Кино-перекур и начало второго действия

Когда в зале "Суда и Прощения" объявили "Пере-кур", на "улицу" вышло  несколько человек - примерно половина всех актеров. кот и главный герой  встречи тоже подключились к движению - пошли вон. А те, кто оставались на  своих местах, от пустоты ненасыщенной паузы решили продолжить спич на  свободную, но животрепещущую тему. Первым начал эту тему Броневой:
- ... да... удивительная судьба русского кинематографа.. - бесталанная и трагичная,  - качал он большим качаном головы, - позорное завершение блистательного  начала... (а ведь так красиво начиналось...)

- обидно признавать.. но все когда-то испытывает каюк.. - деликатно начал, войдя  в разговор Евстигнеев...
- ну что вы, Герцог Леонид Сергеевич, страна сменилась.. и покрушилось то что  было лучшим достоянием прежнего режима... - но был же принц и сверкнул.. а  когда стал королем.. стал нудно брюзжать и гадко чертыхаться.. - ввела некую  образность Чурикова, после задумалась и добавила, - но в молодости... он был  неописуем..
подключился и Гафт, увидев живой спор на отважную тему и прекратил напевать  песенку гусара:
- да, мы же смотрели те фильмы? и где блистало великое советское наше кино.. а  почему.... где   ...
- ну ну, продолжайте Валентин.. - нагоняла темпераменту беседы Чурикова,.. - а  вы что, товарищ киндзада-мистр, господин Леонов, молчите и пыхтите..  выскажие свое мнение.. вам же как никому другому это важно, как главному  заведующему?!.. - кидала Актриса алчный героический взгляд.
- я этого не люблю, - ответил тот
- что вы не любите?..
актер продолжил, мыча в леоновском духе:
- лжи не люблю.. и актерской фальши... теперь сцену заполонили господа,  которые играют мордой, а не душой - я им не верю! артистическая честность и  простота - залог успеха актера  а не дешевые приемы из арлекинского  обезьянничанья и этого ...западного стендап..
- да.. тут с ним нельзя не согласиться, да господа?...
- .. это вон  к вашему громыке обращайтесь за этим   да и он  понимает о чем я  говорю.. или бурчу.. - кинул толстой рукой актер, вдавливая сильней голову в  туловище,
все оглянулись, поняли что никто с перекура еще не вернулся; напротив, народу  еще стало меньше. в том числе не было и Громыки.

заметим, что все актеры были в костюмах своих самых запоминающихся ролей.  Чурикова была в пачке баронессы, а Броневой в забавном смешении мундира  Мюллера с герцогским нарядом. соответственно, обращения у них были шуточно  а порой ядовито к персонажу, а не к имени..

- видно, ваш принц, баронесса, сверхъестественно сильно сверкнул!.. вот и  сдулся.. а когда стал королем, как вы говорите.. разнесло его в жир и огонь его  кончился.. не блистайте сверх меры, господа! - сказал грациозный  "фашистко"-герцог Мюллер

Гафт опять подключился на патетической ноте:
- в душе каждого взрослого живет надежда на мечту.. чистая сказка живет и  дышит где-то в глуби каждого. значит должна жить и сказка которую давало наше  кино.. нет, я не могу поверить, отказываюсь верить, что мы жили и работали зря!..
- никто зря не жил!.. кстати, это может они живут напрасно, - кивнул головой в  сторону современных граждан еще один актер.
- мы им создали памятник красоты!.. величественный и вечный.. а то что они не  имеют чего-то простого и важного в душе чтобы оценить.. так это уже их  преступление... - сказал бодрый Евстигнеев в духе профессора Преображенского
- каждому сознательному трудящемуся гражданину нужен был отдых,  сопряженный с духовностью вечером у телевизора.. мы это и делали!.. а теперь  душой, как я понимаю, он, современный россиянин, не устает.. значит и отдых  ему, ей не нужен.. и я вообще сомневаюсь в наличии теперь у них этой души...
- ну-у.. вы загнули, почтеннейший и дорогой.. - заурчал Броневой.. - душа у них  есть.. мы же это много раз проверяли.. в них просто бунта нет.. и они спят.. пока  их безнравственностью и безвкусицей не задушат!..
- вы считаете  пока они сами не возопиют коллективно и не встанут дружно:  "подавайте нам прежнее кино! вместо гумно!".. ничего не будет?
- ну разумеется.. ничегошеньки.. тут у их души работа на усилие должна быть..  дверку плечиком надо ломать.. сразу и кино и музыка, а там глядишь и  литературка правильная появится..
- да да литература!  что, где литература? - запыхавшийся вбежал с перекура  Горин.
- вот.. я же говорил, - указывая на вбежавшего улыбнулся вечно лысый актер... -  она на глазах появляется!.. ("как поживает наш папа-юмор?" - броневой отдельно  за руку поздоровался с подошедшим)
- любопытная мысль, гражданин Броневой, хоть что-то мы от вас услышали кроме  сарказма.. интересно.. работа души.. это величественно! - смакуя протянула  Чурикова.
- правильной души,. я бы подчеркнул! - поднял палец Евстигнеев.. - это очень  важно.. если в корне ч. знает что, то работой тут не поможешь!
- государственный художественный заказ всегда формируется снизу, господа..  чтобы там не говорили критики и политики... вот так, - отечески закончил  Мюллер Степанович Броневой с лысой головой

