Яго Владислава Сулимского обсуждение продолжается,

Яго Владислава Сулимского: обсуждение «… продолжается, господа присяжные заседатели!»
Некоторые новые роли Владислава Сулимского бывают настолько значительными, что разговоры о них среди любителей оперы долго не  стихают, эти обсуждения возникают, порой, снова и снова, и  далеко не все попадают в открытое пространство социальных сетей. Так было после его дебюта в роли Риголетто, после недавнего Макбета,  и это снова повторяется теперь, когда любимый баритон  так поразительно впервые  исполнил роль Яго, что даже при невероятном личном обаянии певца, его герой не вызвал никакого сочувствия, а как раз наоборот, желание, чтобы возмездие неминуемо настигло его героя.
Уже давно понятно, что каждый выход Владислава Сулимского на сцену вызывает горячий отклик у публики. Многие его выступления становятся особым театральным событием. Спектакли с его участием обычно надолго запоминаются. В приватных и открытых дискуссиях театралы пытаются разгадать секрет  творческой притягательности  любимого артиста. И здесь часто бывает не так важно, КТО конкретно сказал, сколько значимо, ЧТО именно говорилось.  Вот некоторые интересные мысли, которые почерпнуты из такого рода обсуждений, где их участники стараются  понять и объяснить магию голоса Владислава Сулимского и создаваемых им образов. 
Прежде всего, магия голоса. Практически все сходятся во мнении, что Владислав Сулимский обладает совершенно выдающимся  голосом, красивым по тембру и окраске  звучания, большим по диапазону и мощи, богатым по выразительности и обертоновой наполненности.  В одном из открытых обсуждений по поводу исполнения арии Макбета со  вставной нотой ля-бемоль в ее финале, прозвучало  профессиональное мнение, которое всегда особенно ценно: «… Сулимскому, с его изумительным голосом, с отличными верхами, подвластны и соль, и ля бемоль … и чистое ля... он мог бы и си бемоль показать, но это для баритона уже излишества!». А годом ранее, в комментарии к записи арии Ренато из «Бала-маскарада 2011 года, этим же специалистом были подчеркнуты базовые моменты: «Высококлассное дарование, голос качественный и научен очень хорошо». Все это, конечно, приближает нас к разгадке магии голоса: природная одаренность, хорошая школа и техника пения, умелое использование голосовых возможностей, но не дает ее. Как-то театралы написали в отзыве после дневной «Травиаты» в конце 2016 года: «Сегодня мы коллективно в антракте решили, что Бог определенно Вас поцеловал!» Вот это, пожалуй, довершает картину!
А магия образов? Сколько их было! И большинство из них трудно забыть, От них, порой, мороз по коже продирает, или легкий трепет охватывает, или отвращение рождается, как в недавнем его воплощении Яго! Где же тут кроется тайная пружина?
Если по Станиславскому, то артист должен почувствовать себя другим человеком. Один молодой солист Мариинки как-то рассказывал, что на сцене нужные эмоции и мимика приходят сами, стоит лишь почувствовать себя соответствующим персонажу человеком: «Когда погружаешься в роль, то забываешь о себе – начинаешь жить "его" психофизикой, и тогда и слезы сами начинают наворачиваться и т.д. … Но потом совершенно вымотанным оказываешься…». Надо полагать, дело именно в этом. Вот суждение о Владиславе Сулимском еще одного профессионала в области искусства: «Ну, это же видно, что он не думает о себе, о своем голосе, не красуется на сцене, он думает о роли и показывает своего героя, чтобы вызвать нужную реакцию. И конечно, очень свободно, без напряжения на верхних нотах звучит его голос. Это высший уровень мастерства!» Театралы высказываются о том же более эмоционально: «Душа у него большая и сложная, а сердце горячее – его хватает. Потому что он на сцене не смотрит за рамки спектакля. Не абстрактное «потом» важно, а живое «здесь и сейчас»!». И продолжают: « Владислав выкладывается по полной, без остатка!». Кто-то даже написал: «Как в последний раз!»
Конечно, есть у Владислава Сулимского  и кураж на сцене, когда «на миру и смерть красна», свобода владения голосом, актерским арсеналом, «впетость» партии и «вжитость» в роли. И зритель интуитивно это чувствует. Ему кажется, что артисту не стоит никаких усилий спеть и сплясать графа Томского, яростно потребовать проклятия от Паоло в «Симоне Бокканегре», стать отвратительным мерзавцем Яго. Высший пилотаж и адова работа!
И есть, видимо, еще одно, что помогает певцу завораживать публику – любовь к той музыке и тем ролям, которые он исполняет. Это Владислав Сулимский год назад сказал в одном из коротких интервью, которое дал во Владивостоке перед премьерой оперы Верди «Макбет». Но его Яго замешан не на любви, а на ненависти.  Тут, видимо, надо вспомнить О.Генри и повторить название его знаменитого рождественского рассказа – «Из любви к искусству»! Это и заставляет творить чудеса!
Фото Марии Ефимовой


Рецензии