Отелло Если жизнь и рассудок дороги Вам, держитесь
Опера Верди, 12 января, Новая сцена Мариинского театра.
Самым привлекательным для меня событием на спектакле 12 января 2018 года был, безусловно, дебют Владислава Сулимского в роли Яго. Каким будет его герой? Ведь постановка осовремененная, а это предполагает человеческую убедительность образа, помимо вокального воплощения роли. Выражение «оперный злодей» когда-то имело иронический оттенок (правда, гротескный «опереточный злодей» был вообще карикатурой). Немногих тогда волновала реалистическая достоверность героев в опере. Условный жанр, условные люди на сцене! Психологически выверенный Мефистофель? Или Демон? Или еще какой-то злобствующий и подличающий персонаж? Высококлассный вокал – вот, что было важно! Это важно и сейчас, но, по нынешним канонам оперной драматургии и сценографии, требуется, чтобы никто в зале не произнес знаменитую фразу Станиславского: «Не верю!»
Яго в опере «Отелло» – классический злодей, совершающий все свои гнусные, какие-то трудно мотивируемые подлости, как и положено иезуитствующему носителю зла, скрытно манипулируя человеческими слабостями и пороками. В нем воплощено не просто зло, а подлинное ЗЛОДЕЙСТВО! Но Шекспир, как и Верди, шел впереди своего времени. И создал героя, о котором размышляешь и ищешь ответ, зачем он это сделал? По идее, он должен быть женоненавистником и мизантропом, то есть человеконенавистником. Но, похоже, что он из той категории людей, что любит, образно говоря, отрывать мухам крылышки и смотреть, как они потом умирают, или лапки голубям отрезает и тоже наслаждается делами рук своих… Для людей XV века, когда, по либретто, и происходят все события в опере, это абсолютно нормальная забава! А вот сегодня – отклонение от нормы! По задумке режиссера спектакля в Мариинке – Василия Бархатова, все действие перенесено в наши дни! Яго у него – мичман, моряк, завидующий старшему по званию офицеру, когда того назначают губернатором острова Кипр. Но сегодня он уже не может быть Злодейским злодеем, мы должны его идентифицировать с каким-то узнаваемым человеком. Так кто же Вы теперь, знаменосец Яго? Как пишет про него сам Владислав Сулимский, он – «мерзопакостный морячок». Но он еще и чиновник при губернаторе Отелло, суетится около него, лебезит, то одно поднесет, то другое. Ну, просто Молчалин из грибоедовского «Горя от ума»! Ему и «злодейские», почти бериевские очочки на нос надели, чтобы придать вид не бравого офицера, а угодничающего подхалима и ужасающего в своей обыденности интригана-душегуба. Внешне Яго Владислава Сулимского и вправду – вылитый Лаврентий Павлович Берия! И в пении самодовольные, раздраженные, угрожающие интонации его героя, действительно, не оставляют сомнения, что верить ему нельзя и в друзья брать опасно. Сначала это ощущаешь в так называемой застольной в первом действии, весьма темпераментной и выразительной, когда Яго, подсиживая Кассио, назначенного капитаном, залихватски подначивает его и компанию только что спасшихся матросов «надраться всласть», а потом желательно и «надрать» всем… ммм… уши!. И успешно этого добивается! Непристойная драка, позорное срывание погон с капитана Кассио, назначение нового капитана. Но Яго этого мало! Он хочет «достать» самого главного, кого он люто ненавидит, – Отелло, высшего чиновника острова и своего начальника. Метит в его кресло? Возможно, но у того еще и молодая, красивая, любящая жена, во всем ему покорная и послушная. И немолодой мавр Отелло тоже от нее без ума! Несправедливо? Еще бы! У Яго тоже есть жена Эмилия, но, похоже, она-то его, мягко говоря, не любит. По ходу действия они лишь парой фраз перекинулись. Да и «сдала» его всем после убийства Дездемоны, именно она, рассказав, откуда взялся пресловутый платок у Кассио! А умирающая супруга мавра и тут осталась верна себе: взяла вину своего мужа на себя. Главная ария-признание Яго, второй крупный вокальный номер в довольно большой, состоящей преимущественно из речитативов, партии главного злодея, была исполнена так, что отвращение, которое герой испытывает к миру и людям, стало не просто очевидно, а неприятно. И никаких симпатий к этому персонажу, как и предполагал композитор, не возникало! Интересно было дальше наблюдать, как Яго плетет интриги, а потом с любопытством натуралиста и с алчной скрытностью паука, ждет результатов. Ну, чистый диккенсовский Урия Гип из «Дэвид Копперфильд»! Дуэты, полные иезуитской обманчивой доброжелательности Яго и дикой ревнивой ярости Отелло, убеждают, что интриган разбудил вулкан, который поглотит и его, хотя он этого еще не понимает. Словом, перефразируя известную поговорку, у Яго слепая злоба на злобе сидит и злобой погоняет!
