивает справедливый порядок на земле. Поэтому жаждущие справедливости народы задаются вопросом: "Так есть ли Он, Наивысший Арбитр"?
Чтобы отстоять Его присутствие, искушенные теологи прибегают к уловкам, которые рассматривались во второй главе («Да воздаст. Но не здесь...» http://www.proza.ru/2018/01/10/428) Увы, сомнения умножились, а мировой порядок так и не сложился. Быть может, поискать его на Небе?
Пришло время заняться главным бастионом «утешителей» – идеей о загробном воздаянии. Подтвердить или опровергнуть ее трудно по понятным причинам, но можно проследить по Священному Писанию ее становление.


                Итак, поверить надо сердцем и умом, что Бог накажет грешников потом.
                Проверить это смертным не дано, да и знамений не было давно.
                Не говорит о будущем и Тора. И это всех волнует без разбора:
                Ведь смертный час не минет никого
                И там, за гробом, все без исключенья обречены на счастье иль мученье.

                Не странно ли, что вечной жизнью Бог, диктуя Книгу, явно пренебрег?




                НО ПРАВДЫ НЕТ И ВЫШЕ


1. Тысячи лет Бог не судил людей ПОСМЕРТНО, а воздавал им ПРИ ЖИЗНИ.

Он долго, очень долго скрывал тайну о вечной жизни даже от пророков, хотя не скупился на картины отдаленных времен. Судя по Библии, минули тысячелетия, прежде чем представления о загробном мире начали проникать в умы живущих.
До той поры Господь судил не мертвых, а живых, и воздавал грешникам (или их потомкам) ТУТ, в земной юдоли.
Другими словами, и в патриархальный период, и позднее НИКАКОГО ПОТУСТОРОННЕГО СУДА БОГ НЕ ВЕРШИЛ и не планировал.

К тому же выводу приводит и популярная мессианская идея, берущая начало в Ветхом и развиваемая в Новом Завете. Как бы по-разному ни описывали пророки приход Мессии, все сходятся на том, что Спаситель явится В НАШ МИР, ТУТ БУДЕТ СУДИТЬ НАРОДЫ И ТУТ УТВЕРДИТ СВОЕ ЦАРСТВО*.
Но стоит ли спускаться и отдельно судить живых, если затем их всех – и живых, и мертвых - ждет Страшный Суд на Небесах с этапированием в Рай или Ад**?
 
Чтобы объяснить, почему долгое время Библия концентрировалась на жизни «тут» и молчала о жизни «там», ученые мужи объявляют потусторонний мир великой тайной, которую Создатель раскрывал-де по мере «созревания» людей (см. А.Мень. Исагогика. Том 1. §19).
В такой заботе, однако, не было необходимости, поскольку задолго до Ветхого Завета «незрелые» иудеи уже получили сведения о жизни после смерти. 400 лет прожили они среди египтян, которые свято верили и в загробную жизнь, и в Дуат (подземный мир), и в воскресение мертвых, и в суд Озириса. Эти верования несомненно оказали влияние на еврейское население Египта (последние переняли, в частности, культ священного быка Аписа, связанного с миром мертвых)

Стало быть, причина «поСЮсторонности» Торы в другом: религиозный переворот, совершенный Моисеем, требовал полного разрыва с прежними представлениями, потому-то египетская идея загробной жизни в новое учение и не вошла. 


2. После Вавилона Суд переносится в будущее, но Ад и Рай все еще ждут нас на земле.

Вспомнили великие пророки о многообещающей египетской идее после краха Первого Храма, когда превосходство вавилонских язычников над богоизбранным народом стало слишком очевидным.
Иезекииль, Иеремия, Эзра вместе со всеми остро переживали национальное унижение и уповали на восстановление справедливости в далеком будущем.
Свое вожделенное Царство они все еще искали на земле и представляли себе туманно, вроде очередной земли обетованной***: как прежде у Моисея, так теперь и у них в заветном краю текут молоко и мед, всеобщий мир и благодать для достойных, а недостойных поглощает печь железная, геена огненная, адское пламя.


3. Затем загробную жизнь перенесли на Небо, но от этого она не стала понятней.

У христиан загробная жизнь переместилась на Небеса (и под землю), усложнилась карательная машина Преисподней, но в целом потусторонняя жизнь так и осталась смутной и противоречивой.

Взять для примера традиционные представления об адских муках****.
Ну разве не странно, что они представляют собой всевозможные истязания ТЕЛА, хотя всем известно, что в Аду страдают БЕСТЕЛЕСНЫЕ души?
Эти изуверские пытки называют справедливым воздаянием, хотя такое наказание бесконечно превосходит вину наказанных.

