Часть великий поход меннонитов 1880 III

Часть 3 Азия

Они идут, не зная, что их ждёт!

Оглавление:
Азия Часть 1
«1880 В Страну Восходящего Солнца»
Азия Часть 2
«В дорогу всё готово, с Божьей помощью...»
Часть 3 Азия
Они идут, не зная, что их ждёт!
Часть 4. Азия
«Не скитальцы они, не изгои,
На их долю досталось такое!»
Азия Часть 5
«Конец Азиатским виденьям!»
***

13.08.1880

Мартин долго не заходил в дом, уже не слышно было скрипа колёс, не слышно плача провожающих и уезжающих. Ничего не слышно, сплошная тишина и только он один стоит и просто смотрит в темноту. О чём он думал, вспоминал переход с Пруссии, или представлял себя, свою семью и тех людей кто идёт с ним, кто только сейчас ушёл. Столько было проблем со сборами, так ждали 3 июля 1880 года, день, когда пойдёт первая партия, и вот он день этот долгожданный и группа ушла. А значит и их день близко. Но почему он стоит, столько дел ещё, а вот идти в дом сил нет. Да и дома тоже уже нет. Семья Мартина уже с 12 июля переехали из здания школы Коппенталь, в котором они жили на протяжении 20 лет и которое стало им отчим домом. Здесь они жили сами, родились их дети, здесь переживали горе с потерей детей. Смерть их старшего сына, Jacobus, очень одарённого и послушного ребёнка, была особенно тяжёлой для них. Мартин заметил, что Мария последние дни какая-то не своя, сначала он думал, что это из-за сборов. Но потом понял, здесь что-то не так. Мария, скажи. Что тебя мучает, ты хочешь меня спросить о чём-то и не решаешься, я правильно понял. Да, Мартин, я не знаю, как тебе это сказать, Я разговаривала с моим братом Дитрихом Хамм, она замолчала. Можешь не продолжать, я всё понял. Дитрих сам отказался идти в Азию и теперь решил и нас остановить. Он говорил, что приезжало много всяких чиновников с города и они дело говорят. Не льзя идти в страну, о которой мы совсем не знаем. Это дикая страна, со своими законами, а нам они не известны. Мария, ты слышала, как наш пророк осудил Дитриха, он назвал его предателем. Ты хочешь, чтобы и нас так назвали. Уже поздно, нам нет назад пути, за нами идут люди. Мартин, ну сюда мы с тобой шли с Пруссии одни, у нас не было детей, а сейчас у нас дети, что будет с ними. Мартин молчал, но не спорил с Марией. Ты слышала, что сюда наведывались с Варенбурга братья Мюллер. Мартин как-то так перевёл свой разговор. Наверно он тоже сомневался, а сомнения были вызваны отказом Дитриха Хамм идти в Азию. Раньше меннонитам запрещалась продавать дома чужакам, и кто раньше уезжал, отдавали всё за бесценок. А сейчас вот уже и покупатели приехали. Что ты говоришь, Мартин, как так разрешили продавать всем. А вот так, и говорят, что эти братья Мюллер скупили всё Ханс-Ау. Когда официально оформят сделку, то одним поселением в колонии Ам-Тракт станет меньше. Будет не десять, а только девять посёлков. /наверно мой пра** прадед Якоб Унгер не продал свой дом, потому что именно в это время у него и ещё у двух соседей в Ханс-Ау сгорели дома/ Ну у нас не было своего дома, нам не надо переживать. Мартин с Марией и детьми переехали к Иакову Хамм. Мартин не был из числа богатых, у него не было много денег или имущества для продажи, и всё же что не берут с собой продали или раздарили. Преданность вере, которой он посвятил всю жизнь, вот что двигало его действиями. Он купил 4 лошади, упряжь, большой вагон "Tarantas". С утра Мартин пошёл в администрацию, сегодня первое августа, сегодня должен выйти с колонии Молочная караван. В администрации было много народа, оказывается никто не забыл эту дату. Оказывается, что новых сообщений они не присылали, а в последнем сообщении было написано, что они выходят 01.08.1880. Руководит обозом господин А. Петерс и там идёт аж восемьдесят семей! Авраам Петерс, бывший школьный учитель из Молочной, ему, как и поволжским братьям открылось, что приход Иисуса Христа непосредственно близок, и что самое надёжное место спасения для общины Иисуса находится в Центральной Азии. Обсудив вопрос о колонии Молочная перешли на свой вопрос об отправки обоза. Как выяснилось, молодёжь из отъезжающих семей отказалась принимать крещение. В другое время это был бы скандал, но сейчас все относятся ко всему с надеждой, что, когда уедут те, кто желает, и останутся те, кто не уехал, всё вернётся на свои места. Снова будет нормальная жизнь, а сейчас просто какой-то хаос. Мартин доложил, что с Божьей помощью подготовка к поездке в Среднюю Азию была завершена. Сбор с проверкой готовности второго поезда назначена на 10 утра, 11августа. Было решено начать поход в среду 13 августа 1880 года. Элерс дал прощальное сообщение, Псалом 39:13, после чего попрощался и пожелал хорошей дороги. И в 11 часов 29 вагонов и 86 пассажиров тронулись с места. Пошли на Лизандерхох, там на обед остановились у Энсс. А на послеобеденный кофе остановились у С. Паулс и после наступления темноты у Михаила Хамм. А Янтцен, и Хамм прибыли на следующий день.
Более чем через месяц после прибытия первого обоза в Каплан-бек, с Ам Тракта вышла вторая группа Эта группа состояла из 13 семей, идущие по порядку, каждый под своим номером.

