Эликсир вечной любви

  В этот  тёплый осенний день окна нижнего этажа Замка были открыты, и солнце  золотистыми пятнами лежало  на старинном паркете.  Хранитель и Эксперт прошли вдоль стрельчатых окон в башню замка, спустились по винтовой лестнице и Хранитель большим ключом с замысловатой бородкой отпер  потайную дверь. Оба оказались в небольшом помещении запасника музея. Хранитель с гордостью показывал эксперту  сокровища.
В центре комнаты на отдельном столике стоял дубовый резной сундук. В сундуке покоилась тонкостенная коробка из латуни.  Сплав меди и цинка  был особый и давал необычный цвет.  В ней в серебряном футляре, который запирался секретным замком, лежала большая старинная книга, обтянутая пересохшей зелёной кожей. Углы  фолианта украшали золоченые накладки, а середину узким пояском стягивала застёжка из такого же металла.
  - Прямо, как в сказке: « на дубу сундук, в сундуке  заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а на конце иглы смерть Кощея», - пошутил гость.
 -  Почти верно.  Это не просо книга, а – «гримуар», в них   обычно средневековые маги и колдуны вписывали волшебные рецепты.  Часто это были злые заговоры. А здесь – наоборот. Если кто употребит знания книги во зло, а не во благо – умрёт, – на полном серьёзе сказал хранитель замка.
 - Откуда известно? - с деланным испугом спросил эксперт по живописи.
- Так написано на крышке сундука, -  шёпотом сказал Хранитель.
- Я никакой надписи не заметил, - более осторожно произнёс гость.
- А вот, на внутренней стороне, - Хранитель  бережно приподнял крышку сундука. - Это новая надпись.  Старая - сначала поблекла, а после исчезла  вовсе,   шрифт был, как в книге.
 Двое, надев белые нитяные перчатки, держали в руках тяжёлую книгу, бережно перелистывая плотные шуршащие страницы, исписанные от руки потемневшими от времени чернилами.
   - Буквы напоминают старинный латинский шрифт, – пояснил старый Хранитель, - но его вполне разбирали знатоки старославянской письменности. А те, кто пытался читать  справа налево, понимали его, как древнееврейский.  Слова будто понятные, но уловить смысл  непросто. Следует привыкнуть, приглядеться.
С трудом прочитав пару текстов, искусствовед начал с лёгкостью воспринимать начертанное.
Его внимание привлёк один заголовок: «Рецепт Великого Повара». Он стал разбирать текст, а Хранитель с готовностью пояснял:
  - Из этого рецепта вышло более сотни блюд. И теперь в кухнях разных народов есть похожая еда, но называют её по-разному.  Вот ещё обратите внимание: « Указание о том, как добыть питание для всего народа». Тот, кто следовал ему, нашёл способ выращивать большой урожай, и в его стране никогда не было голода. А вот ещё интересный рецепт приготовления сыра. Любопытно, что многие делают сыр по этому старинному рецепту, но у каждого он получается  своеобразный.
Непостижимый текст под названием «Эликсир вечной любви»  размешался на тринадцатой странице. В состав входили несовместимые на взгляд современника ингредиенты, покорившие эксперта своей изысканностью: «Соберите за три ночи свет двенадцати звёзд, звучание птичьих песен на двух утренних зорьках. Смешайте с нектаром десяти зацветающих лилий и девятью каплями росы утреннего луга, восемью капелями талой ледяной  воды, соком семи чёрных виноградин. Не забудьте слёзы радости шести женщин. Прибавьте пять порций нежности, четыре меры ласки, присовокупите довольно много страстных объятий и бесчисленное количество красивых слов любви.  Напоите эликсиром предмет любви  на ложе из облаков, пуха одуванчиков и лепестков белых роз».
  - Да, уж! – выдохнул гость, и с грустной иронией заметил, - попробуй соблюсти всё, что написано в этом заговоре.
 - Говорят, один человек в старые времена, сумел собрать всё необходимое. Но добывал слишком долго. Любимая его от тоски умерла, не дождавшись. А он жил ещё сто лет и писал стихи и сонеты о любви. И будто  бы разошлись они по белу свету. И теперь все их знают. Но под ними стоят имена разных поэтов.
  - Так это бесценная книга!  Почему её до сих пор никто не упёр? – деланно рассмеялся эксперт.
  - Пытались много раз, - нисколько не смутившись, сказал Хранитель, принимая фолиант из рук гостя. – И саму книгу, и в серебряном футляре, и даже вместе с сундуком. Но дальше ворот замка никто не ушёл. Падал на выходе замертво. А книга чудесным образом возвращалась на место.
