Лабутены
Люди пришли на фэст с подарками. Тётя Нюра два клубка ниток принесла, баба Соня – блины испекла, а дядька Фёдор – банку самогонки с собою притащил.
Виновник торжества Дядя Сёма сидел в центре сдвинутых посреди залы столов, а каждый из участников что-то говорил по части восхищения и восторга.
– Ты, Сёмя, молодец! – говорил дед Харитон – Когда я тебя в малодетстве твоём за проказы крапивой по задней стороне туловища стегал, ты не плакал, не ревел, а гордо хныкал. Я ещё тогда понял, что из тебя настоящий сапожник вырастет.
Дед Харитон был местной известностью: у него одного со всей деревни была на верхней стороне правой ладони татуировка в виде заходящего солнца и надписью «Север». Дед никому не говорил, появилась ли эта надпись у него в северных краях, где проходила его послевоенная служба, или где-то в тюремной далече, в которой он, возможно, мотал уголовный срок. Но большинство из местных всё-таки склонялись ко второй гипотезе, так как дед Харитон называл пенсию, которую ему ежемесячно приносил домой почтальон не деньгами, а баблом.
– А, вот на днях, когда моя корова взбесилась и, как дурная, по деревне носиться стала, – сказала тётка Спиридонтовна – Сёмка единственный, кто не испужался острых рогов её: поймал скотинушку и к вечеру домой мне привёл. Вот тебе, Сёмушка, баночка творожку за доброту и бесстрашие твое!
Она подошла к дяде Сёме, поставила рядом с ним баночку с творожком, обняла его и трижды поцеловала в щёки. Из глаз её обильно полились слёзы, которые она не стала утирать, а с мокрым лицом просто вышла из помещения. Половина баб, после ухода Спиридонтовны, стали утирать слёзы, побежавшие из собственных глаз.
– Песню посвящать буду! – вскочил со своего места дядька Игнат – После чарки доброй самогонки закусывают, а после добрых слов песню запевают.
Он достал из глубокого кармана штанов губную гармошку и выдул из неё целый ряд жалобных звуков. Когда на втором ряду таких звуков стали появляться слёзы у второй половины баб со своего места вскочил дед Вася:
– Цыц, бабы! Не на похоронах, однако! Танцевать будем! Гришка, давай нашу!
Гришка был местным музы'кой, и потому редко бывал трезвым.
Он похмельной рукой вытащил из-под стола изрядно потёртый баян и довольно уверенными пальцами пробежался по клавишам. Зазвучала известная всем в деревне весёлая мелодия. Под эту мелодию много раз танцевали на свадьбах. Под неё сами ноги просились в пляс и после похорон, когда изрядно помянувшие покойника односельчане возвращались домой, а душа противилась долгой скорби.
Дед Вася не выходя из-за стола затопал ногами, замахал руками, покачнулся назад да и грохнулся на пол спиной с высоко задранными ногами. Но никто не поддержал деда Васю танцем, как и не обратил внимания на его падение.
Пока он, кряхтя, поднимался и садился на своё место, вернулась в залу самая молодая из собравшихся, та самая пятидесятилетняя тётка Спиридонтовна. Она, шаткой походкой продвигаясь к столу, подбоченилась и сделала несколько приседаний в такт неумолкавшего Гришкиного баяна. Все обратили внимание на то, что следов слёз на её лице уже не было, зато появились следы самогонного румянца. Очевидно было, что самогонку на праздник притащил с собой не один только дядька Фёдор. Спиридонтовна, пыхтя и обильно выдыхая сивушные пары, запела:
- Кабы я бы молодицей,
Стала девкою опять,
Я бы стала, как тигрица
Деток по трое рожать.
Подняв ногу, чтобы переступить через лавку, Спиридонтовна качнулась и шлепнулась необъятным мягким местом своим на пол. На вытянутых ногах её была неизвестного фасону и покроя обувь на огромных красных каблуках.
– Спиридонтовна, ты во что это ноги свои примадонила? – ахнула зала.
– Внучка моя говорит, что нынче в моде лабадены, а не сапоги. Это, как бы туфли, но на красных каблуках. Во – глядите… Красивые, правда?...Но, падла, неудобные для танцев.
Спиридонтовна сидела на полу и покручивала из стороны в сторону ступнями.
Красные лабадены или что ещё магически подействовало на присутствующих, но все почти одновременно перевели взгляд на дядю Сёму. Тот ковырялся вилкой в зубах и молчал.
– Ты это, праздник-то не погань своими штучками – наконец произнесла местная
знаменитость. – Сапожки – это наше, родное. А твой чертовский обуток …Тьфу, поди отселе с глаз моих!
– Сёмочка, ты что ж это? Да я ж за тебя… – Спиридонтовна сорвала с ног лабадены и швырнула их от себя в сторону – Да я…
Она босиком переступила через лавку и потянулась к дяде Сёме, чтобы поцеловать его. Тот отшатнулся, но более мягким голосом сказал:
– Ну, сядь, сядь…Люди же кругом…
Народ снова загалдел. Говорили все, но о чём – понять было невозможно.
Между тем, брошенный Спиридонтовной обуток с полу был кем-то поднят и пущен по рукам собравшихся. Каждой женщине хотелось примерить это, каждому мужчине – потрогать бархатистую кожу изделия. Дядя Сёма – мастер, конечно, но… далеко до Парижу от того, что вижу.
Вдруг загремел гром, с небес хлынул ливень, а из потолка на столы начала капать вода. Клуб-то сельский, даром что Центром культуры значится, да сам он – хатёнка избушки не лучше: стань бык об углы стен его бока свои чесать, того и гляди качнётся Центр да и развалится весь к периферийной матери.
Народ стал расходиться. Праздник внезапно подошёл к концу. Размышления некоторых отравлял вопрос: «А был ли повод?». И те же некоторые из размышлявших грустно смотрели на свои, такую же, как у других, сшитую одной рукой и по одному лекалу обувь, и вспоминали лабадены Спиридонтовны.
Свидетельство о публикации №218011401024