Печаль Кубы

               
     Это было давно, когда мне, молодому тогда старшему лейтенанту ВМФ, предложили принять участие в специальной гидрографической экспедиции (СОЭ) в одной из молодых государств, ставших на путь социалистического развития. Разумеется, я тут же согласился и моя семья, пройдя всевозможные комиссии, инструктажи и прививки оказалась в Москве, куда меня вызвали в Главный Штаб ВМФ за направлением. Там, после недолгой беседы, мне объявили, что я направляюсь на «Остров Свободы», так называли тогда Республику Куба. Меня назначили старшим группы специалистов, направляемых туда же, но гражданских.

    И вот аэропорт Шереметьево-2, громадный ИЛ-62 ждал нас. Мы сели в уютные кресла и 26 ноября 1970 года в 10 часов вечера вылетели в Гавану, столицу Кубы. Прилетели мы через 18 часов, сделав посадки в Алжире и Марокко, перелетели Атлантический океан за 8 часов и приземлились в  аэропорту имени Хосе Марти в пригороде Гаваны. Было жарко, хотя мы вылетали из Москвы в метель. Нас встретили мои друзья по училищу, и старший по встрече от экспедиции. Вскоре мы очутились в прекрасной гостинице «Националь», где нам был выделен номер для семьи.

      Через сутки началась моя работа в кубинском институте, которым руководил комaнданте Роман Куэрва, надёжный друг Фиделя Кастро, как нам сказали.

      Наша задача была следующая: привязать остров к геодезической сети в системе координат Гаусса и потом на этой основе делать морские навигационные карты для нужд республики, так как карты, которые были, тогда безнадёжно устарели, так как прошло более 50-ти лет, и они не обновлялись и почти не корректировались. Задача сложная ещё и потому, что эту работу надо было сделать за два года. Прошлые карты делали 20 лет. Мне поручили руководство группой по северу острова, которая должна была сделать карты на все порты и портопункты, куда заходили суда и корабли. Мы начали работу 10 января 1971 года с порта Мариэль. Вскоре работы мы закончили в нем, и я отвёз наш материал в отдел камеральной обработки и уехал работать дальше в порт Кабаньяс. Работа была интересная.

      Где-то в середине года меня вызвали в Гавану, для участия в приёмке первой карты и это карта была на Мариэль. По этому случаю в институт и   приехал Фидель Кастро. Я его видел и раньше в Ленинграде в 1963 году, стоя в оцеплении у Московских ворот, когда он ехал из аэропорта и ленинградцы его встречали. И вот теперь вторая встреча, но уже совсем близко. Это был высокий моложавый 45-ти летний мужчина высокого роста, с бородой, очень умными глазами и не очень громким голосом. Он поздоровался с  нами и начальник экспедиции капитан 1 ранга Вартаньян Сергей Ильич чётко ему  доложил. Всё прошло хорошо, он был доволен нашей работой и пожелал успехов. К тому времени мы уже слышали его многочасовые выступления на площади имени Хосе Марти без бумажек, но эмоционально объяснял своему народу о политике и планах республики. При моих переездах на машине от порта к порту, он нам встречался на УАЗике и сам за рулём с охраной. В республике тогда шёл 12-й год революции, и она работала на развитие сахарной промышленности под лозунгом «Сахар для развития».

     Авторитет Фиделя Кастро был  очень большой, хотя республика жила очень бедно, продукты и товары были по карточкам, но они не унывали и знали прочему это происходит – шла блокада острова США. Её не бросали, и мы часто видели суда Китая, Албании, ГДР, Польши, которые везли на Кубу технику, продукты питания, топливо, а обратно везли сахар и продуты кубинской промышленности.

     Работу мы свою выполнили в срок, и предпоследним самолётом я вылетел в Москву 30 декабря 1972 года. С тех пор прошло почти 45 лет, но всё это мне запомнилось на всю жизнь. И вот теперь, когда через это время я услышал о кончине Фиделя Кастро, сердце моё сжалось от воспоминаний и о том какая печаль, слёзы, и чувства обрушились на «Остров Свободы», который, как настоящий авианосец, несёт и дальше знамя истинной свободы кубинского народа. Светлая память об этом замечательном человек всегда будет со мной. Родина или смерть!!! Таков призыв Фиделя!!!

                Б. Успенский
26 ноября 2016 года.


Рецензии
Остался ещё Рауль Кастро. Будем надеяться!

Борис Дьяков   01.06.2022 20:19     Заявить о нарушении