«Отелло» стал для меня первой оперой, в которой я не сочувствовала герою Владислава Сулимского, а ждала, когда же этого мерзавца, наконец, справедливо прикончат вскоре после смерти Дездемоны! Что тут скажешь? Браво, Владислав Олегович!
Но, несмотря на восхищение исполнением роли Владиславом Сулимским, действом оперы и самим спектаклем я не была потрясена, хотя обычно со мной это бывает на операх-трагедиях, особенно с участием любимого баритона. Вокалом и образом, им созданным, я впечатлилась, а тем, что видела на сцене, нет. В конце оперы и в середине, временами мысленно смеялась над странными ассоциациями, которые рождала сценография (дети, сидящие на полу и рисующие карандашами, – просто картинка из памяти: английские школьники в Британском музее на уроке рисования; люди, стоящие с портретами в приемной губернатора, – одиночные пикеты по поводу…; питье вина из алюминиевых фляги и кружек – обед на полевом стане или на ферме), ловила себя на желании дать совет Дездемоне: «Да пошли ты своего Отелло подальше, врежь ему, как следует куда надо, чтоб неповадно было рукоприкладничать!» Правда, с другими исполнителями Яго мне даже музыка оперы не нравилась! И это заставляло задуматься: «Почему?»
Есть оперные постановки, которые доставляют эстетическое наслаждение – прекрасная музыка, великолепные голоса, интересные костюмы и декорации, хорошая постановка. Многие спектакли властно берут в плен и становятся частью твоего внутреннего «островка безопасности», где всегда можно укрыться от любых невзгод. Ряд сценических воплощений опер вызывает гомерический смех, хотя сюжет и музыка к этому не располагают. От некоторых болит сердце, хочется плакать от обиды, закрыть глаза и никогда этого больше не видеть. А иные режиссерские решения в спектаклях вызывают раздражение, потому что очень мешают воспринимать оперу в ее синтетической многоликости: саму музыку и либретто, в которых воплотились идеи и замыслы создателей произведения; историю героев, логика поступков которых намертво связана в менталитетом их эпохи; вокальное исполнение, которое в оперном искусстве требует от певца не только высочайшего мастерства и выразительности, но физической и «голосовой» силы и выносливости.
Опера «Отелло» Верди в Мариинской постановке у меня попадает в разряд раздражающих. Если бы действие на сцене происходило, как задумано в либретто, в XV веке, то я бы в итоге подумала: «Господи, какие кошмарные нравы! Бедная бесправная женщина во власти мужчин!» Так подспудно я думаю, слушая «Трубадура», «Дона Карлоса», даже «Травиату». А в современной версии постановки «Отелло» моя финальная мысль звучит так: «Ну, и …(как бы поприличней сказать?) глупая же женщина, эта Дездемона! Позволять так над собой издеваться!» А конкретно на этом спектакле я встала с кресла, произнося про себя с иронией перефразированный текст записки сэру Генри из «Собаки Баскервилей» Конан-Дойля: «”Если жизнь и рассудок дороги Вам, держитесь подальше от...” любящих мужчин!» Поскольку средневековые страсти никак не ложатся на современные реалии: «Не верю!»
