Азия. великий поход меннонитов 1880 I

Азия Часть 1/обнавлённая/

«1880 В Страну Восходящего Солнца»

„Где это последнее место сбора истинной церкви? Ответ: это должно быть в пустыне. Но где? Пожалуй, да, скорее всего, в одной из стран восходящего солнца. Там Бог спасёт небольшую группу, малое стадо“
Так писал Мартин Клаассен, учитель меннонитов в колонии Ам Тракт, в своей исторической книге „Defenceless/ Крещение мыслящих“.

Оглавление:
Азия Часть 1
«1880 В Страну Восходящего Солнца»
Азия Часть 2
«В дорогу всё готово, с Божьей помощью...»
Часть 3 Азия
Они идут, не зная, что их ждёт!
Часть 4. Азия
«Не скитальцы они, не изгои,
На их долю досталось такое!»
Азия Часть 5
«Конец Азиатским виденьям!»
***
Начало

1.-На этом дневник Мартина Классен прерывается, родственники сделали пометку, что потеряно несколько листов, а это значит несколько годов. Дальше дневник начнётся с 1880 года, с похода в Азию.

2.-Кроме дневника Мартина Классен, здесь будут использованы дневники его сына Михаила Классен.
3.-Дневник Хайнриха Унгер/Heinrich Unger / Брат моего прадеда Якова Унгер.

4.-ВЕЛИКИЙ ПОХОД РУССКИХ МЕННОНИТОВ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ, 1880-84
https://core.ac.uk/download/pdf/215262021.pdf

/Эти посланные Богом люди “немцы” не на словах только показали любовь, а на самом деле, они поступили так, как говорит священное писание: “станем любить не словом uли языком, но делом и истиною” Меннониты никогда не забывали и не забудут, чем они обязаны России: поэтому верность их к своей отчизне вполне естественна и искренна.
Да поможет Господь Бог всегда и всюду исполнять священный долг мирного гражданина жертвовать всем за Царя и Отечества! /Викепедия/
***
В уже созданных в России поселениях меннонитов убедительным доказательством было трудолюбие, любовь к порядку, нравственность. Руководство вдохновляла людей работать так усердно, как будто сельскохозяйственная жизнь была религиозным долгом! Однако эта созданная упорядоченная стабильность потерпела неудачу, что в последствии привела к упадку этих выдающихся поселений.
***
“Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.“

Класс Эпп старший был, из деревни Фюрстен Вердер Пруссия, в двенадцати милях к востоку от Данцига, его семья эмигрировала в Россию в 1853 году в рамках последнего крупного притока немецких меннонитов в Россию. Клаас Эпп-старший был организатором и руководителем по созданию поселения Ам Тракт, а также основателем Ханс-Ау, первой и старейшей меннонитской деревни в Поволжье. Старший Эпп занялся превращением Ханс-Ау в образцовую сельскохозяйственную деревню в окружающей долине Волги. «Поскольку все ещё эмигрируют меннониты с Пруссии, в январе 1859 Claas Эпп добился разрешения от императора Александра II на переселение ещё 100 семей меннонитов. На земельном участке у реки Кондурча в Уезде Самары поселение Альт-Самара была основана колония меннонитов Альт-Самара и была названа в честь царя Alexandertal». Claas Эпп сам стал первым поселенцем в Alt Самара, и купил себе участок земли на въезде в деревню Neuhoffnung, В сентябре 1861 поселился там, и основал кирпичный завод. Клаас Эпп был в административном управлении колонии и был избран в качестве первого Шульца/ старшего. Эпп продолжал участвовать в организации школьной системы, развитие сельского хозяйства, социальной. приходской жизни. В школах он выступал против применения телесных наказаний. В последние годы, Claas Эпп жил на своей ферме в Neuhoffnung. А 26 сентября 1873 года он потерял свою жену, Маргарет умерла. Он сам страдал от ревматизма. Все годы он поддерживал оживлённую переписку с судьёй Петром Кёппен и с несколькими мэрами и старшинами в Пруссии. И 21 января 1881 г. Claas Эпп старший умер в Neuhoffnung (Alt Самара)» /Викепедия/