«1. Heinrich Jantzen, Sein ;ltester Sohn Abraham ging immer zuerst.
2. Joh. Penner, Minister, H. Jantzen. Ein junger Herman Pauls ging mit JP
3. Dann Мартин Классен, zwischen Penner und Schmidts
4. Heinrich Schmidt und seinem alten Vater. (Мои предки)
5. Hinter Schmidts, Eduard Dicks.
6. Witwe Mrs. C. Andres.
7. Ministerin und sp;ter Elder Jacob Toews.
8. Witwe Mrs. Ens, ihre S;hne Bernh. und Cornelius
9. Frau Witwe Abr. Esau
10. Gerh. Esau
11. Phil. Bahre
12. Franz Froese und
13. Bernhard Jantzen»
/дневник М.Классен. я оставила немного выдержек из этого дневника, там расписано по дням как они шли, и в следующей части поставлю цитаты из этого дневника/

Процессия выглядела красочно, поскольку к фургонам, идущим гуськом, присоединились две большие коляски, несколько поменьше и зелёная карета. Провожающих было много, а если точнее, то вся колония! По крайней мере, на какое-то время все разногласия и горечь были отброшены в сторону, поскольку уезжающие со слезами на глазах прощались со своими родственниками. До первой остановки сопровождало ещё много друзей и родных, но потом одни вернулись, а некоторые ещё пошли дальше. Была переменная облачность, с ветром в спину и с пыльной бурей. Мартин, Мария и Элен 4 лет, ехали в Тарантасе, а старшие Мария, Михаил и Яков в большом фургоне. В 4 часа дня прибыли в Gnadendorf где провели ночь. В сумерках пошёл дождь, который шёл почти всю ночь, но он был тихий и мягкий. Четверг 14, на улице облачно и прохладно. Из-за мягких, после дождя, дорог не уезжали до 12 часов. На ночь прибыли в Hoffenthal, там было красиво, почти как в Пруссии. 15 августа в 5 часов утра, прибыли в немецкую колонию Strassendorf. Утро было тёмное и прохладное, в 8:30 был завтрак. Этим утром Иоан Янтцен и Е.Фрёзе оставили их. Сопровождать дальше пошли Элерс, Класс Эпп, Арон Классен и М. Хамм, они дошли до Ново-Узенска. Шёл дождь, но скоро погода, кажется, наладилась, дорога хорошая, только, в течение нескольких вёрст, немного пыльная. В 9 вечера прибыли к колодцу, он был в 15 вёрстах от дороги, там же остановились на ночь. Ночь была тихой и звёздной. Элерс провёл вечернюю молитву. Поездка была очень интересной. 16 августа ушли в 6 утра и прибыли на станцию около 10. Было прохладно, и облачно. Чтобы спустится к воде с лошадьми, должны были первых тормозить и остальные уже сами тормозили за ними. Пока лошади пили, путешественники пообедали и потом отдыхали. Примерно в 6 вечера прибыли в Ново-Узенск, там решили остаться на воскресенье. Запаслись водой, закупили сено (8 рублей на лошадь). Аллилуия! 17 августа воскресенье, рассвет был мрачным и невесёлым, небо было тяжёлое, шёл дождь, но тем не менее, во время утреннего богослужения во главе с Кл. Эпп, засияло солнце, и остальную часть дня была хорошая погода. Мартина не покидала внутренняя борьба о многих интерпретациях в Писаниях Кл. Эпп. Господи, научи, как различать, что Ваша, а что Наша интерпретация. Остаток вечера был красивый и спокойный. 18 августа прекрасное утро. После утренних молитв и завтрака сопровождающие Кл. Эпп, Элерс, А. Классен Абр. Янтцен. М. Хамм и Элис Варкентин и остановились, они пойдут назад. Господь не оставь их одних в обратной дороге. Путешественники уехали в 8 утра, но сначала сделав несколько покупок в городе, так что на самом деле встали на путь в 9:45. Cамое интересное и наиболее обсуждаемое событие этого дня-это необычная покупка. Сегодня впервые купили "Schwarzbrot" (черный хлеб). Раньше они не видели, и поэтому собрались все, чтобы попробовать первый раз чёрный хлеб. Пройдя F. Usyek могли больше не торопится, идти можно спокойно, и погода способствует. Было прохладно, но сухо, дорога хорошая. Удивляют поля, они выглядят такими бедными, это совсем не одно и тоже как было у них. Дорога привела к колодцу, вода там очень хорошая, чистая, без всяких примесей. Потом пройдя около 12 вёрст, остановились на ужин, и уже в 7:30 вечера прибыли в Nikolaka, это рядом с Sam. Gauwitz, там решили провести ночь. Погода прохладная, хорошая для лошадей, нет никаких насекомых, ничто их не беспокоит. 