Есть билет на балет
Недавно заглянула в Альбом «Театр оперы и балета им. С.М.Кирова», издан-
ный в 1972 году, всего лишь 45 лет назад. В предисловии резанули строки «…Прочным залогом его (театра – Т.Е.) успехов являются решения Партии и Правительства по идеологическим вопросам. ( Во, жуть –то какая! –Т.Е.) Участ-овать своим искусством в борьбе за построение коммунистического общества – вот путь, по которому движется коллектив театра, вдохновляемый великими идеями Партии Ленина». Мне очень сразу захотелось посмотреть балет «Пар-тизанские дни», где в главной партии танцевал великий Вахтанг Чабукиани или поющего Маресьева, считающего шаги ….
Немного позже в 1977 году появилась Ленинградская труппа «Новый балет» под руководством молодого хореографа Б.Эйфмана. Как обком Партии прогля-дел? и как молодой театр прорвался сквозь постановления Партии ? С трудом представляю, как критики, начальство от культуры, да и зрители, воспитанные на классическом балете, восприняли в те годы этот смелый вызов. К сожалению, я пришла на первый спектакль в этот театр только 10 лет назад, издержки роман-тизма, я в конце 70-х и в 80-е «по тундре бегала». На спектакле «Чайковский» мне стало реально плохо: мои сосуды и сердце были потрясены незнакомой психологической нагрузкой, даже пришлось выйти из ложи…
Артисты… дух захватывает от их невесомых, высоких и длинных прыжков. Я впервые услЫшала музыку П.И.Чайковского хотя слушала его десятки лет. Когда после спектакля вошла в свой разум, ничего бОльшего не могла придумать, как то, что на сцене я увидела трюк , как у фокусника Коперфильда. Потому что человек не может Так взлетать над сценой, не может и все, да еще и играть, как драматический актер.
На сцене Гений страдал, старался быть похожим на всех, но не мог. Ему была дана другая судьба. Фон Мек была земной, богатой женщиной, помогала жить композитору деньгами и делала его зависимым. В жизни они не встреча-лись, да и на на сцене –это не человек, а ходячее зло, подавляющее его. Его , так сказать, жена такая невыносимо глупая, что могла бы раздражать и обыч-ного человека. Дважды я смотрела этот балет, хотя второй раз не выходила из ложи попить холодной водички, но по- другому и так же мощно. Потом видела балет «Чайковский. PRO et CONRA» и опять абсолютно отличный от предыдущего.
На некоторые спектакли я предлагаю водить старшеклассников, чтобы понять Онегина, Анну Каренину, Братьев Карамазовых, перед тем, как начать изучать в школе А.С.Пушкина, А.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского . Вместо лекций о Ленин-градской Блокаде – посмотреть «Реквием», особенно ту часть, где звучит 7-я Ленинградская симфония Шостаковича. В последнее время я живу по полгода в Санкт- Петербурге и остальное – в Крыму. Каждый раз перед приобретением авиабилета, я смотрю в Интернете репертуар Александринского театра, на чьей сцене регулярно и очень редко идут фантастические балеты Б.Эйфмана.
Достать билет в этот театр практически не возможно. Приходится включать: « мы приехавши из Крыма» и один билетик всегда находится. Каждый раз это новые впечатления. каждый раз овации после спектакля , и на третий поклон артисты освобождают середину сцены и выбегает под крики Браво – САМ. Когда я иду в театр у меня всегда праздник. Недавно смотрела «Красную Жизель». До начала спектакля я не покупаю программку, чтобы не соблазниться подсмотреть, что будет происходить на сене. Эта привычка - игра появилась у меня случайно. Опаздывала на балет «По ту сторону греха» и не успела купить фирменную, роскошную программку. Упала в кресло и загрустила. Что опять придумал гениальный Хореограф? Маленько испугалась – пойму ли без подсказки: «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и балет.. Только начался спектакль и все стало ясно. Вот инок Алеша двигается плавно, ласково, шепотом; четкий, земной Иван, страстный Дмитрий. Когда «братья» в танце образуют круг, то… вот она тайна русской души. Все есть, все круто перемешано: терпение, вера, устойчивость на земле, страсть без конца и края. А над всем жутковато мерзкий их батюшка - Федор Павлович. Мой слух долго распределял музыку Р. Вагнера, С. Рахманинова, М.Мусорского «по героям». Короче, я покупаю программки в антракте, рискую, конечно, могут закончиться, но я знаю, где и кого можно купить.
