Учимся мыслить объективно

Наш язык – это не только инструмент общения, но и в первую очередь, инструмент МЫШЛЕНИЯ.
 
От нашего умения правильно использовать этот инструмент и поддерживать его в рабочем состоянии зависит наша способность к объективному мышлению и даже к объективному ВОСПРИЯТИЮ мира.

Более того, язык – это инструмент, который мы продолжаем совершенствовать.  Для программиста язык – это инструмент создания алгоритмов. Для нас язык – это инструмент для программирования наших действий. И если в САМОМ ЯЗЫКЕ есть ошибки, то это отражается и на нашей способности правильно мыслить, принимать правильные решения, понимать друг друга и всё, что происходит в мире.

Я думаю, самая главная ошибка в человеческом языке состоит в том, что явления, обозначающие ДЕЙСТВИЯ, стали обозначать именами существительными.

Сама логика языка обязывает представлять существительное как некую самостоятельную, объективную  сущность. И когда мы каждому процессу ставим в соответствие какое-то имя, то начинаем порождать множество лишних сущностей, наделяя их свойствами.  Особенно преуспели в этом ученые, наплодив всевозможных сущностей, которым несть числа (атомы, электроны, нейтроны, темная материя и т.д. и т.п.).

Итак, главное правило объективного мышления – не обозначать процесс (действие) именем существительным.

Например, поступать нравственно – это значит совершать правильные поступки, и не совершать неправильные – ведущие к ухудшению отношений в системе. Но когда это явление обозначили словом СОВЕСТЬ, его стали представлять как самостоятельную сущность, управляющую поведением людей, а нравственность стала считаться свойством отдельных людей.

То же самое со словом СОЗНАНИЕ. Некоторые определяют сознание как набор знаний, что не совсем корректно, т.к. знания сами по себе тоже не существуют. И такое определение рождает новые вопросы, но не добавляет понимания.
Но если мы будем понимать сознание как ПРОЦЕСС (например, в нашей нервной системе), как некий алгоритм действий, в ходе которого происходит взаимосвязь и структурирование, то это позволит более правильно понять природные явления, без добавления новых определений, лишних сущностей, которые не способствуют улучшению понимания. 

Мы научимся мыслить объективно только в том случае, если будем отталкиваться от определения СОЗНАНИЯ как ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ. И будем считать этот процесс лежащим в основе всего бытия. Все остальные процессы являются частными случаями, следствиями этого глобального процесса самоорганизации (эволюции, жизни) вселенского масштаба.

Разумеется, любой процесс самоорганизации считается нами чем-то живым, разумным, сознательным. Но если вы назовете этот процесс именем, например, Богом, то вы сразу потеряете объективность мышления. Видимо, по этой причине в Библии сказано: «Не поминай имени Бога всуе». То есть не нужно говорить о Боге в контексте решения каких-то практических проблем. Для этого лучше всего подходит именно объективный способ мышления.


Рецензии