Тайна Раймонда Паулса

Лайма Вайкуле, звезда российской и латвийской эстрады:
 
— Главное, что меня привлекает в Паулсе, это человечность, профессионализм, чувство юмора. Помню, готовили мой первый сольный концерт, а он сидел на репетиции до трех ночи. Хотя как звезда первой величины мог бы спокойно попросить завершить пораньше.
 
Но все-таки чувство юмора — невероятное его достоинство. Вот самое запоминающееся событие из истории моих отношений с Маэстро — январский вечер 1991-го, когда ОМОН брал МВД. Я с Паулсом и коллегами сидела как раз напротив, в гостинице «Ридзене».
В тот момент было действительно страшно: никто не знал, как будут развиваться события. И друзья решили нас спрятать в гостиничной бане. Но я сказала:
«Прятать будем прежде всего Раймонда!» И спрятали.
 
Каждый шорох в тот момент нам казался грозовым ударом, было жутковато.
Как вдруг в самый страшный момент дверь бани раскрылась, оттуда с шумом вылетел тапок и появилась рука Маэстро с желтым флагом. И из-за дверей раздался родной голос:
«У меня нет белого, но я все равно сдаюсь». И... мы засмеялись.
 Паулсовское чувство юмора спасает всегда.
 
Янис Круминьш, политик, фотохудожник:
 
— Я хочу извиниться перед Раймондом Паулсом за то, что однажды он из-за меня заболел...
 
Дело было в 1981-м, когда открывали в Юрмале ресторан-варьете «Кабургс», очень знаменитое место было. По такому случаю решили сфотографировать Паулса
 за роялем в море для большого рекламного плаката. Красиво же! Кстати, предложила это Марина Затока, руководившая всем юрмальским общепитом, легендарная женщина.
 
С Рижской киностудии притащили фортепиано, Раймонд Волдемарович сидел
за роялем в море, а было холодно, как обычно, несмотря на то, что лето. И он после этого заболел, чуть ли не две недели был простывший. Но я, если что, вообще чуть ли не отморозил себе все, что выше колен.
 
Прошу прощения у Паулса спустя десятилетия и желаю ему, конечно же, крепкого здоровья!
 
Андрей Осокин, пианист:
 
— Я после долгого времени забвения сыграл фортепианный концерт Ромуалда Гринблата, премьеру которого дал Маэстро в 1963 году, тогда еще будучи студентом Латвийской консерватории. А я этот концерт играл в январе 2009-го, чуть ли не второе исполнение в Латвии. Уже тогда пересекался с Паулсом и могу сказать, что это великий мелодист, превосходно чувствующий тончайшие нюансы человеческой души и умеющий как никто другой выразить это в своих мелодиях.
 
Он может сочинять и глубокую, и драматическую, и легкомысленную, и ироничную музыку, но в любом случае его мелодии всегда запоминаются и всегда даруют слушателям ощущения радости и счастья! Ну а как джазовый пианист это  превосходный, умный импровизатор и всегда играет так, что невозможно оторваться!
 
Янис Юрканс, общественный деятель:
 
— Раймонда Паулса можно любить уже за одно то, что столько радости дарит миллионам людей! А что пожелать? Как в польской песенке поется: «STO LAT! STO LAT, NIECH ?YJE, ?YJE NAM!» То есть пусть Маэстро сто лет живет нам на радость!
 
Даце Мелбарде, министр культуры Латвии:
 
— Его сентиментальности, юмору и юношеской энергии, которые прорываются через его произведения и личный шарм, невозможно противиться. На мой взгляд, в Латвии трудно найти человека, личная жизнь которого не пересекалась бы с созданной Маэстро музыкой. У кого-то встреча с композитором произошла уже в первые дни жизни, когда мама вечером, убаюкивая перед сном, пела «Рождественского сверчка», у других «Белая песня» была первым свадебным вальсом, еще для кого-то — радостные совместные мгновения во время проводимых Паулсом праздников Лиго.
 
В свою очередь, для участников Праздников песни эта традиция немыслима без
«Моей Родины» Маэстро. Многие с ностальгией вспоминают музыку Паулса во время
 популярных в свое время опросов конкурса песен Mikrofons, которые входили в каждый дом и семью через весьма популярный опрос и заключительное мероприятие 1 января. Очаровывает также готовность Маэстро ввязываться в различные творческие авантюры, достигая при этом все время нового звучания.
 
Передаю через вашу газету привет Маэстро и желаю, чтобы его энергия и тяга к новым вызовам продолжала его «разогревать»!
 
Харий Баш, пианист, ученик Паулса:
 
— Раймонд Паулс — великий музыкант и композитор, он таким был уже в 1979-м,
 когда я с ним только познакомился. И при этом очень простой, хороший человек.
 
Помню, тогда, в конце семидесятых годов, на фестивале "Liep;jas dzintars"
(  "Лиепаяс Дзинтарс" 1964 - 1993.("Янтарь Лиепаи") - Латвийский традиционный фестиваль, проходящий на крытой концертной эстраде Лиепаи ) я играл в таком ансамбле Inversija, а Паулс, конечно, был членом жюри. И он вдруг на нас обратил внимание,
 мы получили первое место в категории инструментальных ансамблей.
 
