Угорь в сетях рока

«УГОРЬ» В СЕТЯХ РОКА
Ровно век минул с того дня, когда в феврале 1918 года в условиях жесточайших штормов на Балтийском море, преодолевая панику  и страх перед наступающими немецкими войсками, с трудом удерживая матросов от разброда и дезертирства, верные своему долгу и преданные Родине опытные морские офицеры начали спасение русского флота. Эта дерзкая операция вошла в историю как «Ледовый поход». Удивительно, но факт: во время перехода из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт ни один из сотен военных кораблей, вспомогательных судов и добрая дюжина подводных лодок не затонули, все экипажи уцелели. Не иначе как сам Андрей Первозванный огородил тогда суда и их команды от беды. Но, как известно – дьявол кроется в мелочах. Кто знает, быть может именно «бес попутал» тех людей, которые в пылу революционного угара совершили в то время поступки, вызывающие теперь только недоумение…

ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО
Этот пожелтевший от времени листок появился в нашей редакции весьма прозаическим образом – пришел по почте. Но современный конверт без обратного адреса таил внутри в самом буквальном смысле страничку подзабытой теперь истории. Только полустёртый документ и никакого сопроводительного письма. Словно запечатанная моряками бутылка с посланием, после столетнего плавания вынесенная пенными бурунами на «берег» редакции «Чудес и приключений». Читая незамысловатый машинописный текст, разбирая подписи и разглядывая круглые печати, автор этих строк вдруг услышал  на мгновение рокот дизелей, плеск воды, скрип шпангоутов, боцманские свистки, нестройный гвалт моряков. Запахло машинным маслом, человеческим потом, крепким табаком… Журналиста, постоянно имеющего дело с непознанным, таким секундным наваждением не удивить: всего-то обычный направленный импульс из энергоинформационного поля Земли. Значит неупокоённые, не отпетые по православному обряду  души морских офицеров, обиженных и не простивших своих врагов, решили напомнить о себе. Таким «приветом» пренебрегать нельзя, более того – опасно…
… Еще и еще раз перечитываю послание из прошлого и пытаюсь понять, что стало причиной принятия моряками странного решения. Впрочем, с точки зрения царившего век назад «революционного подъёма», вынесенная собранием команды подводной лодки «Угорь» резолюция  была вполне нормальной. Но дадим слово имеющемуся в распоряжении редакции документальному – своеобразному привету из прошлого.
«Протокол заседания команды подводной лодки «Угорь» под председательством товарища Краснова от 20-го февраля 1918 года за №15. На общем собрании команды подводной лодки «Угорь» постановлено единогласно: все вещи, числящиеся на подводной лодке «Угорь» разделить по рукам команды и это постановление срочно выполнено, вещи разделены. Что подписью Судового Комитета подводной лодки «Угорь» и приложением печати удостоверяется. 20 февраля 1918 года. Председатель: (подпись). Секретарь: (подпись). Члены: (две подписи). Комиссар: (подпись). Удостоверяю: командир подводной лодки «Угорь» лейтенант: (от руки написано: «Знаменский, что действительно общее собрание состоялось, но согласиться с разделом достояния народа Республики между отдельными лицами никак не могу. Знаменский»)».
Этот любопытные документ стал импульсом для нашего небольшого исторического расследования и напомнил о героическом «Ледовом походе»,о роковой судьбе субмарины «Угорь» и трагической гибели преданных своему делу моряков.

ВСТАВКА 1. Подводная лодка «Угорь» серийного типа «Барс»
строилась на Балтийском заводе и спущена на воду 22 октября 1916 года. Вступила в строй 1 мая 1917 года. Первоначально предназначалась для Сибирской флотилии, но с началом Первой мировой войны была зачислена в Балтийский флот. Совершила всего 2 боевых похода.
Технические характеристики подводных лодок типа "Барс":
Число кораблей в серии –16; Надводное водоизмещение – 650 тонн;
Подводное водоизмещение – 780 тонн; Наибольшая длина – 68 м; Ширина корпуса – 4,47 м; Осадка средняя – 3,94 м; Рабочая глубина погружения – 46 м; Предельная глубина погружения – 91 м; Обшивка корпуса – сталь толщиной 10 мм; Переборки – сталь толщиной 12 мм;
Автономность – 14 суток; Время непрерывного пребывания под водой – 30 часов;
Экипаж – 45 человек;
Энергетическая установка: тип – дизель-электрическая;  тип двигателей надводного хода – дизельные;  количество двигателей надводного хода – 2;
мощность двигателей надводного хода – 1320 л.с.;
тип двигателей подводного хода – электромоторы;
 количество двигателей подводного хода – 2; мощность двигателей подводного хода – 450 л.с.; количество гребных валов – 2;
Скорость хода: наибольшая надводная – 18 узлов; наибольшая подводная – 9,6-10 узлов; Дальность плавания: подводная – 28,5 миль; надводная – 2250 миль (при скорости 10 узлов) и 1000 миль (при скорости 18 узлов).