Судите сами.
Люди совершают грехи в КОРОТКОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, а расплачиваются за них ВЕЧНО.
Жестокость этих «справедливых» наказаний чудовищна и не адекватна преступлениям людей.

                Так обжор, по мнению Данте, грызет Цербер, откусывая кусок за куском.
                Провокаторов потрошат, отсекают им руки и ноги.
                Взяточники кипят в смоле, и бесы вонзают в них багры.
                И так длится вечно!

Весьма примечательно то, что невыносимые страдания грешников почему-то не вызывают никакого сочувствия у милосердного Отца, светлого небесного воинства и праведников Рая. Не сопереживают несчастным и верующие.
Фактически сложившаяся христианская концепция Ада до сих пор воспроизводит жестокую модель инквизиции и средневековых пыток, хотя даже несовершенное    з е м н о е    правосудие уже отказывается от них.

--------------------------------------------------------
         * «придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с
             пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет
             пораженных Господом» (Ис 66:15-16)
             «придет Господь Бог мой и все святые с Ним… И Господь будет Царем над всею землею… все остальные
             из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения
             Царю, Господу Саваофу» (Зах 14:5,9,16)

       ** Зачем же судить отдельно горстку живых и отдельно – несметные полчища мертвых? Гораздо проще в
            Судный день забрать живущих на Небеса и там на всеобщем Страшном Суде судить все человечество разом.
            И уж совсем странно учреждать Царство Бога на земле.

    *** «Я клялся отцам вашим - дать им землю, текущую молоком и медом» (Иер 11:5)
             Пока что Бог обещает иудеям райские кущи «здесь», а не «там»!
            
            «Господи Саваоф, … дай увидеть мне мщение Твое над ними» (Иер 11:20) 
            Показательно, что Иеремия даже не упоминает воздаяние на Небесах. Он хочет увидеть его здесь, при
            жизни!

  **** Таких, какими они представлены в многочисленных церковных и нецерковных артефактах.
--------------------------------------------------------


Жизнь Рая удивительна не меньше.
Сей мир воплощает мечту усталых, разочарованных, пассивных и слабых. Но даже они в конце концов пресытятся своим нескончаемым блаженством (каким его обычно представляют).
Еще раньше заскучают другие праведники – экспериментаторы, новаторы, путешественники, творцы, предприниматели, герои - все те деятельные, кто жаждет перемен и творит их. Без движения, без адреналина они не будут счастливы, а дай им волю - что там, наверху останется от вечного покоя?
Да и консервативное большинство непременно им воспротивится.

Нетрудно вообразить и другие конфликтные ситуации: ведь души сохраняют индивидуальные черты праведников, а значит в потустороннем обществе вновь возродятся соперничество, муки любви и ревности, разочарование, всевозможные страхи и т.п.
Никуда не денется конфликт поколений, недопонимание между расами, культурами и т.д.
И, наконец, КАК СМОГУТ НЕЖИТЬСЯ В РАЮ РОДИТЕЛИ, ДЕТИ КОТОРЫХ МУЧАТСЯ В АДУ? *
 
Проблемы, конфликты, раздоры неизбежно заполонят Царство небесное, как в начале времен заполонили они девственную землю, а позже – обетованную Палестину.
(Если же Богу, несмотря ни на что, по силам установить мир и покой промеж людей и народов на Небесах, то почему Он не сделал этого на земле до потопа, да и после него?)

Итак, мир на земле далек от идеала справедливости, НО ПРАВДЫ НЕТ И ВЫШЕ.

-------------------------------------------------------
   * Судя по новозаветной притче об Аврааме, Лазаре и богаче, обитатели Рая и Ада могут общаться друг с другом
      [см. Лк 16:19-31].
      Более того, богач убежден, что Авраам способен послать Лазаря на землю и патриарх этого не отрицает!
-------------------------------------------------------


Рецензии
Для начала скажу, почему библейский Бог не обеспечивает справедливого порядка на земле. Да по той простой причине, что человек некогда согрешил, нарушив божественный запрет. Мстительный какой этот Бог! Двое нарушили запрет, а теперь всё человечество страдает. Поэтому люди быстро нашли себе хорошего, доброго Бога и назвали его Христом. Чтобы воспользоваться его добротой, достаточно лишь уверовать в него да читать Библию, особенно Евангелие. А на чтение другой литературы уже не останется времени.
В раю невозможно пресытиться, потому что там размещены блаженные, о чем неоднократно сказано в Евангелии. А блаженные не обращают внимания на разные пустяки, они и времени не замечают. Поэтому никакие проблемы, конфликты, раздоры не заполонят Царство небесное.

Лев Ольшанский   16.10.2021 09:00     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
С уважением,

Томас Твин   16.10.2021 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.