Ч. 60 Отважные севастопольские жительницы

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/01/11/733

Вернёмся к событиям после Альминского сражения. Несколько жительниц города первыми узнали от прибывших в Севастополь  солдат и офицеров о множестве раненых, брошенных на поле боя отступавшими русскими войсками.

Преодолевая страх, женщины поехали на подводах за город спасать людей. За ними потянулись и горожане-мужчины. Это происходило на следующий день после сражения. Вид огромного числа стонущих, искалеченных людей, брошенных на произвол судьбы, потряс женщин, увидевших даже не поле битвы, а только дорогу, по которой отступали русские войска.

Они раздали всю привезённую ими еду, как смогли, перевязали  какое-то число людей, но на земле остались лежать ещё сотни других раненых. К месту сражения женщины ехать побоялись.

Одну из них звали Александра Толузакова. После войны она опубликовала тоненькую книжечку своих воспоминаний. У меня сложилось впечатление, когда читал, что написаны они, скорее всего, под диктовку.  По стилю чувствуется, что автор – человек малограмотный, из простолюдинок.

Воспоминания обильно сдобрены верноподданническими пассажами, свойственными не дворянам, а обласканным  властями выходцам из народа. Как сообщала в своих кратких мемуарах Толузакова, прожив 18 лет в Севастополе, «трудами приобрела там два небольших домика». В чём заключались труды, она не раскрывает.

На следующий день после Альминского сражения Александра Толузакова увидела в городе раненых и от них узнала страшные подробности сражения, и о том, что на поле битвы остались беспомощные люди. Женщина без размышлений отправилась им на помощь.

Вместе с ней поспешили спасать раненых несколько купцов. Они взяли с собой воду, корпию, бинты, спирт и кое-что из еды. По словам автора воспоминаний, хотя она и сама трусила, ей пришлось подбадривать мужчин, чтобы те приблизились к месту, где лежали раненые

По мере удаления от города эмоциональный патриотический порыв, охвативший было  горожан, постепенно стал угасать.  Первым раненым, которого они увидели, был солдат. Тело его так распухло,  что Александре и её спутникам пришлось разрезать шинель: снять её не представлялось возможным.

Солдат лежал на земле в бесчувственном состоянии. Они привели его в сознание и отправили в город. Что такое «отправили в город» не совсем понятно: то ли бедняга сам поплёлся в Севастополь, то ли его посадили на повозку.
 
Чем дальше добрые самаритяне удалялись от города, тем больше им  встречалось раненых. Толузакова увидела в брошенной повозке  офицера, лежавшего без сознания. Им оказался полковник Ковалёв. Видимо, солдат, который его вёз, выпряг лошадь, сел на неё и поспешил вперёд, оставив полковника умирать.

Женщина, как сумела, привела офицера в чувство. Ему повезло: он выжил, вернулся в строй и впоследствии даже дослужился до генеральского звания. Толузакова продолжала идти вперёд, но, как она написала: «…ехавший мне навстречу адъютант остановил меня, потому что неприятель был уже очень близко и бомбы падали беспрестанно».

Но мы-то знаем, что сражение уже давно закончилось, и русские войска никто не преследовал, а уж тем более никто ни по кому из пушек не палил.  Откуда появился тот паникёр, куда он делся, так и осталось неизвестным. Напуганная и усталая женщина вернулась домой, везя с собой полковника и других раненых.

Во время обороны Севастополя двое её старших сыновей несли службу на бастионах, а муж, унтер-офицер, перевозил донесения в Петербург и обратно в Севастополь, за что получил офицерское звание. Во время первой бомбардировки Севастополя, когда погиб вице-адмирал Корнилов, некому было заниматься его похоронами. Толузакова, по её словам, приняла активное участие в их организации.

Дело в том, что все начальники находились на передней линии обороны, и им было не до похорон. Несмотря на непрекращающийся обстрел, адмирала похоронили с почестями.

Число раненых всё время росло, в госпитале мест не было, их размещали по частным домам городского люда, в которых отсутствовали  самые элементарные вещи, необходимые для ухода за больными и ранеными.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/01/14/1298


Рецензии
Добрый вечер, Владимир!
Мне захотелось поблагодарить и Вас за интересный, насыщенный малоизвестными подробностями рассказ о перипетиях Альминского сражения, и ту очень энергичную женщину - Александру Толузакову, которая смогла опубликовать свои мемуары... Наверное это единственные в России женские мемуары о тех днях Крымской войны.
/
С теплом душевным и большим уважением,

Наталья Николаевна Максимова   23.07.2021 19:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья!
Вы правы, это очень редкое издание того времени. Оно написано в верноподданническом стиле, примерно так, как писали в советское время, только не со славословиями партии, а императору. Но меня в её мемуарах интересовала только фактическая сторона дела.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   23.07.2021 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.