19 августа прибыли в Shilina Balka, там остановились на ужин. Вода там мелкая, но солёная. В 6:30 утра пошли дальше и скора поняли, что находятся на земле Уральских Kosaks. Местность, как и вчера одинаковая, бескрайние степи, покрытые стогами сена, но на многие версты в поле зрения нет ни одного человека, кому они могли принадлежать, и ни животных, для которых они его заготавливают. И настолько много сорняков, как будто их специально посеяли, от их голубых цветов вся степь кажется голубой. На ночлег решили остановится в Potyika, которая находится в близи Балки (ущелье)с застойной водой. Поить лошадей было очень тяжело, работали и после наступления темноты, воду носили из Балки. Здесь на станции их предупредили, дальше надо быть осторожней с лагерем, потому что там могут быть киргизы. Однако, они ещё не сталкивались до сих пор ни с кем. Однообразная картина пустынной степи, ни одного человека, ни животных, ни птиц, правда, видели пару раз ласточек и ястреба. Вообще, никаких признаков жизни, тростник, незнакомые растения, солончаки, уже нет стогов сена, пустая нетронутая земля. Погода была мягкая, переменная облачность, поехали в 6:30 утра. Было довольно прохладно, градусов пять, не больше. Fort Chikinyeki хороший вид, тут уже и деревья есть, может потому, что вода рядом. Мария чувствует себя не хорошо, это вызывает беспокойство. Чуть отошли от водоёма и всё, опять нет жизни, нет никакого движения на пыльной дороге. В 9:30 прибыли в Nobo Chik. Fort, и остановились на обед. В этой области дома имеют плоские крыши. И вода довольно хорошая здесь, но нет овса. Вечером прибыли в Kausak . Ft . Он расположен в широкой плоской долине, и окружён красивыми холмами. 10 вёрст от ново- Tsch. начала появляется растительность. Здесь наконец, снова увидели людей, и они заняты уборкой урожая. 15 вёрст дальше и уже в горной области. Справа от дороги балка с родником. Наконец удалось купить на Chuter (поместья) овёс, сено, и фарш. Было два хутора, около 1 версты друг от друга. Рядом с одним из них остановились на ужин. Поместья расположены вблизи реки Dyerkul , в нескольких версте от Zpiyenolkya F. Там выло столько много пыли. 23 августа, вышли утром пораньше, в 5:30 для того, чтобы добраться до Уральска, где женщины хотели устроить прачечную.  В дороге немного сбились с маршрута, но всё равно успели прийти в Уральск, как раз вовремя, чтобы купить необходимое- мясо и т.д., и найти ночлег. Аллилуйя за все! Второе воскресенье в пути. Рядом Уральск. Опять на рассвете пошёл дождь, и потом дождь шёл весь день, это не очень-то комфортно. Тем не менее, " Нет путешествия, не испытав дискомфорта", и уверенность в цели помогает справиться со всеми видами неприятностей. Утреннее богослужение было отменено из-за дождя. Бр. Тевс, Эсау, Б. Янтцен, и Мартин собрались в вагоне у Тевс, там было сухо и можно было спокойно побеседовать. Дальше идти решили во второй половине дня, для того чтобы дороги могли высохнуть, а потом вообще решили остаться на ночь. Снова в сумерках начался дождь. Вечерняя служба прошла под дождём. 26 августа с утра солнце, и оно вышло рано, поэтому смогли пойти в 10:30. Дальше путь лежал и по пыльным дорогам, и по оврагам, постоянно возникали транспортные проблемы, но они шли вперёд и вперёд. 30 августа в 10:30 пересекли по мосту Урал, и остановились на ужин возле небольшого водоёма. Это была уже Азии! Дорога пролегала по бесконечный степи и только вправо далеко были лесные массивы, это были Уральские горы. Азия встретила их дождём, который продолжался весь день. Лошади были на пастбище, а люди в экипажах. Утром проснулись, и первое что поняли, что нет дождя, ещё вчера солнце село в ясном небе, а это примета, которая, несомненно, указывает на прекрасный день на завтра.