Ещё в Пруссии между Класс Эпп старшим и Иоганн Валл наметился спор не прекратился, а только всё сильней накалялся на Волге. Господин Валл, обратился как-то к нему Класс Эпп, я считаю, что вы слишком фанатично относитесь к тысячелетнему царству и вы стали нелогичными в своих библейских представлениях. Чтобы избежать преждевременного распада общины, я предлагаю вам оставить занимаемую должность. Это был серьёзный вызов. Не поддержал господина Эпп и господин Хамм, другой почитаемый человек в колонии. Старший сын господина Эпп тоже Класс Эпп, с приставкой -младший, родился 09 сентября 1838 года. Ещё мальчиком жадно читал и цитировал Юнга Стиллинга. Эта книга к тому времени стала второй библией. Класс младший обладал ярко выраженным даром лидера и был привлекательной личностью, иногда проявлял безжалостную суровость. И в сельском хозяйстве добился успехов, стал фермером, имел в Орлове своё хозяйство. В 1862 году он женился на Элизабет Янцен, дочери Корнелиуса Янцен. Клаас Эпп-младший на основе учений Юнга Стиллинга установил точную дату возвращения Христа. Это должно произойти до конца 1889 года. И уже во втором поколении меннонитов Ам Тракт наметилась тенденция несогласия. Теперь это уже происходило между Класс Эпп младшим и Корнелиусом Валл сыном Иоганна Валл. Корнелиус разделял взгляды Эпп и пропагандировал их в своих проповедях и скоро стал настолько популярен, что Эпп младший стал расценивать его как соперника в борьбе за лидерство, и понял, что только решительные действия сохранят его господство. Он резко потребовал приступить к немедленному планированию миграции на восток. Менее решительный Корнелиус Валл, ответил призывом к терпению. Результатом этой тактической уловки стало то, что Класс Эпп младший вернул себе контроль и стал пророком. Сын главного инициатора путешествия меннонитов с Пруссии на Волгу Класса Эпп, тоже Класс Эпп как когда-то его отец, в значительной степени повлиял на их решение о миграции в Азию. Влияние книги Юнг-Стилленга не оставляла в покое многих менонитских лидеров. Не отставали от них и Мартин Классен, он тоже написал книгу «Defenceless/ Крещение мыслящих.» И Мартин Классен, и Класс Эпп написали свои книги, которые сыграли в дальнейшей судьбе меннонитов огромную роль. Класс Эпп младший внёс в книгу Юнга Стилленга в не совсем точно указанное место свои дополнения, где будет рай земной, для тех, кто ищет для себя место для спасения. Там будет полная идиллия, там будет всё и не будет насилия. Там не будут делить людей по национальному признаку, там не будет языковых барьеров, там будет спокойствие и любовь. И это место в Средней Азии, и нет других мест на земле, только там в царстве ханском, только там мы обретём то что мы ищем! В 1877 году Класс Эпп издал свою книгу. Его поддержал Д. Хамм, молодой Эпп был довольно состоятельным, ему хватало средств, и он ещё переиздал свою книгу и стал духовным лидером в Ам Тракт, а затем его поддержал в колонии Молочна А. Петерс, и колонисты поверили в ученья своих наставников, и многие поменяли свои желания эмигрировать в Америку или Канаду. Они твёрдо решили пойти за наставниками в Среднюю Азию. Но они тогда не подозревали, что в Средней Азии исповедуется ислам, и как местные жители примут их с их верой! Но всё это будет потом, а пока шла работа с колонистами, руководители прокладывали путь на высшем уровне.
