Таможня даёт Добро или как не стать террористом

(На фото: граффити Адам и Ева в Раю. - Пос.Ст.Бухтарма)

И куды только ныне не шастает народ русский! Понадоела ему всякая там заграница, с которой мужики да бабы нашенские за века соседства поднаторели воевать да бесов заграничных в ихнее болото прогонять. А вот спустя столетия дожили до того, шо болото ихнее в порядок привели, и шастають туда ныне все, кому не лень. Ну а кому уже это не надобно — в России-матушке и своих болот хватаеть! — тем отчего-то вдруг про петухов да кур вспоминают, да про суп куриный мечтают! А мы вот, грешным делом, «за границей казахской», поели окрошки ихней да в восторг пришли. Ибо жара достала, международная она какая-то ныне, жара эта земная... А окрошки на минералке, которой насладились в тихом и уютном кафе по вполне доступным и как бы совсем недорогим для русских путешественников ценам, сразу напомнила о просторе исконно русском. И хотя там красиво было у моря заморского, и скалы были у побережья реликтовые, и горы высотой аж до 650 метров, а домой все же вернулись и еще и дома съездили на наше, Обское море. И покупались, покуда жара не умерила пыл свой...
Этим летом мы с другими «играми» столкнулись...
Таможенники, называются! Хммм! Прогулялись мы по жаре на 2 моря и попали в атмосферу и территории бывшей страны социализма. Антересно! Аж жуть! Границу проезжали дважды и сталкивались с нашей и ихней таможней. Вот кино-то было! И еще какое! Ни фото снять, ни видео!
В 2 часа ночи свет врубили, всех разбудили и из автобуса выгнали. С вещами и багажом. На досмотр. В кромешной тьме. И только тусклый свет освещал окно таможни нашей. Народ цепочкой с вещами перед окошком вагончика проползал. Паспорта в окошко подавали. А там... Мама родная! Ни в сказке сказать, ни пером описать!.. Сидит наш — в форме, на клавиатуре набирает данные с паспортов. Полусонный как муха, носом клюет, будто с бодуна. А вокруг него и по экрану монитора, и по верху, и по клавиатуре, и в воздухе, и под ногами народа, у вагончика, по дороге жучки летают и ползают! Ночные! Шелковка японская. Коричневато-золотистая такая.
А народ шепотом и погромче: — Гляньте-ка! Тараканов-то сколько! Так вот они куда все эмигрировали!!! На границу! Таможенниками устроились! И сколько их тут, мама родная!..
— А этот-то, этот! Гляньте! Полусонный, только и успевает, что на клавиши жать да тараканов с головы сгонять!..
А таможенник ну никак не реагирует на них. Видать, привык уже и не отмахивается. Только капельки пота по лбу выступили. А пустой автобус через границу проехал и встал, ожидая народ. Будто всех в ГУЛАГ везти собирался. Да и водитель хреновый! Хам попался. На всех басом громыхал, грубо так, будто сосны валил!
— Встать всем! С вещами! Ничего не оставлять! Из багажа все забрать! Вперед! Выйти из автобуса! На досмотр — марш! Мужчина! Я ясно сказал?! Все забрать! А вы, на хрен, бутылку с водой зачем оставили?! Женщина! А эти пакеты почему в бардачке оставили? Может еще и ребенка сваво туды засунете?!
А всех журналистов на хрен пошлют, ежели снять захотят! И всю аппаратуру погрохают! Вот тебе и таможня! Добро?! Куда там!..