Сентябрь 1880.
Сентябрь начался с проблем, надо идти дальше, но на пути негде купить сена и овса, негде купить продуктов, и постоянный дождь, вся одежда мокрая, а сушить негде. Хорошо, что нашли пастбище для лошадей, и только 4 сентября, наконец купили сено, и немного кукурузы. Только тронулись в путь как скоро подошли к реке, которую надо пересечь, а моста нет. С большим трудом смогли добраться до другой стороны. Большой универсал, для буксировки пришлось снабдить дополнительными лошадьми. Зато на другой стороне остановились в таком в прекрасном месте и рядом с деревней. Выглядело всё довольно живописно. Деревья окружают деревню, а в ней церковь, а на заднем плане Уральские холмы. Уходить не хотелось, какие же есть райские места на земле. Погода тоже прояснилась. А дальше был Оренбург, туда пришли под полной луной. Около одной версты до города дорога была ужасной, только по милости Бога вагоны не повредились. Но зато совсем перед городом чёрный конь стал, но после отдыха пошёл снова. Бог помог нам добраться до места. 5 Сентября Господь дал счастливый день, прибыв в Оренбург, группа испытала неожиданную радость, к ним приехали молодые люди Дитрих Петерс и Питер Квиринг из Молочной. и влиятельных лидеры Герман Янцен и Корнелиус Квиринг с Тракта. Они привезли им письма из дома. Письма помогли рассеять уныние, сопутствующее путешествию под дождём. Молодые люди пришли из Санкт-Петербурга, где только что получили увольнения из армии, чтобы присоединиться к походу в Туркестан. Лагерь был на том же месте, где останавливался первый обоз. Благодарим Господа за их благополучное прибытие. От прибывших они узнали, что скоро к ним в Каплан-беке присоединится группа с Молочной с Европейской России. Эта группа долго готовилась к встрече-общались со своими товарищами по вере с большим энтузиазмом по поводу всего этого похода.
Мартин купил другую лошадь для грузового вагона. А вечером занимались ремонтом всех вагонов, за дорогу у всех что-то было нарушено, и лучше за ранее проверить, чем в дороге терять время. Воскресенье. Это первое тёплое воскресенье. Службу провели в вагоне Тевс. Во второй половине дня мужчины вышли на прогулку, чтобы посмотреть лесные массивы возле города Урал. Во вторник собирались уехать рано, но, к сожалению, у F. Fr. сын сломал руку, поэтому пришлось задержатся. 11 сентября ушли в 6 утра из Оренбурга. Телеграфная линия расположена по тому же пути, вдоль дороги. На ужин остановились на церковном дворе, рядом с прудом, покрытым камышом и кувшинками, погода тёплая и прекрасная. Чёрный конь всё никак не может привыкнуть идти в упряжке, у него постоянные проблемы. Его правая передняя нога не слушалась. Несмотря на это он должен был ковылять за ними. Вибе пошёл впереди, он привёл на место, где были другие вагоны, расположившиеся на ночлег. К утру чёрный конь был настолько хромой, идти дальше он просто не мог. М. Энс одолжил свою лошадь. К счастью, очень скоро встретили группу русских поселенцев и продали им чёрного коня за 5 рублей.
19 сентября собирались выйти по раньше, но пришло сообщение, что их попросил зайти Исправник. Х. Янтцен и Мартин пошли к нему, там уже были Эсау и Тевс. Исправник сообщил от имени Губернатора, Генерала Кауфмана, что никакой земли им не будет, даже для покупки, также не будет льгот от воинской повинности. О! Бог! Да что могло произойти, почему вдруг такие перемены! Почему мы не пошли в Америку! Однако, и сам Исправник и его окружение были осторожны и доброжелательны. Это было очень тяжёлое заявление от руководства, но что делать, идти назад, но куда. Нет ни дома ничего, всё нажитое лежит на бричках, а это не то, с чем надо ехать в Америку. Поужинав, долго не расходились и приняли решение идти дальше! Дальше на лошадях идти не получится, надо перегружаться на верблюдов, а это займёт уйму времени. Придётся провести ещё одну ночь здесь. Перебоев с сеном или овсом на этом пути не было. Прошли Орск, там остановились на ночлег. На улице довольно холодно, было 2 градуса мороза. Днём купили сена у кыргызов, а потом на закате прибыли к реке с названием Или, сделать привал решили здесь. Утром караван киргизов уехали раньше их. Пусть Господь благословит к изначальной цели! Дорога иногда бывает трудная не только переходом, а когда приходится хоронить в чужие земли самых близких. Похоронили здесь маленькую дочь W.P., хоронили тихо, без обряда, просто каждый молился в душе за этого ребёнка, и просили сохранить тех, которые идут с ними. Очередное воскресенье здесь, замечательный день отдыха, который Бог через Его благодать даровал в разгар занятости их паломнической жизни.