Старый служитель музея исподволь подталкивал гостя к выходу,  продолжая рассказывать. – Некоторые  умники пытались вырвать из неё листы, но хрупкая на вид бумага не поддавалась. А на руках вандалов возникали долго незаживающие ожоги.  – Они вышли из запасника.  Хранитель,  не мешкая, запер потайную дверь своим резным ключом.  - Я вам скажу по секрету:  в книге время от времени сами исчезают и появляются новые тексты.
 -  И кто их пишет?
 - Никто не знает. Но иногда по ночам дежурные служащие, слышат  шаги, скрип  половиц, скрежет отпираемых замков, но в такие минуты они не могут сдвинуться с места. К утру такой ночи, когда я прихожу и проверяю подвал, книга лежит поверх сундука.
 Хранитель неожиданно резко показал рукой на портрет за спиной гостя. - Мы думаем, что это Он – страж книги,
  Эксперт от неожиданности вздрогнул и обернулся на картину. В плохо освещённой комнате, напоминающей средневековый кабинет алхимика, за столом, уставленным характерными предметами сидел человек в надвинутом на глаза  монашеском клобуке. Он что-то записывал заострённым гусиным пером в  толстую книгу в зелёном  переплёте.
 - Картина у вас неудачно висит, - заметил знаток живописи, - она бликует. Эксперт несколько раз менял ракурс осмотра, но белое размывающее лицо алхимика пятно не исчезало.
   - Г-мм, в задумчивости произнёс эксперт. – Прямого света нет, почему же так бликует полотно? – Разрешите снять картину со стены, - обратился он к Хранителю.
  - Попробуйте, - кивнул тот утвердительно. – Вот сюда, на этот столик.
На лежащей картине эксперт увидел  крупный нос алхимика, впалые щёки, но глаза под низкими бровями смотрели вниз, вдобавок клобук не давал их разглядеть. Узкие губы будто проговаривают  то, что пишет рука.  Эксперт словно услышал его скрипучий голос, от которого холодок пробежал по спине. Искусствовед поспешил вернуть картину на место.
Замок на границе нынешней Чехии и Польши построил  польский князь, когда бежал из России во  времена русской смуты.  Старый замок, сложенный из серого нетесаного камня с двумя круглыми башенками, украшенными высокими зубцами прятался в лесу, как игрушечный домик среди высокой травы. На каждой створке красивых кованых ворот в Замок, красовался герб первого хозяина. Князь привёз с собой старинную библиотеку и большую коллекцию древностей. Хозяева менялись часто. При одних замок расцветал, при других, приходил в упадок и запустение.  Основное убранство комнат разграбили немцы во время Второй Мировой Войны. Сейчас в нём открыли музей. Когда в Замке обнаружили  замурованный подвал с коллекцией картин, Хранитель музея  пригласил из центра эксперта по живописи. Гость отметил, что всё в запаснике было расположено с умом. Живописные полотна хранилась в подрамниках на стеллажах укрытых тонким брезентом.  Картин было  не больше тридцати.
 Эксперта по живописи поселили во флигеле, где жили служащие музея в отдельной небольшой комнатке.  Работал он в большом зале первого этажа, где было много солнечного света. Некоторые полотна требовали только элементарной очистки  и описания для каталога. Обработанные картины вставляли в рамы и развешивали на втором этаже.  Несколько картин нуждались в серьёзной реставрации. Их было решено увезти в Прагу. Они были работ очень  хороших мастеров, но неизвестных знатоку.
Работая над картинами, и вечерами в своей комнате эксперт  иногда вдруг  слышал голоса певчих птиц,  он улыбался и  начинал беспричинно напевать. В то же время он ощущал запахи цветущего луга или аромат лилий. На губах  чувствовался вкус сладкого винограда. Сладостные воспоминания, связанные с его единственной любовью, тревожили душу. Он понимал, что они вызваны  Заговором на любовь из строй Книги. Когда он думал о нематериальной части рецепта, то раздражался:  - «Как можно собрать свет звёзд? Или кто может определить порцию нежности?!» В такие минуты у него начинала болеть голова или колоть сердце.  Эксперту было под сорок, но с любовью и семьёй у него не сложилось. Он часто думал, что имея такой эликсир, смог бы удержать любимую, которая предпочла бедному искусствоведу владельца галереей. Или, наконец, нашёл бы себе вторую половину.  Ведь одному человеку удалось сделать эликсир вечной любви, возможно и он сможет.  Эксперт несколько раз даже принимался записывать по памяти состав волшебного эликсира. Но он словно ускользал, размывая в мыслях нужные ингредиенты, и страдалец каждый раз понимал, что упускает что-то важное.  Тогда он стал придумывать, как уговорить Хранителя показать ему гримуар ещё раз. Но неожиданно случай представился сам.
