Чао, Адель!
Ситуация резко изменилась, когда в 1938 году Австрия после аншлюса вошла в Третий Рейх. Фердинанду удалось бежать через Чехословакию в Швейцарию, почти все имущество и картины экспроприировали нацисты. 13 ноября 1945 года Фердинанд Блох-Бауэр умер, из всех потерь самой горькой для него стало расставание с «Золотой Аделью». Перед смертью он изменил завещание, отменив дарение картин Климта Австрии. Наследниками Фердинанда стали его племянники.
В 1998 году в Австрии приняли Закон о реституции, по которому каждый мог запросить в музеях информацию об истории произведений искусства, многие из которых попали в музеи после экспроприации. К этому времени из наследников в живых осталась лишь племянница Мария. В 1937 году она вышла замуж за Фредерика Альмана, через год его арестовали и отправили в лагерь в Дахау. У Марии отобрали все имущество, в том числе и знаменитое бриллиантовое колье её тёти Адель. Чудом Марии и Фредерику удалось бежать из страны, уехать в США и начать жизнь с нуля. Мария получила американское гражданство, супруги жили в Лос-Анджелесе, у них родилось четверо детей.
Один из журналистов сообщил Марии Альтман, что она имеет право на возвращении картин Густава Климта. Начался многолетний процесс «Мария Альтман против Австрийской республики». В 2005 году суд постановил вернуть Марии полотна Климта. Австрия оплакивала «Золотую Адель», ставшую символом страны. Но Мария не настаивала на её возвращении. Она заявила, что готова продать портрет тёти за 135 миллионов долларов. Начался сбор средств, однако, когда сумма была почти собрана, Мария Альтман заявила, что в результате шумихи рыночная цена выросла. Теперь «Золотая Адель» стоила почти вдвое дороже! Таких средств Австрия не нашла, в феврале 2006 года тысячи австрийцев вышли проводить свою Адель, люди стояли по пути следования машины с картиной, многие плакали. В связи с этим событием был выпущен постер «Чао, Адель!»
14 февраля 2006 года пять картин Густава Климта прибыли в Лос-Анджелес, а уже через несколько месяцев миллионер Рональд Лаудер приобрёл «Золотую Адель» за те же самые 135 миллионов долларов, за которые Мария Альтман отказалась продавать её Австрии. На радостях Лаудер основал в Нью-Йорке Новую галерею. С тех пор «Золотая Адель» пребывает там в окружении остальных четырёх шедевров Густава Климта, и все так же прекрасна, как и в день окончания работы над ней гения, разгадавшего тайну женщины.
Картины, перешедшие к Марии Альтман
Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907
Портрет Адели Блох-Бауэр II, 1912
Березовая роща, 1903
Яблоня I, 1912
Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916
Свидетельство о публикации №218011500130