Октябрь 1880.
1 октября, утром холодно, ветер в спину, и скоро заметили, что становится пасмурно, и вскоре увидели снежинки, которые постепенно увеличиваются. Снег, ветер и холод увеличивается, чем дальше шли, а к вечеру превратился в обычную метель. Идти было тяжело, дорога была полна выбоин, но скора прибыли в Irgis. Брод перед городом Irgis прошли без происшествий. Лошади шли по колено в воде. В городе спросили о письмах. Их было несколько: Кл. Эпп, И. Янтцен, Абр. Шорр и Вильгельма Пеннер.
6 октября, понедельник. У Мартина с Марией сегодня Серебряная свадьба, 25-ая годовщина их свадьбы. Утро выдалось ясным и мягким, это подняло настроение. В утренней молитве Br, Пеннер вспомнил их, и совершенно неожиданно, услышали хор, они пели гимн: "Es erglaenzt UNS von ferne Ein Land", во главе с Br. Пеннер. А потом были поздравления. Пусть Господь благословит этот день! Мартин и Мария даже растрогались от такого поздравления и когда успели подготовить. Вечером Янтцен и Пеннер пришли в гости на юбилей, пили чай вместе, а хор спел несколько гимнов, и присоединились к ним на чай. Это была самой прекрасный вечер в течение долгого времени.
8 октября 8 недель, как оставили Меденталь. Слава Богу, пока Бог нам помогает. 11 октября в 11:30 прибыли в Dzhulior, первая станция в Туркестане. Лагерь разбили запасной, недалеко от основного. У сестры Шмидт преждевременные роды. Господь, пусть все идёт хорошо. Вчера вечером Сестра Шмидт родила двойню. Мальчики-близнецы, к сожалению, оба были мертворождёнными. Но хотя удалось спасти мать. Утром похоронили детей Шмидт. Потом праздновали Святое Причастие, Пеннер возглавил, Bahre и Corn. Quiring были допущены к крещению, Бр. Тевс к судейству. Господи, благослови этот праздник для всех их сердец. Около полицейского участка, встретили человека из Москвы, который сказал, что он видел около 50 вагонов, подобные ихнем. И было это вблизи Карабулак. Это не кто иной, как Молочанцы. Наверно у них были большие трудности в дороге, так как разница, между нами, ок. 315-320 вёрст. А позавчера в Терекли встретили мужчину из Берлина, который услышал пение, и пришёл к ним, и они говорили с ним. Его зовут Graeber и он находится на пути в Маргилан, где у него есть брат. Этот брат написал ему, что губернатор сказал ему, что 200 немецких- менонитских семей прибудут в ближайшее время. Мы предполагаем, что это означает, что Правительство планирует предоставить им место. Пусть Господь поможет нам. Пусть Господь даст нам Своё благословение! С таким настроением в дороге было легче. В 10 утра увидели синюю поверхность. Это было Аральское море. После обеда некоторые вышли, чтобы посмотреть его. Мартин помог сестре Фрезе, увидеть эту красоту. Вечером с моря поднялся сильный ветер, который дул, когда все пили чай. Мартин остановился, он заметил необычное, это первая примитивная система орошения, это было рукотворно сделано. Вр. Шмидт также обнаружил своего рода обмолоченную солому пшеницы. А дальше были, стога сена и стадо. Это означало. Что не далеко вполне нормальное жильё, село, а может даже город. Прекрасный вечер, мягкий, ясное небо, заходящее солнце, чистое озеро, птицы летают. Берег озера с дикой природой, высоко в небе ястреб, повсюду верблюды, всё это делает сцену живописной. Мартин