Планета обезьян

   Печальна судьба людей на “Планете обезьян”. Тем более на нашей же планете Земля. Она населена разумными обезьянами и дошедшими до дикого состояния людьми. Обезьяны-ученые предвзятые, зашоренные и твердолобые кого-то удивительно напоминают. Но гораздо хуже то, что для становления Планеты обезьян вовсе не нужны реальные шимпанзе с прочими бабуинами. Не нужны вирусы и подмены и другие заморочки. Все гораздо проще. В человеке на пару с ним крепко живет обезьяна со дня основания. И при каждом удобном случае она берет верх. Зов предков и родная кровь, что поделаешь. В фильме обезьяны ведут себя один к одному как люди. А на деле мы просто не замечаем, что обезьяна все больше.

Неолит понимал угрозу и выстроил оборону всерьез – эшелонами.
1. Первый эшелон – Знание. Круг посвященных. Их имен никто не знает. Но они были. Тот, кто дал нам знаки Зодиака, владел математикой круга. Первый барьер сломан удивительно легко. Понятие “Адрес аспекта” исчезло уже в Вавилоне. Дело завершили премудрые греки апофеозным законом равенства углов падения и отражения. На этом физика и астрология (прогноз и управление событием) сломались. Появились квантовые физики, которые, по выражению Р.Фейнмана, “не понимают квантовую физику и бесполезно пытаться ее понять”. Физика уперлась в потолок, а печальная участь астрологов у всех перед глазами.
   Астрологи стали своего рода сектой Откровений св.Кеплера, мутных и надуманных. Поскольку это не работает, то за астрологией застукать их никто давно не может, а вот предсказаний и чревовещаний хоть отбавляй. Зодиакальный круг и сакральные числа для них просто психоделическая игрушка, с которой они ежедневно развлекаются. Их лучше не замечать, не тревожить и обходить стороной.
   Но зачем быть, когда можно слыть. С потерей Знания на смену посвященным легко пришли мнимые и мнящие Знайки. Каббалисты, буддисты, служители культа и пр. знатоки священных текстов аналогично ничего в них не понимают. Их бесполезно спрашивать, они просто начетчики.
Циклопические сооружения неолита стоят обреченные и непонятные как статуя Свободы, занесенная песком на Планете обезьян.

   Незнайка гораздо больше вызывает симпатию, чем Знайка. Он может чего-то не понимать, но это его проблемы, он никому по большому счету не навязывает свое мнение, не строит персону вроде литератора Смекайло, не написавшего ни одной книги. Дело в том, что у Знаек есть ресурс, какой угодно – моральный, финансовый, административный, репрессивный и т.д. Это инструмент системы по навязыванию и принуждению со школы. У них есть Верховный Знайка с аппаратом, комиссией, трибуналом и жаждой привести в соответствие со своим представлением, что наука, а что нет, кто может быть на свете, а кто только кажется. 
   Одна из важнейших сцен первой «Планеты обезьян» происходит в суде, где вершится дальнейшая судьба несчастного астронавта. Обвинитель предлагает провести эксперимент с целью разоблачения животной сути Тейлора и доказательства его неразумности. «Назови мне имена двенадцати обезьяньих апостолов, животное» – требует доктор Зайус. «Вот видите, у него нет ни разума, ни души!» – торжественно заключает орангутанг.
   Великий Инквизитор был скромнее. Знание не может выжить в такой атмосфере, а если оно утеряно, то обезьяна победит.

2. Второй эшелон неолита – Игра-вовлечение в Знание. Народ. Он Незнайка и он хранитель Знания. Через игру в него вовлекается каждый. Оно в ремеслах, вышивке, архитектуре. Обычаи, традиции, обряды, мифы, легенды, былины, сказки, загадки, поговорки – это Игра-вовлечение. Примерно то же самое  произошло в религии – мудрецы и начетчики будут посрамлены, а дети наследуют царство Божие.
   Но система не играет и другим не даст. И зачем же учиться, когда можно самим учить. Народ, как и детей, нельзя оставлять без призора. И Знайки-словесники засучив рукава, двинулись в народ. В процесс надо окунуться, оседлать и возглавить его. Взять быка за рога, причесать, завести в стойло своих богатых представлений. Если в фильме обезьяны отличались от людей лишь внешне, то в реальности все оказалось хуже. Представьте нашествие мартышек на накрытый стол. Безобразия на любой вкус – кому нравится скатерть сдирать, кому переворачивать, кому мечтать в сторонке – все сгодится и сойдет с рук.

