Ч. 61 А где же были военачальники?

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/01/14/145

Толузакова обратилась к севастопольским купцам с просьбой собрать средства для оказания помощи, и к жительницам города – принять участие в уходе за ранеными.  Её призыв нашёл отклик. Сама она тоже ухаживала за больными и ранеными, помогала в организации похорон офицеров.

Взяв с собой двух младших сыновей, Александра пришла работать на перевязочный пункт близ Малахова кургана.

Она не только помогала врачам, но и кормила раненых. Ей доверили средства, пожертвованные жителями города, а также, выделенные начальником Севастопольского гарнизона генералом Виктором Илларионовичем Васильчиковым.
 
На них Толузакова покупала раненым продовольствие. Видимо, она была хозяйственной женщиной, не зря приобрела «два домика». Перевязочный пункт обстреливался противником, и все, кто в нём находились, подвергались ежедневному и ежеминутному риску.

Страшную ночь пережила Александра Толузакова, когда под обстрелом пробиралась на 5-й бастион к смертельно раненому старшему сыну. Её сопровождал только иеромонах Серафим, остальные были заняты  вновь поступавшими ранеными.

Толузакова каждый день видела смерти, привыкнуть к ним тяжело, но всё же то были незнакомые ей люди, смерть сына её подкосила. Она медленно возвращалась к жизни на квартире Александры Стахович, начальницы сестёр милосердия, которая по-матерински о ней заботилась.

Квартира Стахович находилась неподалёку от перевязочного пункта. Толузакова ещё не пришла в себя после нервного потрясения, как заболела тифом. Дома, принадлежавшие ей, оказались разрушенными  бомбами, всё имущество погибло.

Муж Толузаковой получил разрешение отправить её в Николаев в военный госпиталь вместе со вторым раненым сыном. Так для этой смелой и благородной женщины окончилась севастопольская эпопея.

Когда читаешь записки Александры Толузаковой, то невольно думаешь:  а где же были русские военачальники, генералы и адмиралы? Неужели никому из них сразу не пришло в голову организовать то, что сделали две  простые женщины?

А ведь царь, как бы мы к нему не относились, в письмах к адмиралу Меншикову в Севастополь просил заботиться о раненых, не бросать их. Видимо, самодержец хорошо знал своих полководцев, если просил о вещах, понятных любому нормальному человеку.

Когда в Севастополь после сражений на Альме, под Балаклавой и в Инкермане в ноябре приехал Николай Иванович Пирогов, то он увидел более двух тысяч раненых, которые лежали на грязных матрасах под навесом.

Навес установили незадолго до его приезда. До этого раненых оставляли лежать просто на земле, а тех, кому повезло, - на нарах, но под открытым небом, под ливнями.

Их не перевязывали целыми неделями и даже не кормили! Люди лежали в лужах воды с экскрементами.  Столь жестокое отношение к несчастным не поддаётся каким-либо разумным объяснениям.

Можно только констатировать, что русское командование и военные медики оказались абсолютно неготовыми  к приёму такого количества раненых.

Вот почему известие о появлении женщин, пытавшихся оказать раненым хоть какую-нибудь помощь, и особенно о юной симпатичной девушке Даше Михайловой, было воспринято в войсках с огромной благодарностью, моментально разнеслось повсюду, обрастая легендами.
 
Продолжение http://www.proza.ru/2018/01/16/53


Рецензии
Даже не верится, а верить надо. Ужас! Спасибо, Владимир! Вы сделали очень хорошее дело!!! Только прочитали бы Ваши рассказы люди!

Игорь Тычинин   24.09.2020 17:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Понемногу читают.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.09.2020 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.