А еще 12 января я весь спектакль ломала голову, почему после триумфальной премьеры вердиевской оперы «Отелло» в 1887 году в Милане, в знаменитом театре Ла Скала, ее признали лучшим творением Верди? Может потому, что тогда в моду вошли веристы и на оперной сцене уже властвовал Пуччини? Нет, это было впереди, до этого оставалось еще лет пять-десять! Но прежнюю музыку великого Верди музыкальная молодежь, среди которой был и автор либретто «Отелло» композитор Арриго Бойто, незаслуженно называла устаревшей. Возможно, потому, что самому Верди тогда было уже сильно за семьдесят, и после своей знаковой оперы «Аида» он сделал долгий перерыв в творчестве? Молодежи часто кажется, что лев повержен и можно потоптаться на его еще не снятой шкуре. А зря! У великих творцов бывает и вторая, и третья молодость! Иллюзия рассеялась, когда после многолетней работы Верди представил свое новое детище – «Отелло». Желая показать всем, что не отстал от времени, он создал принципиально новое для своего композиторского стиля и почерка произведение. Без увертюры, с бесконечными пароходными гудками и ревом маяка, буйством волн и ветра. Настоящая симфоническая картина «Буря на море возле берегов Кипра». Музыка оперы «Отелло», которую я слушаю в Мариинке не впервые, как и смотрю спектакль, в этот раз поразила своей кинематографичностью, она требовала динамичную картинку, как в кино, с терпящим бедствие кораблем, уповающей только на себя и Бога командой, с мечущейся по причалу толпой встречающих и ревущим, слепящим своими огнями маяком! Мне хотелось спросить: «Это Верди?» И, опираясь на отдаленную от 1887 года современность, знакомую с музыкой опер более поздних композиторов итальянской школы, ответить: «В ней же так и витают музыкальные приемы и мелодические ходы Пуччини, Масканьи, Леонковало!». Вчера во многих местах оперы я не могла отделаться от ощущения, что я слушаю не Верди, а Пуччини! Специалисты пишут, что в этот период, в 1870-1880 годы, в итальянской опере властвовали Верди и Вагнер. А про музыкальную стилистику Пуччини говорят, что он по-новому относился к законам гармонии, к вопросам обращения и разрешения устойчивых и неустойчивых звуков и аккордов. Главным его приемом было разрешение доминанты в субдоминанту вместо тоники, а также параллельные квинты и т. п. Но ведь главное гармоническое новаторство Вагнера как раз и состоит в бесконечном «восхождении по неустойчивым ступеням», создающим иллюзию нескончаемого стремления ввысь! Один «Лоэнгрин» с его музыкальной «готикой» чего стоит! А выведение Вагнером оркестра в опере на равные позиции с певцами, иногда и на главенствующие, внедрение симфонизма в оперную музыку, обеспечило ее драматическую выразительность и содержательность. Это все в «Отелло» видно, то есть слышно невооруженным ухом! Получается, что сам Верди заложил противоречие между либретто и музыкальным его воплощением. И, если так можно выразиться, именно либреттист, он же молодой композитор, «отставал» от жизни, а не Верди с его новаторской музыкой, к которую маяк так и просится… Ведь музыкальный импрессионизм и симфоническая «живопись» в музыке «Отелло» уже явственно слышна
Думаю, теоретики музыки и ее историки, улыбнуться по поводу маленьких открытий увлеченного зрителя. Но я на спектакле 12 января отчетливо услышала, а после него, подумав, поняла, что не Верди подстраивался под «молодежную» музыкальную моду в опере, а молодежь выросла на его композиторских находках. В антракте я пошутила, что Верди в стиле Пуччини (а музыку «Отелло» я именно так и воспринимала до недавнего времени) мне нравится меньше, чем Верди в стиле Верди.
На следующий день я прочитала, что Пуччини захотел стать оперным композитором, услышав вердиевскую «Аиду», вообще, он был большим почитателем музыки Верди. И премьеры всех опер Пуччини, кроме одной, состоялись после первой постановки «Отелло». Вот и выходит, что новые веяния, которые напомнили мне музыку веристов и, в частности, Пуччини, на самом деле были новой ипостасью таланта оперного гения, т.е. Верди, его провидческим ответом на трансформации эпохи. Но до веризма в сюжетах он снизойти не мог, потому для либретто и взял бессмертную шекспировскую трагедию, произошедшую в конце XV века. Злодей Яго сплёл интригу, натравил ревнивого мавра на жену и наслаждался полученным результатом, словно срежессированным спектаклем. Великие сюжеты потому и велики, что они вечны и вневременны… Но снижение их накала до бытовой истории за счет перенесения в реалии современности ни к чему хорошему не приводит. Получается некрасивый эпизод криминальной хроники, для трагедии нужны масштабы и отстраненность… Во времени! Великое видится на расстоянии!
Фото Натальи Яшиной
Свидетельство о публикации №218011500030