тоже пошёл в город, который имеет восточный характер. Здания, улицы, магазины, сделаны из глины, даже крыши сделаны из тростника и глины; но все очень опрятно и чисто. В магазинах есть все, что нужно, и стоит не очень дорого, более или менее, как и в Саратове. Один средний арбуз 20 Р., один Карп и один сиг (без головы и хвоста), 12 kopeke. Национальностей здесь тоже много: русские, киргизы, татары, бухарцы и евреи. В то время как разгружали ячмень, дежурный сказал, что он слышал от губернатора, что если бы они хотели остановится здесь на длительный период, то он не будет препятствовать им. это является ответом на молитву, и исходит от Господа, показывая, что Он с ними! Вёрст через двадцать должны достичь берегов реки Сырдарьи. Погода довольно хорошая, тихо, ясно. Но к концу месяца погода резко изменилась, ночью был дождь, а утром с запада сильная, холодная буря.  После холодного дня на закате прибыли в Ф. Karkakai.
Ноябрь 1880.
1ноября, дорога довольно пустынная, в полдень остановились в Pyetykovka. Был ветер, который дул вокруг песок, ближе к вечеру пошёл град, но потом превратился в снег, который накрыл ландшафт белым одеялом. Ночью было 7 градусов мороза, сильный северный ветер. Бр. Тквс провёл короткое богослужение, все пришли на службу в шубе. Трудно вставать в холодное раннее утро. Утром перед завтраком на короткой молитве вспомнили о юбиляре Шмидт. 13 ноября 1880(Br ist. Schmidt.) было 75-летие Шмидта/ мой пра**дед/. Уехали в 6 утра, было морозно и холодно. Небо ясное, вокруг тихо.  16 ноября. Воскресенье, все с нетерпением ждут конец путешествия, чтобы воссоединится с близкими. Дай Бог, чтобы ближайшее воскресенье могли праздновать вместе. Солнце упорно трудилось, чтобы развеять пелену тумана, и, наконец, между 10 и 11 утра оно пробилось сквозь завес, давая прекрасный осенний день. Примерно в 11 остановились на обед у реки Ariye, которую должны пересечь. В 3 часа дня под благодатной Божьей защитой и помощью, прошли через это сильное течение. Славим Его за это! На станции Чугун изменение рельефа местности, степи, холмистые и покрытые травой. 20 ноября, Элизабет День, и это 100-й день их путешествия из Medenthal в Азию. Был мягкий день, так же, как и в Коппенталь, в густой тополиной роще города, ругаются всегда недовольные вороны. Сто дней в пути, сто дней между небом и землёй, куда их путь и где они найдут своё место под солнцем. Погода сменилась, похолодало, пошёл дождь, а потом снег. 22 ноября, утром проснулись и обнаружили, что мокрые одежда и другие вещи замёрзли и превратились в глыба льда. Была надежда прибыть к месту назначения сегодня, но Господь перенёс нашу надежду на потом. А потом были ещё переходы и проблемы и, наконец, предстояло пересечь несколько мостов, один из которых остро нуждался в ремонте. Лошадь провалилась одной ногой, но, к счастью, смогла выбраться. Пришлось объезжать и пересечь реку в другом месте. В конце концов под солнечным небом и прекрасной погодой они прибыли к месту назначения: Koplanbek! И здесь произошло их замечательное воссоединение. С августа месяца они в пути, а встретились в конце ноября 1880 года. Это была радостная встреча. Вечером был общий ужин, за ужином вспомнили сестру Марии Д, Кэтрин которая скончалась, она умерла в мире.

