Старики

Уже на протяжении нескольких десятков лет мне хочется рассказать о двух стариках. Если быть более точным , то одном старике и его сестре. Я не помню их имен , знаю лишь одно , они были даргинцами и ехали из Москвы во Владивосток , а вот зачем – извините , не вспомню. Да это и не важно , ведь сейчас пойдет рассказ не о их конечной цели путешествия , а о их Больших Сердцах.
Да , именно так , Сердцах с Большой Буквы. Сейчас, прожив уже более сорока лет , я не встречал больше таких людей , но давайте все по порядку.
Вся эта история произошла в далеком 1995 году. 23 сентября этого года я освободился из мест лишения свободы в г. Самаре. Отсидев три года, данные мне по приговору суда , я покинул сей приют. Меня встречать приехала моя мама. Мне было всего 21 год и своей семьи я , увы , не имел. Выйдя из лагеря, мы направились на вокзал , но сначала было следующее.
 - Давай прогуляемся по городу , я так давно не гуляла по Куйбышеву!
  - Мам , это уже Самара.
 - Все равно. Давай пройдемся, а то за все три года я видела лишь суд , адвокатуру и твою зону.
 - Ну ты даешь , мать. Зона что , мне принадлежит ?
 - Не придирайся к словам. Пошли лучше погуляем.
И мы отправились по городу. Самара тех лет мне откровенно не понравилась. Мне сразу вспомнилась Москва 1991 года  - везде киоски и горы мусора  - но было и отличие. Всюду на лужайках сидели , лежали или просто общались люди , и мне это очень понравилось .
Многие из попадавшихся нам навстречу, улыбались , и мне так хотелось закричать  - Люди ! Я свободен !
 - Ты есть хочешь ?  - спросила вдруг мать.
 - Да , перекусил бы чего-нибудь.
 - Ну тогда пошли вон к тому киоску и возьмем чебуреков.Смотри , тут водка в стопках продается , давай возьмем по стопочке и отметим твое освобождение!
 - Давай  - ответил я , рассматривая при этом витрину киоска, где меня заинтересовала баночная водка «Черная смерть » и пиво с тем же названием. Оличие было лишь в цвете черепа и надписи «Vodka» «Beer» соответственно.
 - Мам, дай денег , пива возьму и орешков.
 - Ты что , еще и пиво будешь ? Не забывай, нас в Кинеле уже ждут девчата.
 - Какие еще девчата ?
 - Ну ты даешь ! Я же тебе говрила, девчата с комнаты ожидания.
 - А они то тут каким боком ?  - удивился я .
 - Ну сын , ты вообще из ума выжил ! Я все эти годы у них останавливалась , они мне во многом помогали.  И тебе горяченького приготовить , пока ты в КПЗ был , и билеты мне доставали , да и просто добрым словом поддерживали !
 - Извини , мам ,у меня сейчас совсем другие мысли в голове. Не переживай ,все будет нормально.
 - Я надеюсь.
За этими разговорами мы взяли по паре чебуреков , по парочке мант и две стопки водки. Оглядевшись , мать сказала :
 - Давай как все , на газончик присядем и спокойненько перекусим и выпьем.
 - Давай , согласился я.
 - Ну что , сынок , за тебя ! – произнесла мать.
Мы чокнулась и она , сделав маленький глоточек, отставила свою стопку в сторону. Я же одним глотком выпил содержимое своей и откусил мант.
 - Слушай , а неплохо приготовленно  - сказал я , несколько удивленно.
 - Да , очень вкусно  - поддержала меня мать .
 - На , допей и это. Я больше не буду. Хочешь ?
 - Давай – я допил и вторую стопку.
Мы посидели еще минут двадцать и пошли к вокзалу на электричку до Кинеля. По пути я выпил пиво , а как только мы зашли в вагон , вскрыл водку и начал потихоньку попивать , закусывая орешками и поглядывая в окно.
 - Дай пива попробовать.
 - Ты же не пьешь пиво ! Да и зачем тебе мое , хочешь ,куплю у торгашей ?
 - Да я глоточек всего .
 - Да не дам я тебе пиво  - возмутился я , боясь , что мать раскусит мой трюк, но после трех минут сдался.
 - Ты че ?! Это же водка ! Ты водку в пиво перелил ?
 - Нет , ты на банку  посмотри.
 - А первая тоже водка была ? Банка такая же .
 - Там было пиво  - сознался я и рассмеялся в первый раз за весь день . Смех был совсем другим , чем в лагере , свободным и задорным .
Мать засмеялась тоже и не стала задавать мне моральную трепку , к которой уже намеревалась приступить.
