Игра на интерес
- Деда, папа не хочет мне планшет покупать, говорит, что я его тут же сломаю.
В нашем классе уже у трех мальчиков планшеты и никто не ломает. Поговори с папой, потому что сейчас только он работает, а мама с Валюшкой дома сидит и еще не работает, она купила бы мне его сразу. В магазине посмотрел разные планшеты, мне за шесть тысяч понравился…
– Владислав, шесть тысяч рублей для семьи деньги немалые, а в рюкзаке с учебниками, который даже дома, как мяч пинаешь, ты свой планшет в клочья превратишь.
Я видел, что вы творите со своими рюкзаками в школьном коридоре, играя ими в футбол, да там любому планшету будет быстрый «каюк» - плазму тут же разобьете. Поэтому папа твой прав, не обижайся на него, потому что ломать ты тоже хороший мастер. Свои дорогущие игрушки давно разобрал, изучая их, а когда собирать будешь?
Но если все-таки подумать о твоей просьбе, то планшет уже действительно не роскошь, а скорее необходимость, и я готов помочь тебе «заработать» нужную сумму, именно заработать, а не халявно получить. Уверен, когда на свои «кровные рубли» купишь себе планшет, то его будешь беречь и дорожить им.
– Деда, мне восемь лет, где же я смогу заработать такие деньги?
- Даже в твои восемь лет, я могу организовать игру на «интерес», где ты сможешь интеллектуально заработать «живые» деньги. Постараюсь подключить к игре и остальных членов нашего семейства.
Ярослава просит меня «оторвать» тебя от компьютера с мультиками и играми и помочь в развитии самостоятельного мышления. Сам видишь, что порою тебя оторвать от компьютера без шума и скандалов уже плохо получается, ты со слезами переключаешься на другую деятельность. Поэтому давай без слез и возмущения переключимся на другую мыслительную работу, коль у тебя появилось острое желание иметь личный планшет.
У меня есть план применить методику твоей прабабушки, которая много лет тому назад и со мною это же проделывала, когда я «зарабатывал» у нее рублики, чтобы сбегать в кино на детский сеанс. У меня тогда все получалось, а чем ты хуже меня?
Суть игры на «интерес» заключается в решении разных математических задач на сообразительность, как в шахматы. Как только задачку решил, в твою копилку будет поступать, например, по 100 рубликов. Чем больше играешь и лучше соображаешь, тем больше будет заработок и ближе будет цель. По рукам!
- Вот тебе первая детская задачка с таким условием: нужно через реку некому человеку перевезти капусту, козу и волка, в лодке может поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить козу с капустой без человека, то коза съест капусту, если оставить волка с козой, то волк съест козу, а в присутствии человека никто никого не трогает. Человек все-таки перевез свой груз через реку, а как он это сделал – подумай. Время пошло.
- Помню, мне твоя прабабушка посоветовала взять карандаш, черновую тетрадочку и предложила рисовать все операции решения этой задачи. Она сказала, что так я буду учиться логически думать, рассуждать и рисовать, и она была права.
Для подтверждения серьезности своего намерения из кошелька достал 100 рублей и положил на стол со словами:
- Как решишь задачу, деньги твои, ты их заработал, а дальше будет следующая задачка на смекалку, но более сложная. Поехали!
Владик отошел от компьютера и попросил повторить условия задачи, затем карандашом нарисовал правый и левый берега, а между ними речку с волнистой водой, как бы с зыбью, а на берегу силуэты кучи капусты, козла с бородой, волка и человека, а на воде лодку.
И вслух мысленно стал рассуждать:
- Я бы сначала перевез на правый берег козу, а волка и капусту оставил бы на левом берегу. Даже и без человека волк есть капусту не будет, я так думаю. Нарисовал в лодке силуэт козы и человека с веслом, как первое действие человека.
Затем снова нарисовал два берега и между ними воду и лодку с силуэтом человека с веслом, также козу, стоящую на правом берегу, а на левом берегу изобразил волка и кучу капусты, и сказал:
- На левый берег человек поплывет порожняком, где загрузит капусту и снова поплывет на правый берег. На правом берегу капусту выгрузит и заберет в лодку козу и возвратится на левый берег. На левом берегу выгрузит козу на берег и посадит в лодку волка, которого повезет на правый берег и оставит его там вместе с капустой.
На следующем рисунке лодка снова порожняком возвращается на левый берег, где человек забирает в лодку козу и плывут на правый берег. Таким образом, переправа была произведена благополучно и задача решена.
Для наглядности внук на семи схематичных рисунках продемонстрировал операционные действия человека. Честно говоря, я не ожидал такой быстрой реакции в игре «на интерес», а именно, что внучок так быстро сообразит и начнет раскладывать очередность действий в этой транспортной ситуации. Поэтому, даже с неким удивлением вынужден был ему сказать:
- За решение задачи ставлю тебе оценку пять, поэтому деньги заслуженно твои!
Владислав с восторгом хватает сторублевку подбрасывает верх и приплясывая ловит ее налету приговаривая:
- Я тебя честно заработал, деда давай другую задачу на смелость!
– Не на смелость, а на сообразительность, хотя ты прав мой юный друг и на смелость тоже. И я только рад буду, если из меня так всю месячную пенсию вытрясешь! Поехали!
Лихорадочно вспоминаю бабушкины уроки и даю ему новую задачу, где условием было соединить пять трехзвенных кусков цепи в одну цепь, не употребляя дополнительных колец.