Распространять свои идеи Эппу младшему помогала отмена обещанных льгот. В своё время меннониты были приглашены из Пруссии русским правительством для поселения. Им была обещана полная религиозная свобода и освобождение от военной службы на все времена. И это обещание сдерживалось много лет, они могли освободиться от военной службы при условии исполнения трудовой повинности. У них были ещё свои специфические опасения, толкавшие их на эмиграцию. По Закону 1871 г., когда поволжские немцы были уравнены в правах с остальным крестьянским населением России, им предоставлялось право в течение 10 лет покинуть Россию, если данное их положение не будет устраивать. Опасения вызывали у колонистов и то, что через 10 лет для них вообще будет закрыт выезд из России. Ликвидация привилегий вызывала опасения, что начнутся притеснения по религиозному признаку. Главный защитник колонистов - Контора опекунства иностранных поселенцев была ликвидирована, и очень быстро стали распространяться слухи, что власти будут принуждать немцев Поволжья принимать православие. Сложившаяся система запасных магазинов, которыми руководила Контора опекунства иностранных поселенцев, позволяла колонистам особо не задумываться о своём положении на случай неурожая. С ликвидацией конторы большинство колонистов оказались неподготовленными к созданию собственных запасов продовольствия и неурожаи привели к обеднению значительной их части. Многие были не удовлетворены тем, что правительство изъяло в свою пользу собранный ими «переселенческий капитал», помогавший колонистам в трудные годы и тем, что продолжался сбор на содержание конторы опекунства иностранных, ликвидированной ещё лет пять назад. Первая делегация в Санкт-Петербург вернулась ни с чем. Но меннониты уже твёрдо уверовали в то что им надо торопиться с походом в Азию. Тем более, что на основании знаков, и сокрытых символов, которые указывают на место второго пришествия Иисуса Христа, надо торопиться, что скоро это время настанет. Установится тысячелетнее Царство Иисуса Христа, и им надо не пропустить это важное событие. Класс Эпп провозгласил себя Вторым Свидетелем из Откровения. Среди меннонитов его стали считать Пророком, через него Господь общается и говорит с ними. Это дало новому Пророку больше сил и власти над верующими. От имени Господа он дал указание на немедленные сборы и отправления в Азию! И начались подготовительные работы для путешествия в Центральную Азию. Долгое путешествие решили осуществить с их собственными транспортными средствами. Готовились серьёзно, старшие ещё не забыли их переход с Пруссии на Волгу, поэтому хорошо понимали, что важно брать с собой в дорогу и помнили, как начинали строительство посёлков и что было необходимо для этого. Они часто собирались все вместе на общие собрания и всё детально ещё и ещё раз обсуждали. С ними шли и молодые семьи, которые знали переход с Пруссии лишь из рассказов родителей, вот их надо хорошо подготовить. В посёлке все были заняты переселением, уезжающие что-то продавали, кто не уезжал те покупали. И все были так уверены на положительный исход их путешествия, что делали всё это, не дождавшись ещё разрешения от правительства.
Усилия России по отмене особых привилегий меннонитов были конкретными причинами недовольства, безусловно, российское правительство проявляло поразительную снисходительность в своих усилиях по смягчению военной службы для меннонитов и предложили несколько альтернатив, которые, как они надеялись, удовлетворят фермеров, и они не покинут свои дома. Указ от 8 апреля 1875 года предусматривал, что мужчины-меннониты призывного возраста могли служить на верфях, в пожарных частях или лесной службе вместо действительной службы в армии. Но этого было недостаточно, чтобы ослабить их неприятие всей идеи. Лидеры меннонитов опасались разлагающего влияния большого города на их молодёжь служба в армии вблизи дома казалась наименее предосудительной. Они, по крайней мере, были готовы вести переговоры по этому вопросу. В начале 1879 года они изложили свою позицию в петиции и направили её генералу Тодтлебену, личному представителю царя по германским колониальным делам. Они просили, чтобы их служба не имела прямой или косвенной связи с военными действиями, и чтобы их собственным министрам было