В Кинеле , выйдя на перрон , мы сразу натолкнулись на «комок», где вся витрина была заставлена различными видами ликера.
 - Сынок , давай возьмем по парочке бутылок каждого , а то у нас дома такого не найдешь. Да и гостей надо будет чем-то встречать , и к тете Соне с пустыми руками не будешь же приезжать !
 - Ну давай !
В итоге наша сумка наполнилась батареей из 28-ми бутылок, 24 из которых были ликером , две – коньяка и две бутылки водки.
Пополнив запасы горючего , мы пошли  в сторону комнаты отдыха , раньще она называлась «Комната матери и ребенка», но в эпоху глобальных изменений и массовых переименований , даже сей скромный обьект не избежал участи сменить вывеску, хотя суть от этого не изменилась.
Случилось так , что я первым переступил порог этого приюта странников, мать немного замешкалась на перроне.  В комнате сидели три женщины, примерно одного возраста с матерью. То бишь бальзаковского возраста. Они что-то бурно обсуждали  , но при моем появлении резко замолчали и , позняв головы, возрились на меня.
 - Гарик! Привет ! А где мама ?
 - Здрасте , там , на перроне. Мне казалось , что больше меня уже удивить невозможно .
Женщины , которых я видел впервые, безошибочно назвали меня по имени, да еще и знали , что я с матерью. О Боже , как я заблуждался в этот момент ! Ответ на все вопросы , возникшие в тот момент , был до банальности прост. Все эти три года мать останавливалась там и показывала мои фото , и никакой загадки.
 - Заходи , мы с обеда вас ждем. Думали , уж не придете – при этих словах зашла моя мать.
 - Привет , девочки ! А вот и мы ! Заждались ?
 - Наташ, чё так долго ? Мы в обед вас ждали !
 - Да его освободили лишь в 5 вечера , вот и задержались .
 - Ну что , давайте за стол и отметим особождение блудного сынка ?
Тут же , как в сказке, на столе возникли две вазочки с салатом , тарелка с колбасой и сыром , коробка конфет и бутылка коньяка. Мы сели , выпили , поговорили о том , о сём , и после второй бутылки коньяка я отправился в соседнюю комнату спать. Поезд был рано утром и хотелось хоть немного отдохнуть перед дорогой.
В четыре утра нас разбудили , напоили чаеми в 4-45 подошел наш поезд , Москва – Владивосток. Проводив нас до вагона и усадив, «девчата» распрощались с нами как с родными, выскочив из состава буквально за минуту до отправки, а ведь стоянка была 45 минут.
Ну вот и поплыл перрон, оставляя меня с моими спутниками и мыслями в духоте плацкартного вагона. В течение часа мы познакомились с нашими соседями по вагону. Обычное дорожное знакомство , котрое никого ни к чему не обязывает. С нами в купешке ехала девушка с сыном. Ее звали Светлана , а сынишку Руслан. Она везла его из Грозного , от родителей мужа , во Владивосток , к своим родителям.  Глядя на Светлану, я все пытался вспомнить , откуда мне так знакомо ее лицо , но тщетно. Русланчик очень быстро привык ко мне и буквально уже через час не хотел от меня отходить ни на шаг.
Женщины ударились в свои разговоры , а я с Русланчиком играл во все, что позволяли размеры вагона. Незаметно к нам присоединились двое стариков из соседней купешки. Как выяснилось , они брат с сестрой , по нации даргинцы. Я слышал , что на Кавказе проживает порядка 150 народностей , но о даргинцах слышать не приходилось . Ближе к вечеру мать обьявила буквально следующее :
  - У нас небольшой семейный праздник , можно сказать , второй день рождения сына ! Так что предлагаю отметить это всем вместе. Надеюсь , возражений нет.
 - Да нет , какие возражения. День Рождения – это святое .
На том и сговорились . Через пару часов стали собирать на стол.
 - Гарик , достань коньяк и ликер. Может , кто водку будет.
 - Нэ , ми с сэстрой ваабше нэ пъем, но ради такой праздник по стакану лыкера выпьем – ответил старик за себя и сестру.
  - Я тоже ликерчику  - отозвалась Светлана.
 - Я коньячек – ответила женщина из купешки со стариками.
 - Радик , ты что будешь ?  - спросила меня мать.
 - Не знаю , коньяк, наверное.
 - Смотри, не напейся только.
 - Мам , давай хоть при людях без нравоучений обойдемся. Как будто ты пьяным меня видела.
 - Нет , не видела , но все равно не напейся.