А на 2-й таможне, импортной, кино второе было. Через полчаса после первой серии. Снова свет и снова тот же голос хамский. И все те же слова. И там тоже со всем скарбом народ из автобуса выполз. И по ступенькам шел. Но уже в здание ихней таможни. Она у них в хоромах каменных. И сидят там по две стороны два «бойца» в форме. За окошками. Как карпы в пруду. И тоже по клаве шлепают! А народ в 2 шеренги перед ними по центру проходит. И в щелку под стеклом документы да приписные листочки суеть! А они тупо так смотрят на тебя, спрашивают: — Куда и с какой целью прибыли? — А после ответа ишшо чего-то шипят. Новый вопрос. Надолго али нет? Ну, ладно, зафиксировали, штамп на талончик въездной вбухали, так и быть, проходите! Следующий! И вот уже все прошедшие тихохонько так, полусонно , тащат за собой сумки да вещи, да чумоданы, да пакеты с водой и едой да вещами теплыми… И к выходу из здания. К автобусу.
Чумоданы назад, в багажный отсек, а после в автобус, на места свои. И все. Спать! Скорее! Дальше! 30 минут и все! Снова свет гаснет и водители, тихо матерясь, трогают свою тачку в путь! И вот так, с матерными словами, нас на ихнюю территорию и привезли… Наснимали там... около 700 фото. Так что по частям, когда время будет, загружу самое-самое...
3-я серия. Едем домой. Теперь первой проходим через их таможню. Все в точности повторяется. Все уже автоматически готовы к проходу в полусне сквозь липовый кордон. Но вот неожиданно двое их людей в форме занимают позицию у стола. И дают команду подходить с вещами к столу, а уж после к окошкам. Новая процедура, которую никто и не ожидал. Шмон. Выстраивается неслабый хвостик из 40 с лишним пассажиров. Все чуть-чуть проснулись и заворочали головами. Шмон начался. И чего от него ждать? В воздухе повисла напряженная тишина и ожидание чего-то далеко не совсем хорошего. Все открывают сумки и чемоданы, рюкзаки и баулы. От пассажиров следуют пояснения для таможенников по части тех или иных вещей в багаже. Наконец, настала наша очередь. Таможенник проверяет документы и вещи у жены в скором темпе, задает отработанные вопросы и наконец пропускает ее к окошкам, где придирчиво сквозь полусонное состояние сотрудники сквозь стекло «заставы» смотрят на ваше фото в документе и на «морду лица». Сличение. Тупо и медленно изучают все черты и морщины, волосы и родинки. А вдруг появились новые? Одновременно вводятся данные в комп для сличения с первоначальными. Все в порядке Жену пропускают и там. Талончик пребывания вместе со свежей печатью изымается и накалывается на штырь, как насекомое на булавку.
Направляясь к окошкам для демонстрации морды лица, жена успевает сунуть мне паспорт, но молодой парень-рядовой из спецподразделения, который осматривал ее немногочисленные вещи, уже начал осмотр очередной жертвы досмотра. Рядом за столом стоит на позиции его командир – мужик в чине и слегка постарше. Он смотрит на меня и жестом показывает на рюкзак. Открываю и начинаю доставать вещи сверху. Следуют мои комменты. Спальники, палатка, женская косметика (он удивленно косится – а зачем мне она?), еда, котелки и… о боже! Газовый баллончик для минигорелки. В пакете рядом со спальником… Достаю и протягиваю. Лейтенант напряженно смотрит на баллончик, нервно берет его, начинает вертеть в руках, пробует прочесть надписи на английском и на китайском. В воздухе повисли тишина, напряжение и его мысль: вот он, нарушитель спокойствия. Террорист или нет? Он напряженно смотрит на мое загорелое, слегка закопченное пылью лицо. А в воздухе сразу ощущается его новая, как бы шальная мысль: а точно ли он из России? Может откуда-то из ОАЭ? И почему такой прокопченный? Продолжаю пояснения. Горелку достать? Показать, как она работает? Нет, не надо. Баллончик еще раз осмотрен, надпись с трудом понята. И даже была попытка положить его на стол и явно ощущалось его сомнение – задержать или пропустить. Его колебания все же перевесили на сторону «пропустить». Спрашивает: откуда следую и куда. Отвечаю: из Бухтармы, Усть-Каменогорска в Россию в Новосибирск. У него опять легкое замешательство. Что еще не так? Он поправляет и с акцентом показывает, как надо отвечать на данный вопрос. Фу ты ну ты… Неужто всё?! Вроде бы да! Ура! Наша взяла, прошли!