- синема синема.. - после тишины начал петь Броневой.. - выходит что песенка  уже не про нас?..  а это уже дразнилка какая-то..
- си - нема, - развел руками пришедший с перерыва Никулин.
- ну это же ретро...
- что вы, гестаповский мюллер-барон, вечно нам провинциальный пессимизм  вечно внедряете! - возмутилась Чурикова... - надо верить в конце концов!.. что  будет еще эра!.. что они захотят вернуться в эту сказку что мы создали!...
- да- да! - алчно кивали Гафт и Гердт
- ..и возопиют! и души их затрепещут! как вы говорите, взбунтуют!.. - продолжила  стойкая леди.
- да.. забунтуют.. их желудки.. но нас там уже не будет.. - со стороны грустно  сказал янковский, вернувшийся с перекура без кота и бегавший исподлобья по  всем глазами..
- будут наши тени?...
- будут другие!.. народятся!... - вскинув рукой дал Збруев
Янковский с доброй иронией поглядел на пылкого оптимиста и проговорил  стеклянно:
- тени сознательных россиян, породите нормальных людей!.. нам так хочется к  вам вернуться..

- затягивается наш многолог.. закончился перерыв уже?.. - продолжил актер, - где  громыка.. кот где ?..
- да, господа, где кот?.. и когда уже начнется, - едва постоянно улыбаясь  поддержал Броневой, блистая вопиюще гигантской лысой головой, вспотевшей от  накала беседы. шустрые глаза актеров  замельтешили по сторонам в поисках.
- я полагаю, они с котом видать надолго куда-то смылись.. - сказал Валентин Гафт


*
в это время существо с обезьяньей головой, Громыка, поднял мокрое лицо и  голову от душки унитаза. оно было мокрым, уставшим и отдохнувшим:
- ух... вот где глубина русского кинематографа... только ее познав, можно  очиститься душой...
слуга греховных муз опять опустил голову под стульчак, и кот флегматично нажал  кнопку слива..

===================
Битва. 2-ая часть

- ладно, господа! продолжим! - захлопал в ладоши громогласный кот, феерично входя и закрывая двери.
прошли гости, прошел громыка - уже в синем костюме. проскользил к своему месту в центре зала и сел, закинув ногу на ногу, и начал смотреть в зрителя
- что продолжим.. эту скуку продолжим?.. - шумели зрители, садясь...
- продолжим суд и прощение господина Громыки!.. курировавшего советское искусство во второй половине 20-го века.. разумеется если это прощение мы сообща получим..
- а что тут продолжать, - встал Янковский.. - курировал да потом раскурировал.. предал.. - свиням под копыта кинул.. чтоб попрали..
- господин Артист - вы по существу скажите.. - улыбнувшись обратился к тому подсудимый..
- по существу хочешь?.. по-моему все ясно по существу.. ты - грязь и подлец.. возвеличивший сокровенное, чтобы опозорить   внести наверх чтобы с вершины бросить вниз для публичного осмеяния и смерти...
- вы красноречивы, барон.. но что за самомнение такое.. (всплеснул руками подсудимый) что вы за артисты  если вы хороши только пока вас толкаешь в гору?.. вот вы, барон... после "убить дракона"  вы снялись хоть в одной порядочной роли?.. нет, вы оскверняли сами свое ремесло и никто вас на то не тянул, не низвергал..  а вот вы  господин Броневой  (мюллер насупился..)
чтобы показать вам кто вы такие, достаточно вас отпустить  и предоставить самим себе..) - Громыка был королем положения, - мне продолжать господа?.. вы судить меня собрались?) - громыка алчно насупился.. - ну так судите)  если  сможете.. - он откинулся самодовольно с чувством силы на спинку вращающегося стула.. все недовольно зашептались..

янковский посмотрел на сидевшего хозяина положенния и улыбавшегося гнило и непреодолимо мертво и сказал:
- кто, ты, Громыка.. подлый, лицемерный.. служитель странных материй.. развращенной талантом, никогда не способный простить мир из-за своих обид и претензий к Богу. всегда видящий причины своей бездны во всем окружающем благоухающем мире.. и его делающий мишенью своей ненависти.. не могущий взять счастья, хотя ему со всех сторон подают в руках как цветы поклонники его искусства.. потому что внутри его пылающая бездна.. самый гениальный на свете алчный король в покрывало ночи превративший свой талант... мне нечего тебе сказать...
- ты служил русскому искусству.. лелеял его растил как ребенка  и чтобы низвергнуть на поругание всему миру.. превратить в современное посмешище,. подобие изуродованной куклы, которая умерла но продолжает играть.. кто ты, бес?..  - глаза янковского были просты и величественны..
у громыки - улыбка сначала поменялась в оскал, а потом он стал серьезен и холодно сух. он как литой изо льда монумент процедил:
- я тот кто породил вас.. а теперь низложу..


Рецензии