 - Ладно , ладно ! Как скажете , Ваше Величество !
 - Не ёрничай !
 - Не буду!
 - Гарик! Паразит ты такой , хватит издеваться над матерью !
 - Да я и не думаю издеваться ! Ладно , молчу- молчу , а то сейчас я получу и подвиг свой не
совершу !
Все дружно рассмеялись и стало как-то еще более комфортно. Женщины судачили о своем , а я игрался с Русланчиком , в перерывах между тостами, а перерывы, смею сказать , были не менее 20-30 минут. Спустя часа два нашего застолья я решил выйти в тамбур перекурить. И вот только я закурил , туда же вышел старик – даргинец. Я тут же спрятал сигарету.
 - Куры , сынок. Нэ стэсняйся.
 - Спасибо. Закурите ?
 - Ты што курыш?
 - Салем , но есть и Кэмел.
 - Нэт , сынок , спасыба , я такой сыгареты нэ панымаю. А што за праздник у вас если чэсна ?
 - Честно ?
 - Да , чэсна !  - подтвердил он.
 - Освободился я вчера.
 - Мыного ?
 - Что много ? – не понял я .
 - Сыдэл мыного ? – повтрил свой вопрос старик.
 - Три.
 - До званка ?  - снова спросил он.
 - От и до.
Старик , так и не докурив, бросил сигарету и вернулся в вагон.
 - Ну вот , началось ! – подумал с горечью я. Просила же мать не говорить за это, нет  , ляпнул все-таки , дурак !
Докурив, бросил фильтр на пол и пошел в свою купешку. Проходя мимо купешки стариков , я увидел , что старик оживленно говорит о чем-то со своей сестрой. Увидев меня , он замолчал , и они оба стали смотреть на меня.  – Ну вот , Гарик, доигрался хрен на скрипке, очень музыку любил. Приехал , сейчас всех собак на тебя повесят , и запоешь : «По тундре , по широкой дороге ! »
С такими мрачными мыслями я дошел до своей купешки. 
 - Катик , мичаву ?  - спросил сходу Русланчик.
 - Курил я , Русланчик – ответил я .
 - Ты понимаешь по чеченски ?   - спросила Света.
 - Нет. С чего ты взяла ?  - удивился я.
 - Но Руслан спросил тебя , где ты был , на чеченском , и ты ответил.
 - Не знаю, просто я прекрасно понимаю , что он мне говорит , вот и все.
Это не убедило Светлану , и она начала посматривать в мою сторону с интересом.
Мать заметила мое настроение , несмотря на то , что я игрался с Русланом и даже смеялся.
 - Что случилось ?
 - Ничего , а что должно случиться ?
  - Точно ничего ?
 - Мам, прекращай !  Все нормально .
 - Ну ладно , только вид у тебя еще тот.
За всеми этими разговорами наш состав подошел к какой-то станции. Стоянка была 40 минут , и я, взяв Русланчика, двинулся к выходу, прогуляться по перрону. Мимо меня проскочили старики, после моего разговора с дедом , они так и не зашли в наш отсек. Посмотрев им вслед , я уже прикинул , от какой статьи мне придется открещиваться в этот раз и во сколько мне это обойдется.
Выйдя на перрон , который в те годы был похож на сказочную скатерть – самобранку из-за обилия и разнообразия товаров, я оглянулся по сторонам.  – Ну , Русик , что брать будем ?
 -Сикерс  - коротко ответил маленький вайнах.
 - Ну сикерс так сикерс. Пошли поищем.
От одного конца состава до другого , прям на асфальте , были растелены одеяла , покрывала , простыни , и на всем этом лежали самые разнообразные товары.  Здесь можно было купить все  - от трусов и презервативов до охотничьих ножей и пневматических ружей. Торговцы горячим расхваливали свои супы – каши , чебуреки – манты и т.д. и  т.п. Не успел я сделать и десяток шагов , как услышал за спиной :
 - Радик , подожди !  - окликнула меня Светлана. Давай сюда Русика.
 - Зачем ? – удивился я .
 - Да он тебя разорит сейчас. Пока ты ему половину этого прилавка не скупишь , он не успокоится.
 - Нормально  все будет , не переживай !
 - Ну смотри. Я тебя предупредила.
Света ошиблась. Мы спокойненько купили «сикерс» Русику , я взял себе часы и тельняшку, а матери купил набор позолоченных ложек. Отдав ложки и тельняшку матери , мы с Русланчиком продолжили наш вояж вдоль «скатерти- самобранки », рассматривая изобилие выставленных товаров.