ВРАГ У ВОРОТ

С незапамятных времён в среде моряков бытует поверье, что корабли – будь-то небольшая шхуна или могучий трансатлантический лайнер, наделены душой. Считается, что судьба судов и жизнь их капитана и команды переплетены незримыми нитями рока. И капризы стихии в их настоящем и будущем играют далеко не первостепенную роль. Суеверие это или нет – судить не нам. Но в каждом экипаже – от рыболовецкого траулера до ракетного крейсера или подводной лодки найдётся хотя бы один моряк, который…
Похоже, единственным, кто на борту «Угря» верил в душу своей лодки, был осудивший раздел судового имущества лейтенант Знаменский. Он прекрасно понимал, что подобные действия отразятся на боеспособности субмарины, породят в команде зависть и раскол, ведь никогда еще раздел любого имущества не приводил к единогласию, хотя и отраженному в протоколе собрания. О дальнейшей судьбе офицера еще «царской» закваски можно строить только предположения. Из документов военно-морского архива нам удалось выяснить, что уже в конце февраля 1918 года командиром лодки стал некто М.Е.Давыдов, а через два месяца временно исполняющим должность стал Я.Н.Гаевский, его совсем ненадолго сменил К.Н.Фон Эльснер. В 1919 году на мостик заступил С.Н.Шаблинский…
Что же побудило команду разделить имущество лодки «по рукам»? На этот вопрос мы нашли утвердительный ответ: за день до собрания моряков, 19 февраля 1918 года, было объявлено о начале беспрецедентной по тем временам операции по спасению от захвата стремительно наступающими в Прибалтике немецкими войсками кораблей Балтийского флота и перевода их из Ревеля (ныне - Таллин) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В ту пору «Угорь», как учебная подлодка, постоянно курсировал между Ревелем и Гельсингфорсом, но к началу марта в надводном положении окончательно перебрался в Гельсингфорс, где царил кровавый хаос. Ровно год минул с  того дня, когда, получив весть о Февральской революции, матросы дислоцировавшихся здесь крейсеров и подлодок устроили дикий самосуд над офицерами. Это была первая в ходе революции массовая и жесточайшая расправа моряков над своими недавними командирами во время которой офицеров было убито больше, чем во всех флотах Российской империи в период Первой мировой войны. Зачинщиками бойни стали матросы линкоров «Севастополь» и «Петропавловск». Два с половиной года экипажи находились в ожидании выхода в море, но, увы, линкоры - дредноуты так и не сделали ни одного боевого выстрела за всю войну. Нетрудно догадаться, как это сказалось на психологическом состоянии команд.
Пьянящий, революционный дух свободы словно лишил рассудка и моряков «Угря», которые также приняли участие в избиении своих командиров. Сопротивляться их решению о разделе судового добра было очень смелым поступком. Не оставшиеся ли от убитых офицеров вещи задумали присвоить себе матросы накануне опасного выхода в море? Однозначный ответ на этот вопрос мы пока не нашли. Но произошло то, что произошло. И «душа» субмарины затаила обиду…
16 апреля «Угорь» прибыл в Кронштадт. За два дня до этого в Гельсингфорс вошли немецкие войска. Последним, кто покинул военно-морскую базу Балтийского флота в  навсегда ставшим чужим для нас городе, стал, как и положено настоящему капитану, начальник Морских сил Балтийского моря А. М. Щастный.

ВСТАВКА 2. Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт. Была осуществлена в тяжёлых ледовых условиях февраля — мая 1918 года. Операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря (наморси) А. М. Щастный. В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок.