Хранитель пришёл к эксперту и, смущаясь, с трудом подбирая слова, признался, что должен поехать с  больной женой в город к врачу.
- Что случилось  с вашей  молодой женой?  Я на днях слышал, как она напевала на кухне. Голос у неё такой приятный.
  - В голосе и проблема, - печально сказал Хранитель, понуро опустив голову. – Вам могу признаться, я сам в этом виноват. Жена только выглядела молодо. Она была певицей в театре. А я  увёз её в эту глушь, тридцать лет назад, когда новый хозяин назначил меня Хранителем.
  Искусствовед удивлённо вскинул брови: - «разрешите вам не поверить».
  - К сожалению это так.  Лет пятнадцать назад ей в лицо брызнул жир со сковороды. Чтобы залечить  незаживающие ожоги, я приготовил мазь по рецепту нашей старой Книги. В мазь нужно было добавить певческий голос. Она помолодела внешне, но петь перестала. На неделе голос вернулся, но пропал эффект молодости, а с ним пришла серьёзная болезнь. – Хранитель сокрушённо вздохнул и смахнул навернувшуюся слезу. – Мы поедем в Польшу, здесь ближе. Дня на три. Я оставлю вам ключ от запасника, чтобы вы могли продолжить работу.
   Как только музейная малолитражка выехала за ворота Замка, увозя Хранителя и его внезапно состарившуюся жену, Эксперт рванулся в запасник.  Дрожащими руками он отпер дверь резным ключом, в волнении распахнул крышку сундука, достал латунную коробку… и замер.  Как он мог забыть, что серебряный футляр закрыт на тайный замок. Ключа у него нет. Он сел прямо на пол и долго крутил футляр в руках, чувствуя вес фолианта внутри. Он потряхивал его, переворачивал много раз, чуть не нюхал, пытаясь обнаружить возможность открыть его без ключа. Тщетно. Он вернулся наверх и долго вышагивал по паркету большого зала, ощущая тяжесть заветного ключа в кармане. И вдруг  к нему откуда-то пришла  недобрая совершенно крамольная мысль: « Он должен обладать этой Книгой, тайной её заговоров и рецептом Эликсира любви». Эксперт твёрдо решил сегодня же ночью выкрасть Фолиант,  чтобы стать Великим Знатоком мировых секретов. Он был готов добираться до ближайшего городка пешком, а там уехать «куда глаза глядят»…
      Когда спустились ранние осенние сумерки, Эксперт освободил  свой рабочий чемоданчик от склянок, кистей и губок, чтобы поместить в него Книгу вместе с серебряным футляром. Собрал свои вещи в рюкзачок, и стал ждать ночи. Он тайно спуститься в подвал и завладел  сокровищем.  Ночь выдалась лунная. Землю припорошил первый снежок. Прижав к груди свой чемоданчик с драгоценным грузом, он спешил к воротам Замка. Осторожно открыл створку ворот и выскользнул на подъездную дорожку.  Там в свете Луны он увидел фигуру высокого монаха в надвинутом на глаза капюшоне. Лицо его размывало светлое пятно. Страх и оцепенение сковали вора. Искусствовед  не мог сдвинуться с места, только смотрел широко открытыми глазами, как  на него неотвратимо надвигался монах, протягивая вперёд руки.    Эксперт, как в бездну шагнул  ему навстречу.
  Утром служащие музея нашли у распахнутых ворот замка лежащего на земле человека.  Со стороны казалось, что чемодан, раскрашенный под крокодила, откусил человеку голову. Когда открыли крышку чемодана,  узнали  приезжего эксперта по живописи. На лице его застыло с выражение счастья, только губы кривила страшная улыбка.
Полиция из городка приехала только к обеду.  Хранитель был в отъезде. Имени эксперта почему-то никто не мог припомнить, хотя он проработал в Замке больше двух месяцев. Как только тело увезли из Замка, все забыли о его существовании, будто его и вовсе не бывало.
В темноте запертого хранилища поверх сундука  лежал серебряный футляр со старинным гримуаром внутри.

               


Рецензии
Интересный сюжет, Цветана. Хотел поделиться своим мнением, но передумал. Зачем писать в пустоту..... Удачи.

Александр Аввакумов   01.02.2018 09:28     Заявить о нарушении
Почему же в пустоту? буду рада вашему мнению, с уваж. Цветана

Цветана Шишина   02.02.2018 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.