Вот уже по радио объявили , что наш состав отправляется через 5 минут , и мы заспешили к нашему вагону. Только я подсадил Русланчика в тамбур  , как вдруг :
 - Сынок ! Сынок , памагы !
Я обернулся и оторопел .Навстречу мне бежали старики.   Именно бежали , несмотря на то , что у каждого из них было по два здоровенных баула в руках. Я попытался взять сумку у бабули , но она стала возражать :
 - Ти у ниво вазми, а я сама магу .
Я схватил баул старика и …. Что они там , кирпичей накидали ? Вес был нешуточный. И как только эти тщедушные на вид дедуля и бабуля смогли утащить эти тяжести ?
 - Вот , сынок ! А тыпер будэм балшой празык дэлать !  - сказал мне старик с какой-то даже не радостью , а скорее даже детским восторгом.
Втянув баулы в вагон и дотащив их с горем пополам до нашего отсека, все помогавшие стали расходиться. Остались я с матерью , старики , и Светланка с Русланчиком. 
- Дочки , давайтэ стол накырывайтэ – обратился старик к женщинам , и уже следующие его слова шокировали меня и вызвали целую бурю эмоций .
- Уважаемые !  - обратился старик ко всем, находящимся в вагоне.
Надеюсь , читатель меня простит , и всю дальнейшую речь я приведу без кавказского акцента.
В тот момент я сам не слышал его , до такой степени потрясли меня слова этого старого горца.
 - Послушайте , уважаемые !  Так случилось , что по чистой случайности мы встретили своего очень близкого родственника . Мы никогда не виделись раньше и только благодаря воле Всевышнего , встретились в этом поезде , в этом вагоне. И если бы он не рассказал о своем отце – при этом он похлопал меня по плечу – я и дальше бы не знал , с кем меня свела судьба. Так давайте вместе с нами отпразднуем это радостное событие. Не стесняйтесь ! Подходите все к нашему столу ! Угощений хватит на всех ! А тебе , сынок , большое спасибо и оставайся всегда таким же !  - с этими словами лн обнял меня и расцеловал , а следом обняла меня и поцеловала его сестра. В моих глазах стояли слезы .
 - Спасибо !  - с трудом выдавил я из себя .
Лишь спустя много лет понял , за что старик благодарил меня  - за правду , а в тот момент я больше походил на статую. Так сильно поразило меня все.
Со всех сторон неслись поздравления, люди подходили к нам и желали всего самого самого , и во всем этом было столько исренности и радости за других . И никому не приходило в голову, что этот праздник устроен в общем то чужими людьми чужому человеку.
В трех баулах находились всевозможные разносолы , а в четвертом было 50 бутылок водки . Кто-то подходил в нам и брал водку , а были и такие , кто нес с собой свое и просил выпить с ним.
Поначалу проводница стала возмущаться , но затем , увидев, что никто не ругается, не курит в самом вагоне  и не хулиганит, успокоилась и присоединилась к общему веселью.
Весь этот пир продолжался почти сутки . Кто-то сходил , садились другие и сходу включались во всеобщее веселье.
Я почти все это время провел в компании стариков . Мы говрили обо всем, но больше говорил старик – даргинец, а я слушал его . Он рассказывал о своих детях , внуках. Рассказывал о Кавказе , о Владивостоке, о жизни и я, как зачарованный , слушал его .
Русланчик не отходил от меня ни на шаг , даже в туалет просил , чтоб я его отвел.
 – Он тебе не надоел?
 - Да что ты , Танюша !
 - Гарик , я Света!
 - Прости !  - я покраснел и понял , кого мне так напоминает Светлана , она была очень сильно похожа на ту , которую я любил , но , увы , потерял , и как мне казалось , навсегда.
За всем этим я и не заметил , как мы подъехали к Петропавловску, и нам надо было сходить. Провожать нас вышел весь вагон.
 - Будэш на кавказе , приезжай в наш аул. Мы тэбя встрэтим , ты наш ! Дажа еслы нас нэ будэт , мои дэты и вынукы будут знат о тэбэ.
 - Спасибо Вам огромнейшее и низкий поклон !  - с этими словами я поклонился этим старикам.
Полчаса стоянки пролетели незаметно и мы пошли в сторону вокзала лишь когда поезд тронулся , унося всех людей , ставших такими близкими и даже родными. Свету с Русланом во Владивосток , стариков туда же , но а затем дальше.
 - Ну что ? Пошли искать Сонию?
 -  Пошли !  - ответил я матери , и мы двинулись навстречу следующим моим приключениям , но это другие истории.


Рецензии