Есть билет на балет

               
               
        Недавно заглянула в Альбом «Театр оперы и балета им. С.М.Кирова», издан-
 ный  в 1972 году, всего лишь 45 лет назад. В предисловии резанули строки «…Прочным залогом его  (театра – Т.Е.) успехов являются решения Партии и Правительства по идеологическим  вопросам. (  Во, жуть –то какая! –Т.Е.)  Участ-овать своим искусством  в борьбе за построение коммунистического общества – вот путь, по которому движется коллектив театра, вдохновляемый великими идеями Партии Ленина». Мне очень сразу захотелось  посмотреть балет «Пар-тизанские дни», где в главной партии танцевал великий Вахтанг Чабукиани или     поющего  Маресьева, считающего шаги  ….
       Немного позже в 1977 году появилась Ленинградская труппа «Новый балет» под руководством молодого хореографа Б.Эйфмана. Как обком Партии прогля-дел?  и как молодой театр прорвался сквозь постановления Партии ?   С трудом представляю, как критики, начальство от культуры, да и зрители, воспитанные на классическом балете, восприняли в те годы этот смелый вызов.  К сожалению, я пришла на первый спектакль в этот театр только 10 лет назад, издержки роман-тизма, я в конце 70-х и в 80-е  «по тундре бегала». На  спектакле «Чайковский» мне стало реально плохо: мои сосуды и сердце были потрясены  незнакомой психологической нагрузкой, даже пришлось выйти из ложи…
 Артисты… дух захватывает от их невесомых, высоких и длинных прыжков.  Я впервые услЫшала музыку П.И.Чайковского хотя слушала его десятки лет. Когда после спектакля вошла в свой разум, ничего бОльшего не могла придумать, как то, что  на сцене  я увидела трюк , как у фокусника Коперфильда.  Потому что человек не может  Так взлетать над сценой, не может и все, да еще и играть, как драматический актер.
       На сцене Гений страдал, старался быть похожим на всех, но не мог.  Ему была дана другая судьба. Фон Мек была земной, богатой женщиной, помогала  жить композитору деньгами  и делала его зависимым. В жизни они не встреча-лись, да и на на сцене –это не человек, а  ходячее зло, подавляющее его.  Его , так сказать, жена такая невыносимо глупая, что  могла бы раздражать и обыч-ного человека. Дважды я смотрела этот балет, хотя второй раз не выходила из ложи попить холодной водички, но по- другому и так же мощно. Потом видела балет «Чайковский. PRO  et CONRA» и опять  абсолютно отличный от предыдущего.
      На некоторые спектакли я предлагаю водить старшеклассников, чтобы понять Онегина, Анну Каренину, Братьев Карамазовых, перед тем, как начать изучать в школе  А.С.Пушкина, А.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского . Вместо лекций о Ленин-градской  Блокаде – посмотреть «Реквием», особенно ту часть, где звучит 7-я Ленинградская симфония Шостаковича. В последнее время я живу по полгода  в Санкт- Петербурге и остальное – в Крыму. Каждый раз перед приобретением авиабилета, я смотрю в Интернете репертуар Александринского театра, на чьей сцене регулярно и очень редко идут фантастические балеты Б.Эйфмана.
      Достать билет в этот театр практически не возможно. Приходится включать: « мы приехавши из Крыма» и один билетик всегда находится. Каждый раз это новые впечатления. каждый раз овации после спектакля , и на третий поклон артисты освобождают середину сцены и выбегает под крики Браво – САМ.  Когда я иду в театр у меня всегда праздник.  Недавно смотрела «Красную Жизель». До начала спектакля я не покупаю программку, чтобы не соблазниться подсмотреть, что будет происходить на сене. Эта привычка - игра появилась у меня случайно. Опаздывала на балет  «По ту сторону греха» и не успела купить фирменную, роскошную программку. Упала в кресло и загрустила. Что опять придумал гениальный Хореограф?  Маленько испугалась – пойму ли без подсказки:  «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и балет..  Только начался спектакль и все стало ясно. Вот инок Алеша двигается плавно, ласково, шепотом; четкий, земной Иван, страстный  Дмитрий. Когда «братья» в танце образуют круг, то… вот она тайна русской души.  Все есть, все круто перемешано: терпение, вера, устойчивость на земле, страсть без конца и края. А над всем жутковато мерзкий их батюшка  - Федор Павлович. Мой слух долго распределял музыку Р. Вагнера, С. Рахманинова, М.Мусорского «по героям». Короче, я покупаю программки в антракте, рискую, конечно, могут закончиться,  но я знаю, где  и кого можно купить.