О чем и о ком балет «Красная Жизель» я, конечно, знала. Кое-что почитала
о Приме - балерине Мариинского театра начала 20-х годов прошлого века Ольге
Александровне Спесивцевой., посмотрела ужасное интернетовское изображение фильма «Магия Жизели» Учителя. Но вот занавес исчезает и начинается Балет. Опять контраст . Балерина, учитель, классическая музыка, утонченные отношения и «Комиссар», революционный Петроград, все трещит и рвется, все можно, хамство, странное влечение друг к другу балерины и комиссара. Все это в каком то вихре, что даже, когда из глубины сцены появляется великолепный С.Волобуев (Комиссар), узнаваемый и любимый зрителями танцор, слышны осторожные аплодисменты – не помешать бы действию, но показать артисту : мы тебя любим, мы здесь. Не «Комиссар», а бесконечное зло, но бог его знает- отпустил же он ее заграницу. Балерина эмигрирует во Францию в «Гранд Опера». Но ее время ушло. Запомнилась сцена. Столик рядом с кулисой, с краешка сцены. Балерина в роскошном платье, одинокая, никому не нужная, сломалась. Хрупкая душа не выдержала. В конце спектакля на сцене зеркала – зеркала, Балерина уходит в «Зазеркалье». Мне еще нравится, как актеры работают с тканью, то он мрамор, из которого создает свои шедевры Роден, то Духота. безумие, как в «Жизели», из которой балерина не может выйти…
В театр балета гениального Б. Эйфмана можно ходить, не читая афишу, даже если видела спектакль, все равно он на следующий сезон он будет другим. В этом юбилейном для театра году я посмотрела два спектакля: « Роден. ее вечный идол» и «Евгений Онегин», причем первый я смотрела три раза, правда, с изменным названием ,а «Евгения Онегина» второй. И оба в совершенно отличных от прежних вариантах. Не представляю такого в драматических репертуарных театрах, вообще я туда хожу в исключительных случаях. Последний раз было на моно- спектакле «Не покидай свою планету» К. Ю. Хабенского, ну это я к слову.
«Евгений Онегин», Да нет, опять другой Онегин- Онегин в 1991 году!! Это круто. Онегина танцует блестящий Олег Габышев. Конечная сцена, слепой Генерал с ножом в руках пытается убить соперника, Онегин помогает ему и идет на нож. Вроде есть балет, а вроде нет: какой то клубок ненависти. жалости и к тому и к другому и в тоже время ! красиво!! Театр показал мне интересную у картину : «А, что было бы , если…». Как мог измениться такой герой почти через 200 лет. Перечитала роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». А, что ? Может быть…
Онегина танцует блестящий Олег Габышев. Татьяну- Мария Абашова так, что когда вдруг зазвучало «Письмо «Татьяны , то оно мешало несколько секунд, а потом мозг вспомнил школьную программу и все вместе совпало –танец Б. Эйфмана, музыка П.И.Чайковского и слова А.С. Пушкина. Сильно.
К слову сказать. Через пару дней я слушала оперу «Евгений Онегин» в новой Мариинке. Акустика, роскошные декорации Голоса певцов. Все замечательно. Все знакомо с детства. Отдохнула душой…,но у Эйфмана!! Душа работает до полу- обморочного состояния.
Художественный руководитель думает о будущем: кто и где будут работать его уникальный театр, качующий по всему миру. В 2013 году Б. Эйфман набрал группу детей в свою Академию танца. Одна моя знакомая с таким огорчением со слезами на глазах рассказала , что ее внучку туда не приняли. На что я ее пора-довала: « это замечательно, у девочки будет нормальная человеческая жизнь, потому, что какой гигантский труд надо вложить, чтобы танцевать так, как артисты театра балета». Начали строить Дворец танца Бориса Эйфмана, хорошо бы хотя бы к 50- летию театра успели..
Успеха им такого же как и в первые 40 лет.
Свидетельство о публикации №218011501508