Храните деньги в сберегательной кассе

В Прощёное Воскресенье звонил в Сбербанк... Кредит не простили.

Я уже рассказывал, что в конце восьмидесятых я стал должником Сбербанка. Тогда под программу «Жилье 2000» пробил в Исполкоме несколько гектаров земли под жилищное строительство и стал собирать коллектив «единомышленников-строителей».
Вместе-то легче строить дома. Ну и в любом бизнес-плане самый главный вопрос: «Откуда деньги?». Причем денег на стройку надо много.
А у кого в СССР, кроме криминала, были деньги?
А деньги были в Сбербанке, тогда он еще назывался сберкассой.
Попытка с ходу получить кредит с треском провалилась. В то время выходцы из Чечни отоваривали свои «авизо» и, скорее всего, не бесплатно. А тут я, «на халяву» лезу.
Понятное дело, надо «заинтересовывать людей». Предложить деньги. Но если это дело «раскрутят», то сидеть мне не пересидеть. Совсем такой «курорт» меня не устраивает.
И вспомнил я о Пашке.
Работал у нас в ту пору в цехе молодой парень, простой рабочий. Однако красавец был знатный,  Ален Делон отдыхает, да и по характеру настоящий «Казанова».
Всех женщин в цехе охмурил и до постели довёл за ручку, даже тех, кто ему по возрасту в матери годился.
Агитировать его мне даже и не пришлось, он сразу согласился. «Выбить» для себя участок в месткоме, где работали почти все женщины, для него было плевое дело. Да ещё и в «инициативную группу» включили и неплохой участок выделили.
Мои надежды он полностью оправдал, не устояли перед ним сберкассовые красотки. Кредиты нам выдали в Сберкассе просто огромные, по пятьсот тысяч рублей каждому. Это притом, что зарплата у меня тогда была всего триста рублей, а у Пашки и того меньше, рублей двести, не больше. Как фрезеровщик он был никакой. «Спец» в другой области.
Я тогда очень рассчитывал на инфляцию, что она съест кредит. Первые два года я был освобожден от выплаты процентов по кредиту, как застройщик, потом еще пару лет платил по два процента годовых, ну а дальше инфляция стала ужасающей и кредит «растаял».
О чем думал Пашка, со своей зарплатой в две сотни рублей?
Скорее всего, ни о чём не думал, кроме женщин, его вообще в жизни ничего больше и не интересовало.
Но дом он себе построил. Еще один он построил для постоянной любовницы. Для неё он тоже сумел участок в месткоме выбить, как матери-одиночке. Ребенок вроде как его.
На оставшиеся деньги от кредита он купил или, как тогда говорили, приватизировал магазин, с этого сейчас и живет.
Вот вам и «Казанова».
* * *

Вот такие были тогда времена, одновременно и наивные и светлые, и в то же время таившие в воздухе сгущавшуюся угрозу. Угрозу нашему устоявшемуся благополучию, нашим ценностям, нашим социальным достижениям. Угрозу нашему общему дому – Советскому Союзу, который, как выяснилось, доживал свои последние годы…


Рецензии