НЕСЧАСТНЫЙ НАМОРСИ ЩАСТНЫЙ

Путь от мичмана до капитана первого ранга, через горнило русско-японской и Первой мировой войн, через плен и бури людских страстей прошёл за свои неполные 37 лет Алексей Михайлович Щастный. Но его «звёздный час» пробил только в апреле 1918 года, когда бывшего царского офицера назначили  начальником Морских сил (наморси) Балтийского моря. И он  оправдал доверие: блестяще организовал и провёл «Ледовый поход» в ходе которого был полностью спасён Балтийский флот . Успешное руководство походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого  «за преступления по должности и контрреволюционные действия».
Советская военно-историческая литература о роли Щастного во время Ледового похода не упоминала вообще. А историк белой эмиграции Сергей Мельгунов  писал, что «…Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привёл его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: „Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти“. Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян „за спасение Балтийского флота“»…  Казнь первого «красного адмирала» состоялась в Москве, на рассвете, 22 июня 1918 года, во дворике Александровского военного училища. Расстрельная команда состояла из ни слова не понимавших по-русски «красных китайцев», охранявших здание училища, в котором тогда располагался Реввоенсовет. А поскольку  всё происходило в условиях строжайшей секретности, останки несчастного захоронили под плитами пола в одном из кабинетов первого этажа училищного здания. Здесь они покоятся и по сей день.  Имя Алексея Щастного с 1992 по 2016 годы носила улица в его родном городе Житомире. Но теперь на Украине к российским героям отношение совсем другое…

ВСТАВКА 3.Кронштадт –  город и военно-морская крепость на острове Котлин, прикрывавшая с моря столицу Российской империи – Петербург. Крепостные сооружения начали строить при Петре I в 1703-1704 годах. Большая часть из 16 фортов, составляющих крепость, расположена на искусственных и естественных островах. Кронштадтская крепость к началу Первой мировой войны была мощнейшей в мире. В 1918 году форт «Ино» на северном берегу Финского залива был взорван, чтобы не достался получившей суверенитет Финляндии. В марте 1921 года в ходе печально знаменитого Кронштадского мятежа со стороны восставших моряков и подавляющих их советских войск в общей сложности погибло около десяти тысяч человек, около восьми тысяч восставших и членов  их семей перешли границу с Финляндией, к расстрелу было приговорено свыше двух тысяч пленных, более шести тысяч непокорных получили длительные тюремные сроки.

ОТ РАЗДЕЛА ДОБРА ДО РАЗДЕЛКИ НА МЕТАЛЛОЛОМ

Очутившись в Кронштадте, благополучно пришвартованная к пирсу  субмарина «Угорь», словно вышла из повиновения: неожиданно отказали рули погружения, потекли аккумуляторные батареи, «закоксовались»  поршни в двигателе. А на команду напала непонятная болезнь и моряков одного за другим начали списывать на берег. С мая 1918 года подлодка числилась в резерве. А в марте 1920 года  во время ледохода при труднообъяснимых обстоятельствах она сорвалась с якоря, умчалась в сторону Невы и в районе Петрограда затонула. Летом того же года «Угорь» подняли со дня реки и отбуксировали в порт Кронштадта. Здесь с лодки демонтировали всё вооружение и подготовили её к капитальному ремонту. Но что-то всё время мешало началу работ. А 23 сентября 1924 года с «Угрём» вновь приключилась мистическая коллизия – нагонная волна с Финского залива сорвала намертво зачаленную лодку и десятки людей стали свидетелями того, как никем неуправляемое судно выбросилось на отлогий берег острова Котлин. Тогдашних советских «красных адмиралов и командиров» трудно было заподозрить в склонности к вере в мистику. Но 18 июня 1925 года «приговорённую» к разделке на металлолом лодку «Угорь» исключили из состава Рабоче-крестьянского красного флота, хотя некоторые её ровесницы успели еще послужить и в годы Великой Отечественной войны…

КАК СУДНО НАЗОВЁШЬ…

История с подводной лодкой «Угорь» получила своё неожиданное мистическое продолжение спустя тридцать лет после описываемой истории, завершившейся сдачей субмарины в металлолом. В 1934 году в состав морских сил Дальнего Востока вступила новенькая дизель-электрическая подлодка «Щ-123» проекта «Щука», получившая при спуске на воду имя … «Угорь». Удивительно, но факт – своими характеристиками лодка не намного превосходила свою предшественницу, но именно «Щуки» стали в годы Великой Отечественной войны грозными истребителями фашистских субмарин. Впрочем, «Угорь» боевыми успехами похвастаться не мог. Его единственное столкновение с японской подлодкой обошлось удачным манёвром уклонения. В 1949 году лодка получила новое название – «С-123» и в 1952 – 1953 годах использовалась в учебных целях для подготовки китайских экипажей. После вывода советских войск из Порт-Артура, где они находились с 1945 по 1955 годы, судьба лодки «Угорь» резко изменилась. Разоруженная и выведенная из состава ВМФ СССР еще в 1954 году лодка вскоре «всплыла» под номером «303» в строю …Военно-морских сил КНР. Дальнейшая судьба этого экс-«Угря» неизвестна. Но за давностью лет трудно предположить, что она и по сей день греет свои бока – борта где-нибудь в лагунах Южного моря…

Очерк будет опубликован в №2/2018 журнала "Чудеса и приключения".


Рецензии
Трагическая история...

Светлана Юшко   26.07.2018 18:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.