Третий обоз, из колонии Молочная, под руководством Авраама Петерс вышел 1 августа 1880 года. Они так же, как и их Братья с Ам Тракта продали свои фермы и имущество построили огромные фургоны и собрали множество необходимых для путешествия принадлежностей
Иммигранты из Молочной собрались в деревне Валькхайм, готовые к отъезду, после прощальной проповеди семьдесят пять фургонов двинулись через равнины к Ам Тракту на Волгу, чтобы встретиться там со вторым обозом, покидающим эту колонию. Они добрались до реки Волга, но непрекращающийся ливень настолько затруднял передвижение, что они разбили лагерь. Петерс и его спутник решили переправиться на лодке через раз лившуюся реку к Тракту, где он надеялся встретить братьев, которые должны были сопровождать его обоз, и его сына Дитриха, который после обжалования своего статуса призывника в Санкт-Петербурге, должен был ждать в Ам Тракте прибытия своего отца. Но там их ждала не приятная новость. И пока Молочанские Братья со своим большим обозом добрались до Волги, вторая группа с Тракта ушла несколькими днями ранее, тринадцатого августа, потому что они не знали, когда приедет Петерс, и боялись приближающейся зимы. Его сын, как ему сказали, ещё не прибыл на Тракт. Позже, к счастью, Петерс узнал, что его сын, а также юный Петер Квиринг отправились прямо из Санкт-Петербурга, чтобы присоединиться ко второму обозу на реке Урал. Однажды поздним вечером, в начале второй недели, весь лагерь внезапно проснулся, услышав пение немецких гимнов. К кругу фургонов приближался Петерс с несколькими людьми из трактата, включая священника по имени Якоб Янтсен. Была середина сентября, когда группа Петерса отправилась с Волги в город Оренбург. Прибыв в Оренбург, Петерс предложил остановиться на неделю, чтобы пополнить запасы и отдохнуть. Из своего лагеря на берегу реки Урал они могли легко совершать короткие поездки в центр города. Во время их пребывания больше всего молочнянцев поразило множество церковных колоколов, которые периодически звонили в течение дня. Когда они поближе познакомились с Оренбургом, расспросили купцов об этом странном ежедневном обычае, и им сказали, что каждый раз, когда звонили колокола, это означало заупокойную службу по кому-то из жителей, меннониты больше не наслаждались звоном церковных колоколов. Когда жители узнали, что они были третьей группой меннонитов, идущих через их город в Туркестан, они были поражены тем, что так много фермеров решились на этот переход. Оставив Оренбург позади, обоз проследовал тем же маршрутом, что и вторая группа, через Орск, Карабутак, Иргис и в пустыню Кара-Кум. Как и предыдущие караваны, они закупили дополнительные припасы для путешествия по пустыне и наняли верблюдов и погонщиков, чтобы перевезти их. Но путешествие по пустыне оказалось на удивление лёгким. Проливные дожди настолько забили Кара-Кум, что фургоны проехали быстрее, чем предыдущие группы. Путешественники вторую половину ноября провели, страдая от проливных дождей, выбоин, сломанных осей и слишком узких путей для своих фургонов. Когда они подъезжали, Братья из Каплан-бека вышли поприветствовать их, в том числе Дитрих Петерс и Петер Квиринг из Молочны, прибывшие со вторым обозом. Было много радости, когда эти молодые люди воссоединились со своими семьями. Прибыли в Ташкент, 2 декабря 1880 г. Этот третий и самый длинный поход занял восемнадцать недель. Паломники оставили девять человек похороненными вдоль дороги. Вместо того чтобы расквартировать этот контингент в Каплан-беке вместе с их собратьями, Кауфман организовал для них размещение в самом Ташкенте. Тогда не было ничего удивительного в том, что после краткого, но освежающего пребывания у своих друзей, группе не терпелось обосноваться в своём новом доме в городе Ташкенте.
И совершенно неожиданным для них стало сообщение, что здесь рядом вторая группа. Это
значит, что скоро они встретятся. Гонимые самыми разнообразными причинами переселенцы продолжают двигаться в Азию, и нет возможности остановить этот поток, не признающий никаких препятствий и руководящийся только инстинктом самосохранения, да стремлением получить и свою долю материального довольства на жизненном пире человечества. Эти свободные, жаждущие работы руки с завистью поглядывают на необозримые пространства редконаселённых азиатских степей и недоумевают, почему им не позволяют занять их, не подозревая, что эта действительно способная прокормить сотни тысяч ртов земля, не имея воды, не имеет жизни и для того, чтобы приютить на ней несчастных скитальцев, необходимо предварительно затратить десятки тысяч рублей на орошение девственной почвы. Вечером остановились на ночлег уже в сумерках и не видели окрестности, а утром, когда рассвело, стало видно Ташкентские горы. И здесь под Ташкентом произошло их замечательное воссоединение. С августа месяца они в пути, а встретились в конце ноября 1880 года. Это была радостная встреча. Люди и радовались, и плакали, многие не дожили до этой встречи. По этому случаю устроили общий обед, а мин. Петерс возглавил богослужение по тексту, Ps. 31.
***