Самое приятное и неожиданное, что по окончании выступления он к нам пришел на сцену, и для нас это было, конечно, большой радостью. Потому что он уже тогда был такой величиной, а тут пожал руку и сказал, что «все было не так уж и плохо». И обратился ко мне: «Не хотел бы ты со мной что-нибудь сыграть на двух фортепиано»?
 Я был в абсолютном шоке! Так просто... После этого мы ездили в Москву,
выступали с  Пугачевой и Леонтьевым, нас показывали по Центральному телевидению.
 
Он в музыке и общении очень деликатный человек, весьма внимателен к коллеге.
И при этом требовательный. Пусть у него будет еще много лет творческой деятельности!
 
Михаил Сульский, звукооператор группы Modo:
 
— Вообще-то я, наверное, как раз тот человек, который может сказать о Раймонде Волдемаровиче то, что «не для печати». В том игривом смысле, что много лет назад,
 в молодости, я был звукооператором в знаменитом коллективе Маэстро Modo, и Паулс был всегда элегантным джентльменом по отношению к дамам. И, по-моему, до сих пор он в полной джентльменской форме. Хотя, конечно же, более верных отношений, чем
у Ланы с Раймондом, я не видел.
 
И, безусловно, он человек с большим чувством юмора, мастер по розыгрышам.
 Чего стоит случай, когда лет 30 назад он мне, уже лысому, сказал с каменным лицом:
«Я тут на Одесской киностудии пишу музыку к фильму «Котовский», могу тебя протолкнуть на главную роль». Я сперва думал, что это всерьез.
 
А вообще-то я отношусь к Раймонду очень трепетно, он действительно очень добрый человек. И хочу его поблагодарить за отзывчивость. Он моей супруге, уже когда она была в положении, помог получить «свободный диплом». Я был далеко не первый человек в коллективе, поэтому даже не думал о том, чтобы просить о помощи. А он узнал и сам дошел до министра здравоохранения...   
 
Татьяна Зандерсон, ведущая радиопередачи «Домская площадь»:
 
— Приходя в здание Латвийского радио, с которым у меня, как и у Раймонда, связана вся жизнь, я постоянно встречаю Маэстро. Он заходит в общее кафе для сотрудников — из своего кабинетика, который на первом этаже недалеко от входа. Общается, узнает новости... Он каждый день на радио!
 
О Паулсе можно сказать самое разное. Многие говорят, что он высасывает из исполнителей все и бросает их (хотя это как раз не так!). Но вот когда он садится
за рояль... Больше всего Паулс мне нравится именно за инструментом. За много лет
 я не видела ни одного проходного концерта. Он великолепно чувствует мелодию, публику, выкладывается на 100 процентов. И в этот момент понимаешь: все, что за мелодией, — постороннее.
 
А отдыхает он так: хлебнет кофе, поворчит или пошутит... Он всегда был человеком сегодняшнего дня: знает, на чем можно экономить, а на чем нельзя, с кем нужно дружить, а с кем — ни в коем случае.
 
В начале 80-х он записывал на Латвийском радио с Андреем Мироновым альбом
 «Старые друзья». Это были два разных темперамента:
 Миронов — легкий, Паулс —ворчащий.
И когда Андрей Александрович воскликнул: «Раймонд, давай в этом месте немного посвингуем», Паулс вдруг ответил с большой долей сарказма, несмотря на то,
 что с Мироновым дружил: «Ты лучше помолчи, ну что ты в этом понимаешь».
Более строгого Паулса я не видела...
 
Георг Стражнов, директор агентства Baltpriors:
 
— Мне довелось много и довольно плотно общаться с Маэстро. Он был даже
 моим — в лестном смысле — шефом (был завотделом музыкального вещания),
 когда мы с Олей Петерсон вели программу «Мелодии Риги» на Латвийском радио.
 А в середине девяностых я даже летал с Паулсом в Нью-Йорк, где у него проходил
концерт в зале Madisson Square Garden. Это огромный зал на 5700 человек.
 
Так вот, в аэропорту J.F.K. нас встретил организатор турне Влад Лавринович. У него, по его признанию, желудок прирос к позвоночнику от ужаса: было продано всего 1500 билетов, а только рекламная кампания обошлась ему в 100 тысяч долларов. Что сделали? Влад прямо из аэропорта повез Паулса в прямой эфир на русское телевидение. И там вдруг все увидели живого Паулса! И за полтора дня до концерта были моментально выкуплены остальные 4 тысячи совсем не дешевых билетов. Зал смеялся и плакал.
Это был незабываемый вечер, счастье.
 
Но при этом отмечу: гений всегда остается загадкой со своими резонами. Я много времени провел с Раймондом Волдемаровичем в тесном общении, но могу сказать,
 что он при всей своей открытости остается «вещью в себе».
 И пытаться разгадать тайну Паулса вряд ли кому-то удастся.
 


Рецензии