         О чем и о ком балет «Красная Жизель» я, конечно, знала. Кое-что почитала
о Приме - балерине Мариинского театра начала 20-х годов прошлого века Ольге
Александровне Спесивцевой., посмотрела ужасное интернетовское изображение фильма «Магия Жизели» Учителя. Но вот занавес исчезает и начинается Балет. Опять контраст . Балерина, учитель, классическая музыка, утонченные отношения и   «Комиссар», революционный Петроград, все трещит и рвется, все можно, хамство, странное влечение друг к другу балерины и комиссара. Все это в каком то вихре, что даже, когда из глубины сцены появляется великолепный  С.Волобуев (Комиссар), узнаваемый и любимый зрителями танцор, слышны осторожные аплодисменты – не помешать бы действию, но показать артисту : мы тебя любим, мы здесь. Не «Комиссар», а бесконечное зло, но бог его знает- отпустил же он ее заграницу. Балерина эмигрирует во Францию в «Гранд Опера». Но ее время ушло. Запомнилась сцена. Столик рядом с кулисой, с краешка сцены. Балерина в роскошном платье, одинокая, никому не нужная, сломалась. Хрупкая душа не выдержала. В конце спектакля на сцене зеркала – зеркала, Балерина уходит в «Зазеркалье». Мне еще нравится, как актеры работают с тканью, то он мрамор, из которого создает свои шедевры Роден, то Духота. безумие, как в «Жизели», из которой балерина не может выйти…
   В театр балета гениального Б. Эйфмана  можно ходить, не читая афишу, даже если видела спектакль, все равно он на следующий  сезон он будет другим.  В этом юбилейном для театра году я посмотрела два спектакля: « Роден. ее вечный идол» и «Евгений Онегин», причем первый я смотрела три раза, правда, с изменным названием ,а «Евгения Онегина» второй. И оба в совершенно отличных от прежних вариантах.  Не представляю такого в драматических репертуарных театрах, вообще я туда хожу в исключительных случаях. Последний раз было на моно- спектакле «Не покидай свою  планету» К. Ю. Хабенского, ну это  я к слову.               
    «Евгений Онегин»,  Да нет, опять другой Онегин- Онегин в 1991 году!! Это круто. Онегина танцует блестящий Олег Габышев. Конечная сцена, слепой Генерал  с ножом в руках пытается убить соперника, Онегин помогает ему и идет на нож.  Вроде есть балет, а вроде нет: какой то клубок ненависти. жалости и к тому и к другому и в тоже время ! красиво!!  Театр показал мне интересную у картину :  «А, что было бы , если…».   Как мог измениться такой герой почти через 200 лет. Перечитала роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». А, что ? Может быть…
   Онегина танцует блестящий Олег Габышев. Татьяну- Мария Абашова  так, что когда вдруг зазвучало «Письмо «Татьяны , то оно мешало несколько секунд, а потом мозг вспомнил школьную программу  и все вместе совпало –танец Б. Эйфмана, музыка  П.И.Чайковского и слова А.С. Пушкина.  Сильно.               
      К слову сказать. Через пару дней я слушала оперу «Евгений Онегин» в новой Мариинке. Акустика, роскошные декорации Голоса певцов. Все замечательно. Все знакомо с детства. Отдохнула душой…,но у Эйфмана!!  Душа работает до полу- обморочного состояния.
      
        Художественный руководитель думает о будущем: кто и где будут работать его уникальный театр, качующий по всему миру.  В 2013 году Б. Эйфман набрал группу детей в свою Академию танца. Одна моя знакомая с таким огорчением со слезами на глазах  рассказала , что ее внучку туда не приняли. На что я ее пора-довала:  « это замечательно, у девочки будет нормальная человеческая жизнь, потому, что какой гигантский труд надо вложить, чтобы танцевать так, как артисты театра балета».  Начали строить Дворец танца Бориса Эйфмана, хорошо бы хотя бы к 50- летию театра успели..         
      Успеха им такого же как и в первые 40 лет.
   

            
    


Рецензии