Четвёртый обоз, август, 1881

Даже. получение писем, в которых рассказывалось об ужасных трудностях и теологических разногласиях в Туркестане, не удержало этих людей от выполнения задачи, которую они считали волей Господа для своей жизни. Эта задача, хотя и опасная, и почти ежедневно привлекающая новых критиков, была необходима для того, чтобы следовать слову Божьему. В конце концов, Христос встретит их в месте убежища и даст им вечную славу. Как они могли не
откликнуться на эту святую миссию? Вдохновлённый такими впечатлениями, четвёртый цуг ушёл с Ам Тракта в августе 1881 года. В нем была странная смесь людей. В этой небольшой группе было три семьи из Молочной, которые планировали уехать раньше вместе с Абрахамом Петерсом, и шесть семей с Кубани на Кавказе. Кубанские братья-меннониты образовали сплочённую группу и горячо верили в предстоящее Второе Пришествие Христа. Якоб Фанк, один из них, был избран начальником поезда. Эти братья меннониты, считающие себя более благочестивыми из-за своей строгой приверженности Слову Божьем. Разница в происхождении между этими кубанцами и их братьями по Тракту не представляла никакой проблемы, на самом деле, они были настолько полны энтузиазма, что решили покинуть город. Ам Тракт, где они собрались, перед отправлением более крупного поезда, который должен был возглавлять сам Эпп, был готов к отправлению, и их невозможно было отговорить, даже смерть маленького ребёнка в их группе непосредственно перед их отъездом не смогла отрезвить их.
Они покинули в конце летней жары! Узнав о крайних трудностях, с которыми столкнулись
предыдущие караваны, они, вероятно, проявили большую заботу о том, чтобы их хорошо снабдили. Во всяком случае, их путешествие было гораздо более лёгким, чем у любой другой группы. Руководителем был Якоб Фанк, он был главным вдохновителем их группы, превосходно провёл их по маршруту, аналогичному тому, которым следовали переселенцы из Молочной, и они прибыли в город Ташкент 9 октября 1881 года. Большинство из этих
девяти семей позже решили присоединиться к фракции Петерса в рамках переезда в совершенно новый район.

Пятый и последний обоз

Последний пятый обоз в том числе основной, был возглавлен самим Клас Эпп младшим.
Как и другие ушедшие группы, они провели прощальную проповедь, как и те предыдущие они искали убежища в Туркистане. Им нужно было уладить много проблем которые возникли при подготовке к поездке. Многие были внутреннего характера, а многие надо было решать с высшим руководством. У многих возникли сомнения в целесообразности отъезда вообще. Некоторые откровенно боялись путешествия из-за сообщений, поступавших из Капланбека в то время, как другие лелеяли опасения по поводу разумности самого верования.  Тем не менее, небольшая группа не смогла противостоять критике со стороны друзей и родственников, которые назвали это "безумной затеей". Более того, их проблемы усугублялись постоянными
разногласиями по этим вопросам. Одним из самых серьезных разногласий, с которым они столкнулись с самого начала, был конфликт между Класс Эпп и уважаемым министром Якобом Янтцен. Хотя он планировал отправиться с одним из первых двух обозов, но он изменил своё мнение и не ушёл. Мужественно, он последовал своим личным убеждениям и начал осуждать Епп как «лжепророка". Он предупредил людей, что их постигнет только беда, если они будут упрямо следовать за Епп и верить в его учение как в единственный путь. Епп резко отреагировала на открытое осуждение Янтцена, и официально отлучил его и его семью от церкви. По словам Эпп, он больше не был достойным участником похода в Туркистан.  Любой, кто пытался бросить вызов Епп был исключён из группы, он не подходил для встречи с Христом в Туркестане. После этого изгнания большинство сообщило семье Янтцен, что никто не будет заботиться о них или помогать им, что бы ни случилось. Этот отказ был таким сокрушительным
переживанием для глубокоуважаемого Янтцен, что он решил покинуть свой любимый дом. Хотя он и не соглашался с претензиями Эппа на роль пророка, он все ещё верил во Второе пришествие Христа в Туркестан. Более того, он не хотел, чтобы его сыновей заставляли служить
российскому правительству, поэтому он был вынужден искать друзей в другом месте.
Присоединившись к третьему обозу из Молочной, когда он проходил по Тракту в сентябре 1880 года, Янтцен и Петерс стали товарищами. Позже Янтцен повлиял на теологические идеи Петерса.
Обоз Петерс, после краткого пребывания в Каплан Беке, переехал в город Ташкент и их новый дом. Первые дома меннонитов располагались за пределами рыночной площади.
Одно из отведённых им жилищ представляло собой комплекс, окружённый высокой цементной стеной, который когда-то служил военным казармой. В нем не было окон; его огромные ворота были заперты.


Рецензии