Укладываю в спешке то, что вытрясли и отодвигаюсь к краю стола. А следом уже другой пассажир вытряхивает содержимое своей громадной черной спортивной сумки… Всё! Упаковал и следую к окошку. На предмет демонстрации морды лица. Еще раз. Женщина полусонно, будто под наркозом, смотрит на черты лица и пробует сравнить сквозь загар.
Наконец, сравнила. Данные ввела, ответ машины получила. Паспорт отдает назад, талон пребывания ложится на шест. Всё. Можно идти в автобус. Уфф! Рюкзак в багаж, остальное с собой в салон. Жена стоит рядом с багажником и поджидает. Вкратце рассказываю о возникшей проблеме с баллончиком. Вот он – террорист нового поколения! С легким газовым экологическим баллончиком для горелки! Она еле сдерживает смех…
В первый раз впечатление было такое, что таможня работает чисто формально, для наведения небольшого шока и малой толики «страха» в порядке профилактики. А в процессе 3-го досмотра впечатление уже такое, будто между нашими странами – бывшими республиками снова возникли какие-то спорные отношения и выяснить их пробуют за счет совершенно бессмысленного и тупого издевательства над рядовыми туристами.
После 3-й серии шмона народ бухался в кресла досыпать, и автобус в кромешной тьме, по разбитой грунтовке, пролегающей между двух колючих заграждений, пересекал нейтральную полосу длиной около 1,5—2-х километров. А далее следовала следующая (а может и та же самая) процедура, весьма схожая с 1-й серией. Только уже в небольшом здании и без жучков.
Наши подавали документы в два окошка на предмет сверки их с компьютерными данными, внесенными при 1-й регистрации. А пока двое полусонных русских таможенников сверяют данные, на улице происходило нечто иное. Багаж, выложенный в кучу около автобуса, по кругу со всех сторон обходили и с помощью фонариков осматривали еще двое — в масках, в форме спецназа. Вот кино-то... Ни новейшей аппаратуры, как в аэропортах, ни собак, которые в момент учуят всякую бяку-кулебяку...
На 3-й серии, когда ихние вдруг начали особо выделываться, пара пассажиров из очереди, стоящие впереди нас, дожидаясь своего череда, спросила у молодого парня-таможенника, а что же он ищет в багаже? Наркотики что ли?
Парень в хаки и английских ботинках сердито поднял подбородок, краем глаз взглянул на своего лейтенанта, а потом сурово на тех, кто задал вопрос и с легким акцентом, серьезно так, будто он сам Рокфеллер, и никак не меньше, отвечает:
— Что надо то и смотрим! И наркотики тоже! У вас запросто могут быть и другие запрещенные вещи: например, отравляющие, горючие и легко воспламеняющиеся смеси, аморфные, жидкие и твердые взрывчатые вещества, литература антигосударственного, террористического и порнохарактера (журнал Плейбой, что ли??!!) и т.д., и другие запрещенные к ввозу и вывозу предметы.
Какие — пришлось догадываться самим. К примеру, овощи и фрукты. На них и внутри них могут быть сельхозвредители и бактерии, вирусы.
— А почему у вас нет обученных собак? Ведь с ними-то проще?!
— Да мы и сами не хуже собак найдем...
После 4-серии шмона, свершенного нашими «на алтайской заставе Ильича» в поселке Михайловка, народ впадает почти в полное недоумение: вроде бы между Россией и Казахстаном по новому соглашению договорились о безрегистрационном пребывании своих граждан на территории сопредельной страны на срок до 30 суток, сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на брифинге в Астане по итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным. То есть все туристы попросту должны проезжать в автобусе к месту следования без всяких процедур и досмотра. Ан нет! Соглашение видимо лишь «для галочки», а на деле все будет иначе!
