Рассказ 11. Царство книги

У меня сейчас в руках пожелтевший от времени листочек, порвавшийся на сгибах, с текстом, напечатанным на машинке, с подписью и печатью. А листочку этому более 50-ти лет. Это Характеристика–рекомендация выпускницы средней общеобразовательной трудовой политехнической с производственным обучением школы. Тогда в обычной средней школе учили еще и профессии - токаря, слесаря, секретаря-машинистки, воспитателя детского сада.  Для этих премудростей отводился один день в неделю в 9-11 классах. После школы молодой человек, не поступив в институт, мог работать не чернорабочим или уборщицей, а сообразно полученным в школе навыкам. Кроме аттестата о среднем образовании, выдавалось Свидетельство о присвоении квалификации. Вот такое Свидетельство было и у меня, в котором стояла запись – «присвоена профессия (специальность) воспитателя детского сада». Это давало возможность работать по специальности воспитателем, а не нянечкой в детском саду. И престижнее и денег немного больше. Заботились тогда в советской стране о подрастающем поколении.

В характеристике помимо дифирамбов о патриотизме, скромности и трудолюбии есть такая запись: «С 1958 года состоит в активе библиотеки Д.К. им. Конина. За хорошую и активную работу имеет ряд благодарностей и премий».

Ремарка. В той же Характеристике есть запись: «Имеет 3-й юношеский разряд по лыжам». Странно, но насколько я помню, единственные свои лыжные гонки я с треском провалила. С подругой по несчастью мы пришли последними, когда нас уже не ждали. Но, может быть, что-то и забыла, столько времени прошло! Но зимой почти каждый день отправлялась на лыжах в лес к горке, которая была в 3 км от дома.  На этой горке, достаточно высокой, да еще и с трамплином я лихо съезжала и так гордилась собой! Детское безрассудство – в будни там никого не было, кто бы мне помог в лесу в случае беды? Но притягивал магнитом заснеженный таинственный лес, искрящийся на солнце снег и тишина. И во всем этом великолепии девочка на лыжах, которые крепились к валенкам веревками, потертый в некоторых местах платок, вытянутый на коленках спортивный костюм с начесом – красота неописуемая! Но, кто знает, может быть, эти вояжи и привели меня к 3-му разряду по лыжам?

Вернемся к книгам. Здание Дома Культуры им. Конина построено в 1929 году по проекту известного архитектора Владимира Щуко. Стиль постройки – конструктивизм – предполагает строгость, лаконичность и монолитность внешнего облика. Таких Дворцов культуры в Подмосковье было всего четыре. Вокруг темно-серого здания ДК раскинулся большой парк с тенистыми аллеями и уютными лавочками, где любили отдыхать жители городка, а летом там действовала открытая танцплощадка. В самом здании был актовый зал, где показывали художественные фильмы, проходили торжественные мероприятия в праздники, работали кружки – театральный, хоровой, танцевальный.

Но самым главным для меня было то, что в этом здании находилась детская библиотека. Царство книги! Это длинные стеллажи с удивительными книгами, запах типографской краски и неистребимый запах пыли. Сколько радости таилось в этих книгах – королевы и принцы, скачущие лошади в прерии, клады и неизведанные острова, герои войны и революции, волшебные сказки, полеты на воздушном шаре и на таинственные звезды Вселенной! Сколько нового я для себя узнавала! Я читала запоем – сидя за столом и во время ходьбы, в автобусе и во время еды, на переменах в школе и даже на уроках, заглядывая в прорезь откидной крышки парты.

Я уже не была девочкой, которая училась в школе. Я была отважной Жанной де Арк, негром на плантации, подругой капитана Немо, прекрасной Оливией. Я была в Клондайке, через пороги тащила лодки на Юконе и плыла в Южные моря на «Снарке». Если у книги был плохой конец, я придумывала хороший. Орлеанская Дева не погибала на костре, бедный негр-дядя Том не умирал, а помощь приходила к нему своевременно(«Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу). Мальчиш-Кибальчиш Аркадия Гайдара не погибал от рук проклятых буржуинов, а пароходы, летчики и паровозы посылали Привет живому. Я осуждала маститых писателей за то, что они до этого не могли додуматься.

Да, я работала в активе детской библиотеки. Прекрасным было то, что я могла читать самые лучшие книги, и я их читала запоем. Мы, дети, реставрировали книги, подклеивали рассыпающиеся странички, сшивали, обновляли обложку. Нам нравилось приводить книги в порядок. Иногда списанные книги нам дарили, так у меня собралась маленькая библиотечка из самых лучших детских книг. Ведь это были книги, которые чаще всего выбирали читатели. При необходимости мы сидели и на выдаче книг, детским почерком внося записи в формуляры. Мы ощущали себя взрослыми, строго спрашивали с грязнуль, которые возвращали книги с пятнами. Мы уже могли посоветовать, какие книги лучше читать.

Была ли польза для школы от такого чтения. Конечно, была. За сочинения я получала неизменные пятерки. Грамотность была тогда лучше всяких похвал. Вы скажете, дорогие мои читатели, что эта девочка жила в иллюзорном придуманном мире, что же здесь хорошего? Да так, но она повзрослела и стала жить в настоящем реальном. Но нравственные принципы, заложенные в книгах, накрепко засели в ее голову. Ведь во всех этих книгах нам показывали положительных героев. Конечно, мы тогда не жили, как в коконе. Повзрослев, мы читали Ивана Бунина «Легкое дыхание», Эмиля Золя «Жерминаль», Стефана Цвейга «Письмо незнакомки». Но разве это может сравниться с сегодняшней порнографической макулатурой, порносайтами, журналами с откровенными в своем бесстыдстве картинками, Домом-2, от которых мы не в состоянии уберечь наших детей и внуков. Сейчас на них обрушилось столько непристойностей, что диву даешься, как это может выдержать детская и подростковая психика.

Во что играют наши дети? Гоняют по полю монстров и гору военной техники? А мы играли в разведчиков и партизан. Кого из артистов сейчас награждают орденами – Филиппа Киркорова и Аллу Пугачеву? Это достойный пример для подражания? 

В заключение я хочу сказать – Читайте своим детям и внукам хорошие книги и пусть сами читают, повзрослев. От этого будет только польза и никакого вреда. И ваши детки вырастут нравственно здоровыми людьми.


Рецензии