Историки все непонятные ценнейшие шумерские тексты отправляют в корзину “Гипербола и Метафора”. Народ даже не представляет, что там творится. Фольклористы все непонятное бросают в “Мифопоэтическое сознание”.
Я сократил текст, потому что не каждый выдержит эту пытку – нужна крепкая нервная система. Но для тех, кто осилит:

“Серии ключевых мотивов, ... их семантические поля и функциональный облик, законы их притяжения и отталкивания, реализующиеся в сюжетных сцеплениях и в парадигматических рядах изменяющихся форм - все это можно рассматривать как проявление разных сторон мифологического сознания, базирующегося в свою очередь на широком круге мифологических представлений. …Континуум мифологических представлений ... отнюдь не является далеким во времени источником, безразличным к соотнесенным с ним художественным структурам.
…С другой стороны, мифологическая система есть своего рода “резонирующая среда” для художественного фольклора, причем такой резонанс не только до предела усиливает звучание определенных тем и мотивов, но и постоянно добавляет к ним новые “семантические составляющие”, способствуя в свою очередь возникновению своеобразных функционально-смысловых “обертонов”.
…Художественные структуры, по отношению к которым какие-либо мифологические модели представляются архетипическими, не сводимы к ним непосредственно - ни в синхронии, ни в диахронии… “Существует посредующее звено” между художественным образом и соответствующим мифологическим представлением. Это и есть сфера мифопоэтического сознания, по своим законам конструирующего повествование на всех уровнях (от изобразительной системы до сюжетно-композиционной организации): она соотносима с мифологическим мышлением, но не равна ему.” [С.Ю.Неклюдов, VII, (1975), 65-66, 7.5.]

В “Жил был у бабушки серенький козлик”, произведении маститого козла,
Затронуты проблемы жизни, смерти, романтики, любви, добра и зла.

“– Я поэт, зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка!”
А скучный я оттого, что мне скучно – ответил Незнайка”. Почувствуйте разницу.

Знайки сосредоточились и ответили на фольклор Мифологией – наукой о мифах, их природе, сущности, происхождении, функциях и т.д. «Синкретичность и недифференцированность такого мировоззрения, имплицитно содержащего в себе элементы самых различных знаний, делают его неразложимым на составные части». «Миф, – по словам А.Ф. Лосева, – необходимая, прямо можно сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни. Он диалектически необходимая категория сознания и бытия вообще».
   И все в таком духе – “…которые могут вытекать, грубее даже истекать, натекать, набежать, я бы сказал точнее, дважды два четыре, ать, ять…”. Жуть необыкновенная. Я бы никому не пожелал читать авторов подобных вычурных бормоталок. У нормального человека просто будет нервный срыв. Самовлюбленные профессора ставят диагноз народу, не подозревая, что их душевное состояние не вызывает вопросов – полная прострация и неадекватность.

   Наша планета живет в угаре. А главный пропуск в науку это “Пирамидон”, которым обзываешь все недоступное для понимания.
Молодая поросль историков только продолжает худшие традиции своего цеха. К примеру, оказывается, что купальские обряды это сатира на режим. Автор абсолютно не понимает смысла обрядов, но думает, что понимает сатиру, и этого достаточно.
   Представьте себе, что читаете где-нибудь подробное описание вашей улицы, на которой живете, и которую знаете до последнего кустика. А вам говорят, что это мифопоэтическое восприятие некой альфы-Центавры или чего угодно. Но не далее как сегодня вы видели эту Центавру у себя под носом как по-написанному. И какое снадобье принимают фольклористы после этого, будет главным вопросом.
“Операция “Ы”! – Почему “Ы”? – Чтобы никто не догадался”.
Почему тридевятое царство, тридесятое государство?  Не менее бесподобно: – “Тройками считали на Руси”. Я никак не могу привыкнуть к подобным штукам. Одевать ботинки не на голову, господа, это еще не основание подаваться в академики. На Руси всяко-разно считали. В основном на Руси был счет парами вплоть до середины XVIII века. А счет тройками не прижился. И откуда, лебеди, вы взяли, что речь идет об умножении? Тогда было бы “три на десятое царство”. Кто-нибудь слышал о 27-м или 30-м царстве, тогда чего?