Отмена таможенного контроля товаров и транспортных средств на российско-казахстанской границе запланирована на 1 июля 2011 года. С этого момента сибиряки смогут посещать сопредельное государство без длительной процедуры таможенного досмотра.
Несмотря на то, что Россия и Казахстан уже вступили в новый Таможенный союз, в настоящее время на российско-казахстанской границе продолжают осуществлять таможенный контроль товаров и транспортных средств. Вот такой процесс протекает в жизни отдыхающих. Как в песне В.Высоцкого «А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты!» На самом деле там свыше 9 дней не было дождей и всё горело. И все приграничные цветы в степи оказались в пыли и засохли...

И всё же мы вот как-то вдохновились — красота реликтовых скал и отправились на Бухтарминское море. И купались, и наслаждались красотой Природы, и прошли там пешком по жаре немало км, может 20, а может 30, чтобы увидеть еще 3 поселка, и съездили за 80 км на рейсовом ПАЗике, чтобы увидеть еще один известный поселок. И вот после увиденного возникло стойкое ощущение, что вся страна казахская работала при социализме исключительно на Алма-Ату. Чтобы сделать в ней коммунизм. А в остальных городах и поселках уровень жизни был просто как при разрухе... А про Усть-Каменогорск говорить можно долго. Но лучше всё увидеть самим... И вот уже, побывав в пос. Зыряновск, жизнь которого сейчас зависит исключительно от успехов Управления ЗГОК ТОО «Казцинк», увидели там в парке фотогалерею — рядом с фонтаном и монументом в виде бура — на тему «Родная наша Астана» и иже с ней дражайший Н.Назарбаев. И галерея эта ясно показывает, что ныне вся страна казахская, начиная с момента отделения от бывшего СССР, бросила в очередной раз все свои силы и средства на развитие и обустройство новой столицы казахской. Ныне цель развития № 1 — Астана. Цвети, столица, как сакура у чертогов гор манящих! А все поселки, села и города по-прежнему в упадке и весьма медленном развитии. Зато Астана — выглядит не хуже Нью-Йорка! А уж сколько аптек в Зыряновске — тьма тьмущая. Вот где со здоровьем от «Казцинка» чудеса. Как пел на старых пластинках Куплеты Мефистофеля Ф. Шаляпин: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал! Правит бал!» Вот тебе и жара земная! Главное лицо в Зыряновске даже не сохранившийся там монумент В. Ленина, а Казцинк. А в Усть-Каменогорске — везде стоят памятники величине № 1 — Абаю и еще акыну народному Жамбылу Жабаеву. Но и он отстает в развитии от Астаны... Жара была +35 °С. Но мы все же по тени походили и поглядели на город Абая... А кто правит бал в других городах страны казахской — не ведаем... Наверное, закон сохранения интриги... Въезжали мы в страну, родством близкую детству многих покинувших её, не с черного входа, а через официальную «дыру».

Июль 2012

P.S. Фотографии всех скитаний по земле казахской лежат здесь:
Усть-Каменогорск (2012)
https://my.mail.ru/mail/nika_tarnovsky12/photo/5411
Пос. Новая Бухтарма (2012)
https://my.mail.ru/mail/nika_tarnovsky12/photo/5771
Пос. Старая Бухтарма (2012)
https://my.mail.ru/mail/nika_tarnovsky12/photo/5953
БО «Мохнатка» (2012)
https://my.mail.ru/mail/nika_tarnovsky12/photo/5591
Зыряновск (2012)
https://my.mail.ru/mail/nika_tarnovsky12/photo/6079
Пос. Октябрьский (2012)
https://my.mail.ru/mail/nika_tarnovsky12/photo/5893


Рецензии