позволено руководить своими молодыми людьми как в их физическом, так и в духовном благополучии. Генерал Тодтлебен 14 апреля 1879 года прибыл в Хальбштадт, Украина, встретиться с представителями меннонитов со всей России и убедить их, если возможно, остаться там, где они живут. На этой встрече присутствовали меннониты из Ам Тракта и из Молочанской колоний. Два дня спустя он доверительно сообщил им, что царь весьма обеспокоен их бедственным положением и что, по его мнению, грядут ещё более либеральные перемены, которые пойдут им на пользу. Какой бы ни была сфера их служения государству, пообещал Тодтлебен, они будут находиться под наблюдением меннонитских священнослужителей, и не будет необходимости носить оружие. В заключение Тодтлебен отметил, что им уже уделяется особое внимание в этом вопросе.  Многие на этой встрече были растроганы до слез из-за очевидного правительственного компромисса, а другие, отказались от своих планов уехать с России. Тем не менее подробности об их предполагаемом путешествии начали появляться в новостях. Уже 7 апреля 1880 года немецкие и-американские газеты, опубликовали сообщения о миграционной лихорадке в Туркестан. Около ста семей на Волге во главе с Класс Эпп и сто семей в Молочна во главе Абрамом Питерс, готовились покинуть свои дома. Однако у них не было официального разрешения куда-либо мигрировать. Поэтому они обратились к влиятельным людям в Санкт-Петербурге за помощью для поездки в Туркестан. Их просьбы неоднократно отклонялись. Депутаты от обоих регионов были избраны народом и отправлены в Санкт-Петербург для того, чтобы обратиться за советом и помощью. Иоганн Эпп и Мартин Клаассен из Кеппенталя, Абрахам Петерс, преданный своему делу министр, и Франц Буллер из Молочна ранее обратились к с просьбой издать приказ, дающий им свободу от службы и право отправиться в Туркестан. Царь, как им сказали, отклонил их апелляцию. Затем было отобрано несколько других депутаций для поездки в Санкт-Петербург.
7 апреля 1880 г. Это обращение № 3519 сделанное 3 мая 1879 года, попало к государственному секретарю для приёма апелляций, а затем было представлено министру внутренних дел, который постановил, что по предыдущему приказу царя от 8 апреля 1875 года меннониты уже пользовались привилегиями. После совещания с военным министром он счёл, что апелляцию удовлетворять не следует, поскольку уроженцы Туркестана вскоре будут призваны в армию.
Царь, вероятно, никогда не видел этого обращения! Услышав, что генерал-губернатор Кауфман может выступить в их защиту, они отправились в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с ним. Он заявил, что был бы признателен за их присутствие в Туркестане и пообещал просить царя приостановить действие законопроекта на несколько лет и дать им право мигрировать в Туркестан. Однако эта первая попытка провалилась. Именно после этой неудачи они решили ещё раз обратиться с петицией к генералу Тодтлебену, который всегда с пониманием относился к их нуждам.  