   Сказки подверглись научной препарации и тут открылись большие проблемы с пониманием этого дела. Сказочные персонажи прошли тщательный техосмотр. Пропеллера и крыльев у Кощея, Яги и Горыныча обнаружено не было. И как у последнего работает огнемет тоже непонятно. На диссертацию здесь очков не набрать, а вот если в географии порыться...   
   Упоминаний о реке Смородине (от смрад) и Калиновом (каленый) мосту сохранилось много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. В них эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей от жара.
   Фольклористы, конечно же, разыскивают по сию пору реальный прообраз речки Смородины. А как иначе: «Если обратиться к истории создания мифов, легенд и былин, то в основе многих из них лежат реальные факты. С годами и веками их приукрашали, видоизменяли и наделяли новыми подробностями, но канва повествования всегда оставалась прежней».
   «Пилите, Шура, пилите, они золотые!». «Копайте, копайте, ребята, – сказал Сильвер с холодной насмешкой. – Авось выкопаете два-три земляных ореха. Их так любят свиньи». И ведь ищут. Шуры Балагановы бессмертны. Они ищут мировое дерево, мировую гору, Калинов мост, остров Буян, Алатырь-камень, речку Смородину, Стикс, Лето – в любой речке-вонючке ищут свое сокровище.
Если бы они еще и понимали, что карта Острова сокровищ у них перед глазами, цены бы им не было.
   На подмогу искателям бодро спешат академики. Рыбаков Б. считал, что в былинах содержатся искажённые топонимы южнорусских земель, и ассоциировал реку Смородину с рекой Снепород (совр. Самара, левый приток Днепра). Это старинная академическая привычка – попенять непутевому и все напутавшему народу, поправить, выстроить его и указать путь. Кафедры-то святой не было. К слову сказать, это тот академик, который писал толстые книги, где все, что не движется, а также летает, ползает и плавает, крыл Солнцем и Луной. Эти светила были ему понятны вполне, и он радовал мир своей догадой.
   По его же мнению Калинов мост назывался таковым вовсе не из-за того, что был калёным или красным, а потому что был выполнен из веток калины. Эту версию Рыбаков обосновал древностью мифа, которая относится к тем временам, когда люди охотились на мамонтов и ставили ловушки-ямы, покрывая их тонкими слоем веток. Мамонт также стал прототипом и для мифологического чудовища, которое всегда присутствует возле Калинова моста. Где-то там, возможно, после огненной воды он увидел трехглавого мамонта. Здесь же Борис Рыбаков обосновал и Огненную реку, ведь мамонтов загоняли в ловушки при помощи огненной цепи, которая устраивалась загонщиками из травы или кустарников.

“Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
– Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, – объяснил Незнайка”.

   Как не понять, что “академик” и “умный” – далеко не синонимы. Другому Знайке понравится не Луна и Солнце, а какая-нибудь другая штуковина, которой он припечатает древнего человека. Последнему почему-то постоянно все казалось. Под это дело, к примеру, Павлов Н. выдумал “Чашу небесных вод” (ну, вода ведь в емкость собирается), которой он объяснил все подряд от мироздания до богов, алтаря, узла (чтобы чаши перекрывать), потира, просфоры и чаши Грааля! Да, да и Грааль туда же – так люди ценили емкость и экономили воду – “За ирригацию Узбекистана!”.
   Представьте, что через энное число лет обезьяна-ученый будет рассказывать об архаическом взгляде людей на таблицу умножения.
Кстати, взгляд служителей культа на, к примеру, ту же церковную утварь ничем не лучше “Ибо… паки…”.
   
