Обзор книг про воспитание Ч. 1

В течение прошлого года я читала много разной литературы по воспитанию и раннему развитию детей.

Книга Б. Никитина запомнилась мне экстремальными методиками закаливания и ранним приучением к горшку. В своем подходе он ставит во главу угла физическое развитие детей. Он также утверждает, что абсолютно любая женщина, независимо от того, естественно она рожала или с помощью Касарево-сечения, способна сама вскормить грудью своего ребенка, если установить контакт ребенка с матерью сразу после родов и правильно начать кормление.

В монографии Н. Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека» приводится подробный сравнительный анализ развития ребенка и малыша-шимпанзе: развитие эмоциональной, двигательной сферы, игровой деятельности, инстинкта привязанности и заботы и т.д.


Ю. Гиппенрейтор в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» учит родителей безусловному принятию своего ребенка и умению слышать (активному слушанию), давать относительную свободу и быть рядом, когда нужно.

С. Лупан в книге «Поверь в свое дитя» описала личный опыт мамы по адаптации методики раннего развития Домана для собственного ребенка. Автор занималась со своим маленьким ребенком (которому ещё не было года ) математикой, речевым развитием, знакомила с иностранным языком и произведениями искусства. Главное, о чем пишет Сесиль, занятия должны быть ненавязчивыми, проводиться в процессе игры, когда ребенок находится в хорошем настроении и заинтересован. А также занятия должны быть в радость маме. Дети очень чувствительны к эмоциональному фону материя, поэтому весь негатив моментально передается ребенку
В таком случае будет формироваться не интерес, а отвращение к занятиям.
Мне очень понравилось занятие - игра по составлению книги о жизни малыша, которое нацелено на знакомство с буквами и и формирование элементарного представления о прошлом. Но сама я его так и не попробовала реализовать, всё никак не соберусь подобрать фотографии и распечатать.
Какими советами из этой книги я воспользовалась? Знакомила ребенка с количеством и цифрами, формами и цветами; иногда мы просматриваем кантины русских живописцев или слушаем классическую музыку; когда дочка была поменьше, я на ночь ей пела много различных песен (это, как пишет автор книги, способствует обогащениюпассивного словаря, развивает музыкальный слух ребенка); изучаем живую природу: рассматриваем травинки, жучков, мох на деревьях, листья разной формы, ходили летом в зоопарк, часто наблюдаем за домашними животными: кошками, собаками, козами, цыплятами, поросятками, телятками. Однако, наши "занятия" носят несистемный характер, что не есть хорошо, автор книги указывает, что родителем должна быть сформирована система развития, которую нужно соблюдать, не очень насыщенная, одного занятия в неделю достаточно.

Еще одна книга - П. Друкерман "Французские дети не плюются едой". Она о том, как много существует различий в подходах к воспитанию детей в Америке и Европе. В числе прочего автор отмечает, что основные принципы воспитания во Франции:
• Соблюдение четких рамок: режим дня, питания, определенные правила поведения; этих рамок придерживаются все члены общества, а не только дети. Это важно! Но внутри этих рамок детям дается свобода выбора.
• Сдержанность, спокойствие, безъэмоциональность при общении с детьми, поощрении и наказании их.
• Терпение, умение держать паузу и обучение детей умению ожидать желаемого.
• Французские мамы не считают своих детей «центром Вселенной», не прибегают по первому зову, но находятся рядом, умеют прийти на помощь в нужный момент, оставляя за ребенком свободу выбора, возможность отказаться от помощи.
• Взрослые общаются с детьми на равных, как с маленькими взрослыми, с первых дней жизни серьезно разговаривают, объясняют. Они убеждены, что младенец всё понимает, только пока разговаривать не может. Но ведь если человек не может выразить свои мысли словами, это не значит, что их у него нет.
Читая эту книгу, понимаешь, насколько сильно накладывает отпечаток культурный фактор на процесс воспитания детей. А также задумываешься над тем, что излишнее внимание и опека, что характерно для многих современных родителей, может навредить, не дать развиться важным навыкам.
Принципы французского воспитания, описанные в книге, действуют потому, что их поддерживают все: родители, знакомые, родственники, воспитатели в детском саду. Попытки внедрить описанные советы в нашу реальность, на мой взгляд не принесут таких же головокружительных успехов. Однако несколько умных мыслей можно взять на заметку.
Также я поверхностно познакомилась с методикой М. Монтессори по отзывам и статьям в Интернете, но до ее собственных трудов еще не добралась.


Рецензии
Большое спасибо за ваш труд, для меня интересно.
Сейчас у меня появилось время для "разбора полётов", то есть
анализом прошлой жизни со смягчающими обстоятельствами...
Немного жила в Европе, есть понятие ...
БЛАГО ДАРЮ

Аля Аджигитова   30.01.2018 17:11     Заявить о нарушении