Сам ему рисую пять цепных кусков отдельно друг от друга и пронумеровываю все звенья: 1,2,3 - первое звено, 4,5,6 - второе звено, 7,8,9 - третье звено, 10,11,12 - четвертое звено, 13,14,15 – пятое звено. И говорю:
- Если, например, расковать кольцо 3 (одна операция) и зацепиться им за кольцо 4 (еще одна операция), затем расковать кольцо 6 и зацепиться за кольцо 7 и так далее, то всего получится восемь операций, а мастер стремится сковать цепь при помощи только шести операций. Мастеру это удалось. Как он действовал? Давай-ка снова напряги свои извилины.
Малыш задумался, карандашом начал разрезать звенья, несколько минут соображал, походил вокруг стола и говорит:
- Деда, а не надо трогать кольца у четырех звеньев. Нужно, расковать три кольца одного звена и отдельными кольцами соединить остальные четыре звена в одну общую цепь, и тогда действительно будет только шесть операций.
- Молодец, - говорю, зря ругают компьютер, логически он тоже учит правильно мыслить, не тупишь! Достал еще одну сторублевку и с величайшим удовлетворением передал внуку.
Нужно видеть, как у него заблестели глаза от радости, что неожиданно честно заработал кучу рубликов, поэтому его мечта по обретению собственного планшета так неожиданно стала обретать реальность…
- Давай-ка решим еще одну задачу на наблюдательность, слушай условие:
На высоком берегу реки рядом со школой расположена метеолаборатория. Школьники произвели метеорологические измерения скорости ветра, которые показали – 7 метров в секунду.
По реке плывет пароход, дым которого стелился над водой в сторону ветра. А по железной дороге на встречу ветра пыхтит паровоз, дым, из трубы которого поднимается вертикально.
Один из школьников сказал:
- Сегодня мне этого достаточно, чтобы определить, с какой скоростью идет паровоз.
- Владик, ты тоже уже школьник, так с какой скоростью идет паровоз? Давай соображай, как разведчик Штирлиц, который умел сосредоточить внимание на ключевых моментах, находясь в логове врага, где старался ничего не упустить.
Внук немного подумал и сказал:
- Деда, давай порассуждаем, если бы паровоз стоял, то дым бы отклонялся в сторону, куда дует ветер. А если бы не было ветра, то при движущимся поезде дым бы отклонялся назад, а если дым от идущего поезда на встречу ветра поднимается вверх, значит, поезд имеет скорость равную скорости ветра, то есть – 7 метров в секунду. Я так думаю,
Мне оставалось только согласиться с его рассуждениями и достать из кошелька очередную денежную купюру и вручить внуку его выигрыш. А дальше помочь ему перевести секунды в минуты и часы и получить физическую величину скорости поезда около 25 километров в час.
Когда после работы вернулись его родители, то я их также пригласил принять активное участие в этом «спортивном турнире». Решение приняли на «ура», хотя были сомнения, что Владислав, из-за новой увлеченности к решению задач на смекалку и сообразительность, нас не «разведет» на деньги?
Он же и в классе, прямо на уроках, умудряется со всеми учениками общаться и разговаривать, но при этом все задания учителя выполнять впереди всех. И даже учительница, таким его раскрепощенным поведением, сначала возмущалась и жаловалась родителям, а потом смирилась и перестала на собраниях смущать родителей из-за его необычного «садиковского» поведения.
Тогда в чем же дело, говорю своим домочадцам:
- Разве мы не родители, которые всеми мыслями и делами живем ради благополучия детей и внуков, какие бы они не были. Поэтому ради них трудимся и тратимся на все и вся, а через эту небольшую интеллектуальную игру, также их будем учить, что в жизни всего нужно добиваться трудом, а деньги зарабатывать головой и профессионализмом.
В общем, в течении месяца Владислав «заработал» требуемую сумму на приобретение планшета. Не берусь судить о статистике хороших семейных дел, но точно могу сказать, что здоровье свое этой акцией мы укрепили. Укрепили положительными эмоциями в результате душевного общения с ребенком и друг с другом и от поиска интересных задач и их решений на смекалку и сообразительность…
Самые сложные и интересные задачки игры на «интерес» для сына придумывал папа Сережа, с которым они стали не разлей вода, а от Владика нередко можно было слышалось:
- Папа, тебе еще что-то помочь? Они отремонтировали все сложные механические игрушки, а из строительных пазлов и деталей конструктора собрали космодром, летающие тарелки и кучу интересных сооружений.
Когда копилка наполнилась требуемой суммой, они вместе побывали в компьютерном салоне, где выбрали «крутой» планшет, и я свидетель безмерной радости ребенка вперемешку с благодарностью, от которой так искренне засияли глаза у внука. И видеть это, дорогого стоит!
Честное слово – иногда действительно стоит пускаться в такие авантюрные игры, которые цементируют семью, потому что в ней, как из кирпичиков жизненного опыта постепенно и складывается картина нашей жизни…
На своей страничке и в этом рассказе я поделился кирпичиками обретенного жизненного опыта и дай Бог, чтобы эти кирпичики, кому-то помогли и пригодились по жизни.
Всем коллегам из Проза ру в 2018 году желаю побольше сил и здоровья, оптимизма, душевного равновесия, благополучия, творческих удач и мирного неба!
Свидетельство о публикации №218011501890
Спасибо за напоминание. Вот займусь-ка я сейчас внученькой. Тоже есть трудновыполнимые просьбы.
Вот почитай у меня "Сашуля".Ух! Займусь!
Николай Хребтов 10.03.2018 14:51 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Намаконов 11.03.2018 15:22 Заявить о нарушении