   Ладно бы Знайки скромно собирали древности. Но их тянет толковать. Древний человек был ничего себе, но только немножечко того, с причудами. После ряда объяснений читатель невольно должен понять, что у дикарей все же были серьезные проблемы с головой. Но авторы так неосторожно и так глупо объясняют “архаическое сознание” древнего человека, что закрадывается подозрение о подмене своего сознания на древнее. Кроме паки, паки иже херувимы – ничего более внятного не выходит.
   К примеру: “На природе, укрываясь от дождя и снега, мы на скорую руку, не задумываясь, сооружаем каркас из трех шестов с единственным узлом крепления. Треножник оказывается естественной, самой устойчивой и простой конструктивной схемой. Скорее всего, именно этот эмпирический факт сыграл решающую роль в наделении треножника сакральными свойствами. …Обычное жертвоприношение совершается на круглом или прямоугольном алтаре-жертвеннике с одной или четырьмя опорами. Жертвоприношение при гадании (воскурение, возжигание) совершается на трехногом жертвеннике. Его “треногость” представляет тройную связь небесного светоча и небесных вод с земным миром. Тремя опорами, тремя тяжами, нитями судьбы человек накрепко привязывает себя к небесам, к божественному покровителю, к небесному истоку своей собственной судьбы”. (Павлов Н.Л. “Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев”).
   Ох уж, эта святая простота. Удобно – потому и сакрально. Соколы ясные, если чего-то не понимаете, так и скажите или промолчите. Не закатывайте очи горе, не убеждайте себя и других песнопениями. За отсутствием аргументов обязательный номер программы Знаек изобразить дикаря-туземца. И чем непонятнее, тем выше градус завываний. Авторы станцуют и спляшут и платочком помашут.
– Ну, вот как-то так.
– Теперь-то как не понять.

   Народ обозвали архетипом – коллективное бессознательное. Ирония судьбы в том, что бессознательное спасает от сознательного.
Мироздание, Космос, Мировая ось, господа Знайки, вы сами чего-нибудь поняли из того что нам объясняете? Тогда не кивайте на архетипы. Может туземцы-то дело говорят? Может они из кожи вон лезут, чтобы нам важное втолковать, а не ваши диссертации.

   Ну, что же, обратимся к самому простому, к сказкам. И поймем Игру. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Шумерский круг знаков Зодиака наверняка известен каждому хотя бы по многочисленным гороскопам из СМИ. Знаки появились одновременно с градусами, потому что только 360° позволяют определить 12 наиболее выгодных точек круга получившего точку отсчета. Не менее известен египетский круг 36 деканов. 12 из них совпадают со Знаками. У круга есть горизонтальная ось – право-лево и вертикальная ось – верх-низ.
   Совместим шумерский и египетский круги. И получается, что 3-й Знак приводит вниз круга. То же самое делает 9-й декан, а 10-й декан отмечает самый низ. Отсюда низ круга это тридевятое царство, тридесятое государство. Всего-навсего.

Поэтому число 3 и 9 в текстах в большинстве говорит о преисподней, о потустороннем мире. Три дня душа не покидает тела. На третий день бог воскрес. По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего в подземное царство, остальные девять частей потока окружали землю и море. Этих примеров не счесть и каждый может узнать их.

Низ круга занимает неолитический бог земли и преисподней, верх круга – Великая богиня. Срединная линия это место божества. Середина круга это и есть центр мироздания, это мировое дерево, столб.
В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве. Часто он живёт у Бабы-яги.
Кот и кошачьи принадлежат приоритетно Великой богине.

Круг с точкой отсчета всегда двойной – плюс и минус круг. Тогда минус тройка приводит наверх круга. В любом случае тройка приводит к божеству. Поэтому “Бог троицу любит”. И тройка может упоминаться в светлом качестве.

Горизонтальная и вертикальная ось также двойная – плюс и минус ось. И тогда второе мировое дерево будет перевернутым.
Ашваттха является наиболее частым образом мирового дерева в Индии. Именно под эти деревом на Будду снизошло просветление. Причём священное дерево изображается перевёрнутым. То же касается ясеня Иггдрасиль и шаманского дерева.
Вертикальная ось это и есть мост. Отсюда фольклорные мотивы строительства моста в канун нового года (когда +-Солнце на срединной линии), чудесного золотого моста с деревом и птицами, который строится за одну ночь, превращения дерева в мост. Отсюда связь моста со змеем и с соловьем-разбойником, «яворовых людей» (в польской и белорусской колядке), строящих мост, гадания у моста (в русских сказках – узнавание судьбы под мостом) и т. д.

Бог земли занимает водный знак Рак. Отсюда низ это вода – река, болото, море-океан. Но поле знака Рак перекрывает огненный знак минус Стрельца. Отсюда Огненная река и Калинов (каленый) мост. Чертог Аида окружен огненным потоком Флегетона.
Кощей, вися на волоске, горя в огне или кипя в котле, не умирает. Волосок это вертикальная ось. А стихия низа – огонь и вода. Изнемогая от голода и жажды, Кощей лишь теряет свою необыкновенную силу. Она возвращается к нему стоит лишь ему напиться воды.