Несмотря на все ещё официального не подтверждённых планов, Эпп и его последователи продолжали готовиться к своему путешествию. В Санкт-Петербург отправилась новая делегация в составе Якоба Тевс, Йоханна Эпп и Мартина Классен из колонии Ам Тракт, и Абрам Петерс, руководитель министерства из Молочна, чтобы получить твёрдый ответ на свои многочисленные запросы. Ситуация в Санкт-Петербурге, была довольно напряжённой из-за попыток покушения на Царя Александра и тайная полиция с подозрением относились к этим немецким меннонитам. От личного слуги Царя они узнали, что генерал фон Кауфман хотел, чтобы они были в Туркестане для того, чтобы сильные молодые поселенцы помогли поднять экономику и культуру. На встречи у министра внутренних дел Иванова они узнали, что Кауфман в городе и делегаты добились с ним встречи. Кауфман был очень радушен и сообщил делегации, что царь разрешил меннонитам эмигрировать в Туркестан и что наградой за их путешествие будут бесплатная земля и освобождение от военной повинности на пятнадцать лет. Однако, что касается молодых людей старше двадцати лет, не хочет лишать прерогативы в этом вопросе министра внутренних дел Иванова. Итак, заявители нанесли Иванову повторный визит. К их огорчению, министр решительно заявил, что все молодые люди старше двадцати лет должны остаться и проходить военную службу. Таким образом, поддержка Кауфмана была сведена на нет упрямством Иванова. Делегация вернулась домой обескураженная своей перспективой миграции; они полагали, что их Братья не одобрят оставление молодых людей здесь. Потому что вопрос военной службы был одним из главных причин их желания отправиться в Туркестан в первую очередь. Мама, почему меня так срочно вызвали домой, там мне никто толком не объяснил, я спросил всё ли дома в порядке, и то было спокойней по дороге домой, я переживал за вас. Мария обняла сына, спасибо Михаил, что ты за нас переживаешь. Ты у меня стал совсем взрослый. Подожди, я посмотрю на тебя, я та Михаил к редко тебя вижу, ну просто красавец стал, сынок. Пойдём в дом я тебе всё расскажу. Михаил тоже был удивлён как встречала его мать, раньше она так могла обнять его только в его комнате и когда рядом никого не было, особенно отца. Но сейчас обнимала его прямо у дверей, да, но где отец. Заходи сынок, ты наверно голоден с дороги, сначала поешь или хочешь узнать почему тебя позвали домой. Да мама, конечно, вперёд всё узнать, расскажи мне всё, да, кстати, а где отец. Ты помнишь в марте к нам приезжал господин Петерс с колонии Молочная. Да, мама я помню и что, он опять приехал. Твой отец снова с другими депутатами поехали в Санкт-Петербург. Так вот почему отца нет дома. Да, наши колонисты решили, что Мартин Классен твой отец, уже один раз принимал участие в той процедуре переселения с Пруссии и решили, что вот такие делегаты, которые сейчас в Санкт-Петербурге сумеют добиться разрешения. Наш новый Пророк господин Эпп просчитал, что мы должны там обязательно быть на следующий год. Мама, я горжусь моим отцом, я буду молиться за него, чтобы Всевышний дал ему силы! Я приехал, чтобы помочь здесь вам, не будим терять время. Нам прислали в помощь помощников, но теперь ты заменишь отца и возьмёшь хозяйство под свой контроль. Мария посмотрела вслед сыну, какой ты у меня уже взрослый, какая радость смотреть на своих детей. Дел дома по хозяйству предостаточно и Михаил не замечал, как бежит время, и не сразу отреагировал на крик с улицы-Едут! Со всех дворов выбегали люди, и все смотрели в сторону откуда должны появиться долгожданные посланники. Уставшие кони резко затормозили, Михаил увидел отца, по его виду он понял-не всё получилось.
Прибывшие с хмурыми лицами, видно было, что устали, сошли с экипажа. Понятно было всем встречающим, что сейчас они получат лишь короткое сообщение, а всё остальное поз же. Мартин Классен вышел вперёд, и, как всегда, сделал жест, приглашая всех к вниманию слушать. Установилась тишина! Братья и сёстры! Мы сообщим результат нашей поездки позже. Нас пригласили приехать в Азию, но толпа стояла молча, они понимали, что речь свою Мартин не закончил, но вопрос с военной службой не до конца решён. Михаил быстро поспешил в дом сообщить, что отец вернулся. Мартин зашёл в дом, он был подавлен. Михаил, хорошо, что ты вернулся и следишь за хозяйством, у меня будет много дел. Мы будем продолжать подготовку к переезду в Азию, и будем продолжать вести диалог с русским правительством.
