N I C E

Вид с обзорной площадки на залив Ангелов и Ниццу. Лазурное побережье.  Франция.
Фото автора.


"О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!"

Федор Тютчев

Это, казалось бы, неприметное и ничем особым не примечательное происшествие случилось во второй день посещения Ниццы. Кажущаяся незначительность эпизода все же оставила след в моей памяти, как оказалось, сумев надолго поразить мое воображение.

Ницца! Великолепная Ницца, которую по праву называют жемчужиной Французской Ривьеры. Славное место, с давних пор вдохновляющее поэтов и живописцев. Райский уголок на земле, куда стремятся самые одаренные, известные и знаменитые.

Место, неизменно притягивающее своим мягким климатом, целебным воздухом, пышными пальмами, роскошной растительностью и теплыми волнами лазурного побережья. Достаточно к тому же упомянуть, что Ницца занимает второе место во Франции по количеству достопримечательностей после Парижа.

Картинные галереи, музеи Матисса и Шагала. А сама семикилометровая набережная «Променад-дез-Англе», тянущаяся вдоль широкой пляжной полосы, обрамленная стройными рядами пальм, украшенная прекрасными зданиями и особняками. Чего стоит знаменитая Опера или строение старинного Гранд-отеля «Негреско»!

Романтические улочки в старинной части города, шумный цветочный рынок, где можно найти все диковинные товары средиземноморья. А фантастически красивая центральная площадь Массен с ее фонтаном «дю Солей».

Вид Замковой горы с искрящимся в лучах солнца водопадом. Словно изысканная декорация для панорамы чудного города у моря.

Именно к располагающемуся на вершине этого холма парку Шато мы с попутчицей и направились с самого утра, наугад поднимаясь вверх по серпантинной дороге.

Кладбище – Некрополь. Само по себе одна из ярких достопримечательностей Ниццы. Его с полным основанием можно назвать произведением искусства. Здесь мраморные надгробия богатых и знаменитых навеки упокоились в вышине, вознесясь над амфитеатром раскинувшейся внизу Ниццей.

Здесь мы отыскали могилу русского философа и публициста Александра Герцена. Недавно прочитанное «Былое и думы» свежи еще в памяти моей.

Еще выше к вершине холма – прекрасный парк Шато, разбитый на месте старинных развалин замка. Впечатляющие искусственные водопады, площадки с мозаикой по древнегреческим мотивам, тенистые тропинки, укрывающие от палящих лучей солнца.

А какие виды открываются сверху со смотровых площадок! Залив Ангелов, Ницца, изнеженная красавица Ницца вся, как на ладони!

Утомленные увиденным, перегруженные впечатлениями, мы возвращались в отель по ж/д на электричке. Надо заметить, что здесь электрички значительно отличаются от привычных нам.

Двухэтажные, при входе требуется пробивать билет в автомате, а при выходе не забыть нажать на кнопку. Позже мы узнали, что проезд на электричке вдвое дороже, чем поездка в автобусе.

Все эти, казалось бы, совершенно незначительные мелочи немаловажны при самостоятельном путешествии в чужой стране.

Я поднялась на второй этаж. Салон был заполнен пассажирами приблизительно наполовину. И тут я увидела его. Его просто невозможно было не заметить, хотя ничего особенного, бросающегося в глаза в незнакомце не было.

Нет, совсем не Ален Делон. Неброская бежево-коричневая гамма кажущейся простой одежды. Я не могла судить о национальности. Француз, бельгиец или… просто европеец.

Довольно худощавый, с приятными чертами лица, на вид лет тридцати пяти, не более. И все же в нем было что-то сразу обращающее на себя внимание. Возможно, манеры…

Не знаю, как это выразить. Но этот молодой человек показался мне в тот момент непревзойденно изящным и элегантным. К тому же, за этим (внешним?) чувствовалась богатая внутренняя наполненность, какая-то значительность, что ли...

И это сразу (каким-то чудом) ощущалось, хотя он сидел один, в спокойной позе, задумчиво глядя в окно. И все…

Возможно, вы уже иронически улыбаетесь, читая эти строки. Но и сейчас, спустя годы, я по-прежнему уверена в этом. А тогда безошибочно почувствовала и определила, как данность.

Позже моя попутчица, которая прошла по салону впереди, тоже отметила это. И сказала, что она просто не решилась присесть с ним рядом. Т.к. по ее словам «он был слишком хорош».

Да, именно так. А я решилась (все же признаюсь, после некоторого внутреннего сопротивления). Пораженная, не понимая и стараясь понять, откуда же такое впечатление. Что в нем было особого? Этот вопрос занимал меня. И я продолжала исподволь наблюдать за своим таинственным соседом.

Кажущаяся простота, полное отсутствие снобизма. И в то же время отрешенность, отстраненность, невозмутимость и опять же, несомненная элегантность чувствовалась в его позе, в каждом малейшем жесте, манере держать голову.

Небрежная стрижка полудлинных русых волос, слегка волнистых и свободно спадающих на высокий лоб, такая естественная и все же выполненная у дорогого парикмахера.

Но все это не было главным. Тогда, что же? Да, конечно, он был классным. В нем присутствовали значимость и порода. Этому научиться, наверно, невозможно. Таким надо просто быть.

Харизма? Нет, не только это. Здесь что-то большее. Аристократизм? Терзаемая любопытством, я обратилась к нему.

- Скажите, сколько остановок до… (я назвала место нашего проживания).

Он повернулся и спокойно ответил на английском. Вежливо, учтиво. Но в этом была какая-то отстраненность. Мы были из разных миров. Миров, которые просто изначально не могут соприкасаться.

 И также спокойно он отвернулся и принял прежнюю позу. Я внутренне просто задохнулась и восхитилась снова. Я ничего не понимала. Но в его исключительности никаких сомнений не было. Но природа этой исключительности…

Быть может, когда-то такими были римские патриции... Быть может…

Рассказанная мною история, возможно, многим покажется смешной и нелепой. Но моя память отчетливо сохранила подробности, которые когда-то так поразили меня.
 
Это действительно было. И я это видела. Видела в своей жизни единственный раз. Ни до ни после ничего подобного я не встречала.

Так что же это было? Этот вопрос и поныне остался для меня загадкой. Такой же, как и сама блистательная и неповторимая Nice...

9 января 2018 года                Беларусь Гродно


Рецензии