Бог и богиня соединены попарно с минус ипостасью – бог земли с минус богиней, богиня с минус богом.
Отсюда бел-горюч Алатырь-камень. Белый цвет принадлежит богине, а камень – атрибут бога земли.

Кто наверху круга, тот и будет Светлым. Кто внизу – Темным.
Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек».
Баба-яга также принадлежит тридевятому царству. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего отрицательный персонаж. У нее костяная нога – птичья лапа, потому что птица приоритетно принадлежит богине.

Минус ипостась богини это богиня домашнего очага.
Во многих сказочных сюжетах в качестве атрибутов Бабы-Яги выступают орудия женского труда, большинство из которых связанны с очагом и готовкой пищи: кочерга, лопата, пест, ступа, помело. Иногда Баба-Яга изображается также сидящей за прялкой и прядущей нить, а ее веретено и клубочек ниток приобретают в сказочной реальности волшебные свойства.

Субъект круга будет всегда крылатым или способным летать. Если он вверху, то значит летает. Если внизу, то его минус ипостась на самом верху. Диск не может быть не крылатым.
Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит».
Бог земли это одновременно бог Грозы – его минус ипостась поднимается в небеса и творит грозу.
В сказке же ступа, например, оказывается предметом, на котором Баба-Яга передвигается в пространстве, заметая при этом следы.
Знаком Великой богини был двойной круг. Ступа – сверху круг, снизу круг. А помело – мировое дерево, вертикальная ось, ее законное место.

Змей и змея принадлежат равно богу и богине, поскольку максимально выражают виды круга. В некоторых сказках он является помощником Кощея. Поэтому, то же самое – низ круга, стихия огонь и вода. А вот откуда он Горыныч (Гора).
Срединная линия (место божества) это адрес аспекта квадрат, а его геометрическая фигура – равнобедренный треугольник. Треугольник помимо знака пола выражал само божество (бога, богиню) – поэтому боги живут на горе или в горе. Поэтому Мировая гора. Отсюда, кстати, и происхождение треножника для воскурения или для котла. Отсюда и Горыныч. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного.
Отсюда Алатырь-камень и мал и велик, как гора.
Чаще всего змей предстаёт трёх или девятиглавым, что понятно. Число голов может быть равно шести или двенадцати – число половины и всего круга. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время он Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Тот, кто занимает верх или низ круга, контролирует весь круг моментально. И ему даже не нужно двигаться. Это хорошо передают шумерские тексты: “Инанна, ты не знаешь усталости…”. Например, Точка1 внизу, а минус Точка1 вверху – это их адреса. Они в двустороннем аспекте. Первые и вторые точки этого аспекта соединены попарно в 180° и 0° (Земля).
Поэтому у коня Кощея невообразимая скорость: «Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолоть, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!»

Прямоугольник это совместная фигура аспектов секстиль и тригон, Линии которых окружают срединную линию. Он означает обитель бога. Отсюда алтарь, ковчег Завета, храм и т.д., а в сказке это сундук Кощея.
«На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо». Заяц принадлежит богу земли – уши как рога (половина круга). Птица принадлежит богу и богине. Яйцо – живое воплощение круга. А игла в яйце это вертикальная ось. Сломаешь, разомкнешь круг, и все закончится.

   Сказки – игра, потому их любят дети. Они учат быть человеком. В них разная тематика, но чем сказки древнее, тем они больше приглашают к кругу. И к нему столько приглашений, что становится грустно.

   Выразительна роль бессловесной женщины в первой «Планете обезьян» Но она еще не начало истории, а продолжение. Немая спутница Тейлора также появляется в «Планете обезьян: Война». Девочка, найденная Цезарем, орангутангом Морисом и гориллой Лукой, заражена новым вирусом, ограничивающим способность человека говорить. В одном из самых трогательных моментов в фильме девочка спрашивает Мориса, является ли она человеком или обезьяной. Морис передает ей значок от Chevrolet Nova, найденной ранее в убежище «Плохой обезьяны». «Ты – Нова», – говорит Морис девочке, называя имя немой туземки из не такого далекого будущего.
На Планете обезьян лучше молчать и быть Незнайкой, чем принимать систему.

– Незнайка, ты неисправим! – Если бы я был исправим, то вся наша с вами интересная жизнь сразу бы стала неинтересной.
“С тех пор книга лежит у него на полке – ждет, когда он поумнеет (Н.Носов)”. И пусть себе лежит, потому что когда закончатся Незнайки, настанет Планета обезьян.


Рецензии