В декабре 1879 года, во время периода сомнений, на экстренном и закрытом совещании у Б. Янтцен, были выбраны делегаты для поездки в Центральную Азию. Двое меннонитов, Якоб Хамм из Ам Трактата и Петер Вибе из Мелочна, тайно и без уведомления всей группы, решили взять на себя ответственность отправиться в Туркестан, побеседовать с Кауфманом, просмотреть поступали ли какие-либо новые предложения от Иванова. После поездки в Оренбург, где заканчивалась железная дорога, они решили провести рождественские каникулы в этом городе. Но появилась возможность. путешествовать с русским, имеющим официальное разрешение на перевозку почты, они отправились в Ташкент 24 декабря 1879 года. По прибытии эти двое были хорошо приняты Кауфманом и начали искать информацию о планах расселения и призыве в армию. Пока они были там, Кауфман телеграфировал Иванову с просьбой принять решение о статусе призывников для молодых людей. Под этим давлением министр отменил своё предыдущее решение, разрешив молодым людям призывного возраста служить правительству в Туркестане, а не в своей родной провинции. Он также предоставил пятнадцатилетнее освобождение от службы для лиц моложе двадцати лет и отменил налогообложение для всех меннонитов на тот же период. Хамм и Вибе были в восторге от этого нового события и задали вопрос Кауфману о местах поселения. В ответ на это генерал-губернатор приказал своему консультанту по недвижимости подготовить место в Каплан-Беке, бывшем военном пункте недалеко от Ташкента. Каплан-бек был назначен временным поселением на год, пока меннониты не смогут найти более подходящее жилье. Наконец-то путь, казалось, был открыт для великой миграции. Другим лидерам не понравилась их неортодоксальная и тайная поездка. После долгих дебатов группа решила готовиться к отъезду в Туркестан, и энтузиазм по поводу миграции снова достиг апогея. Правительство, узнав о том, что меннониты не остановились с миграцией, призвали Губернатора Самарской области поговорить с их руководством. Губернатор собрал к себе на беседу всех лидеров, в том числе и Класс Эпп и Корнелиуса Валл и Мартина Классен и беседу свою начал с самого главного, с закона о воинской повинности. Я говорю вам, что в Туркестане скоро законы будут такими же, как в России, и вам не пойдёт на пользу миграция, потому что, поскольку там вы подпадёте снова под тот же закон. Господин Губернатор, Класс Эпп взял ответное слово, пока в Туркестане есть пятнадцать лет свободы, мы предпочли бы этим воспользоваться. Господин Эпп, я дважды прочёл вашу книгу, и хорошо знаю её содержание, хочу отметить мне понравилась ясность стиля, вам можно продолжать заниматься книгами. Но я не могу с вами полностью согласиться. Вы готовы на миграцию по убеждениям или хотите защитить вашу молодёжь от армии. Я не могу запретить вам эту поездку, я не обладаю такими полномочиями, я прошу вас ещё раз подумать. Для поднятия Туркистана сыграло бы роль, если туда переселится тысяча, к примеру, семей, а у вас в дорогу собирается только двести. Что вы сможете этой каплей сделать, вы даже защитить себя не сможете. Спасибо, господин Губернатор, за проявленную заботу о нас. Мы думаем, что ваш совет поможет каким-то нашим семьям передумать и остаться в своих домах, на своих фермах. Несмотря на эту критику и усиление разногласий, Эпп продолжал продвигать планы эмиграции. Благодаря интенсивному изучению Библии, он неоднократно подчёркивал необходимость следовать Откровению, отказаться от военной службы и обрести свободу в качестве убежища от антихриста. Господь открывает дверь для него и его верных последователей. Класс Эпп младший верил, что движение меннонитов на восток было единственной надеждой, и в их видениях был Туркестан, там они надеялись встретиться с Господом. В процессе подготовки транспорта, пришли к выводу, что сохранившейся их транспорт, на котором они пришли с Пруссии, требует модернизации. Им предстояло путешествовать по пустыни, а это требовало модернизации их старых фургонов, и надо было учесть, что в зимний период они будут в дороге тоже. К днищу фургона были прикреплены новые обручи, поверх них был положен слой войлочного одеяла, льняной чехол, а затем вощёная ткань. Это сделает их пыле, водонепроницаемыми, и тёплыми. Это были большие, похожие на товарные вагоны, они их так и называли «Вагоны». В некоторых вагонах дверь и окно было сзади, а у некоторых по бокам. У самых больших фургонов не было заднего люка, но было небольшое отделение, где часто используемые предметы были легко доступны. обычно сверху этого отсека хранилась охапка сена на случай, если путешественники не смогут купить корма по пути следования.
****


Рецензии